ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 июля 2019 г. N 05-15/3793

В связи с обращением, поступившим в Центральную избирательную комиссии Российской Федерации, сообщаем, что, по нашему мнению, вопросы, поставленные в обращении, затрагивают непосредственно статус депутата представительного органа муниципального образования, что не относится к компетенции ЦИК России, установленной статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В тоже же время полагаем необходимым обратить внимание на следующее. Системный анализ федерального законодательства, определяющего статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования (статья 7.1 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 35.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") позволяет сделать следующие выводы относительно образования и деятельности фракций в указанных органах.

Фракцией является объединение депутатов, избранных в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракцию могут входить депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

Депутаты, не входящие во фракции, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Такое регулирование не закреплено непосредственно Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но на наш взгляд, по смыслу правового регулирования относится в том числе к организации деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований. Этот вывод подтверждается, в частности, позицией, изложенной в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 9-АПГ17-23.

Следует учитывать, что создание фракций связано, прежде всего, с избранием кандидатов в составе списков. Для депутатов, входящих во фракцию, устанавливается запрет на выход из нее, а также из политической партии, во фракцию которой входит депутат, в случаях и в порядке, установленных законом. Нарушение указанных требований влечет за собой утрату депутатского мандата. Подобные ограничения не предусматривается для депутатов, входящих в депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлении от 13 апреля 2017 года N 11-П и других постановлениях, касающихся выдвижения политическими партиями кандидатов по одномандатным избирательным округам, соответствующие правовые нормы должны исходить из необходимости обеспечения разумного баланса коллективных и индивидуальных интересов всех субъектов избирательного процесса и не допускать искажения существа пассивного избирательного права граждан, носящего индивидуальных характер, и не приводить к созданию необоснованных или избыточных барьеров, препятствующих его полноценному осуществлению.

Таким образом, действующее законодательство не регулирует вопрос о возможности формирования фракций политических партий в представительных органах муниципальных образований, избираемых полностью на основе мажоритарной избирательной системы, а также формируемых в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Член Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
Е.М.ОРЛОВА