Приложение
к постановлению Совета ТПП РФ
от 20 апреля 2016 г. N 6-1

КОДЕКС
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Общие положения

1.1. Настоящий Кодекс взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

1.2. Основные цели принятия Кодекса:

- установление норм и правил взаимодействия между торгово-промышленными палатами, позволяющих им максимально эффективно выполнять свои задачи и функции по поддержке предпринимательства и его обслуживанию;

- установление норм и правил взаимодействия торгово-промышленных палат с коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, позволяющих им эффективно взаимодействовать в сфере развития предпринимательства, поддержки традиций и обычаев деловой практики, защиты интересов бизнеса и повышения его социальной привлекательности.

1.3. Кодекс позволит торгово-промышленным палатам более эффективно решать свои прямые уставные задачи, важнейшими из которых являются:

- содействие созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развитию всех ее видов и направлений;

- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти, органами местного самоуправления и социальными партнерами;

- оказание содействия развитию всех видов торгово-экономических и научно-технических связей субъектов предпринимательской деятельности Российской Федерации с субъектами предпринимательства зарубежных стран.

Статья 2. Принципы, этические нормы и правила взаимодействия торгово-промышленных палат в Российской Федерации

2.1. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации образуют единую систему, включающую в себя Торгово-промышленную палату Российской Федерации (ТПП России), торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации (ТПП субъектов Российской Федерации) и торгово-промышленные палаты муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ТПП муниципальных образований).

2.2. Членство торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований в Торгово-промышленной палате Российской Федерации является обязательным.

2.3. Членство торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации является обязательным.

Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований, действующих в этом субъекте Российской Федерации. Такая координация осуществляется в целях развития экономики субъектов Российской Федерации, участия в формировании и реализации региональных экономических программ, развития и поддержки предпринимательства, представления и защиты интересов своих членов в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участия в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, затрагивающих интересы организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом гражданско-правовую самостоятельность торгово-промышленных палат муниципальных образований данное положение не затрагивает.

2.4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы всей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти и управления, общероссийскими общественными организациями, объединениями предпринимателей, а также на международном уровне.

ТПП РФ вправе создавать свои представительства, филиалы и иные обособленные подразделения в субъектах Российской Федерации в следующих случаях:

- на территории субъектов РФ, где не учреждены или прекратили свою деятельность торгово-промышленные палаты;

- по согласованию с соответствующей торгово-промышленной палатой, на территории деятельности которой планируется создать указанные обособленные подразделения;

- в исключительных случаях по решению Совета ТПП РФ;

- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (филиалы, представительства, специально созданные для обеспечения деятельности отделений Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП России и Морской арбитражной комиссии при ТПП России).

Филиалы, представительства организаций, создаваемых ТПП РФ, а также дочерние организации последних для осуществления предпринимательской деятельности на территории палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут создаваться только на основе взаимного согласия (соглашения).

2.5. Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее по тексту вместе именуемые - торгово-промышленные палаты) осуществляют свою деятельность в пределах территорий, на которых они образованы и которые закреплены в их уставах.

2.6. Торгово-промышленные палаты осуществляют свою деятельность на основе принципов равноправия, уважения партнера и взаимной поддержки, добропорядочности, не допуская случаев недобросовестной конкуренции.

В целях повышения своего авторитета и общественного доверия торгово-промышленные палаты избегают любых действий, способных снизить престиж палат среди деловых кругов, хозяйствующих субъектов и институтов гражданского общества.

2.7. Торгово-промышленные палаты активно способствуют открытому и честному взаимовыгодному сотрудничеству, расширяя и совершенствуя в этих целях правовое, информационное, консультационное, методическое и иное взаимодействие на основе двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве.

2.8. В процессе реализации своего права содействия внешнеэкономической деятельности отечественного бизнеса, устанавливая и поддерживая прямые международные контакты с иностранными партнерскими организациями, торгово-промышленные палаты всемерно способствуют укреплению позиций и авторитета российского предпринимательства на зарубежных рынках, эффективно продвигают и отстаивают интересы России в мировой экономике.

2.9. Торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации не создают представительства, филиалы, а также не направляют своих представителей для выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", на территории деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований субъекта Российской Федерации, и наоборот, если иное не предусмотрено соглашениями между соответствующими палатами.

Создание организаций с долевым участием торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации для оказания услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", в регионе деятельности торгово-промышленных палат муниципальных образований субъекта Российской Федерации, и наоборот, допускается только на основе взаимного согласия сторон (соглашения).

Торгово-промышленные палаты считают необходимым оказывать организациям и предпринимателям услуги, а также выполнять для них работы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", а именно: по экспертизе, контролю качества, количества и комплектности товаров, экспертизе определения страны происхождения товаров, ведению Реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, самостоятельно или через организации, созданные со 100% долевым участием торгово-промышленных палат, а также через организации, созданные со 100% долевым участием торгово-промышленных палат и профильных организаций системы ТПП РФ.

2.10. Торгово-промышленные палаты обязуются строго соблюдать единые тарифы, устанавливаемые ТПП России за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Во избежание использования демпинга в качестве инструмента конкуренции, а также неоправданного завышения тарифов, которые не установлены ТПП России, торгово-промышленные палаты координируют между собой тарифную политику по основным направлениям деятельности.

2.11. Торгово-промышленные палаты информируют ТПП России о всех ставших им известными фактах нарушения палатами законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также обычаев делового оборота, этических норм ведения бизнеса, положений и принципов взаимодействия, закрепленных в настоящем Кодексе.

2.12. Непременным условием деятельности торгово-промышленных палат является добросовестность в отношении их членов и клиентов, которых они обслуживают, активное противодействие недобросовестным участникам рынка по оказанию услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. Палаты не должны использовать методы, которые бы ущемляли экономические интересы предпринимателей, сдерживали и ограничивали расширение конкурентной среды.

2.13. Торгово-промышленные палаты признают необходимость и проводят совместно с ТПП России скоординированную работу с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по продвижению проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере экономики и предпринимательства, а также вопросов, касающихся деятельности палат.

2.14. В пределах одного федерального округа может действовать только одно объединение (ассоциация, совет, форум и т.п.) торгово-промышленных палат федерального округа.

Допускается создание рабочих групп торгово-промышленных палат для решения целевых задач.

2.15. Торгово-промышленные палаты признают, что непременным условием создания ТПП муниципального уровня является целесообразность (объективная необходимость), а также возможность выполнения ею задач и функций, стоящих перед торгово-промышленными палатами (наличие условий для реализации уставных функций и задач, специалистов и др.).

2.16. Торгово-промышленные палаты считают неэтичными и неприемлемыми любые действия, приводящие к противоречиям в отношениях между палатами, а также публичное выяснение отношений между палатами, в том числе с использованием средств массовой информации.

Статья 3. Принципы, этические нормы и правила взаимодействия торгово-промышленных палат с организациями и индивидуальными предпринимателями

3.1. Торгово-промышленные палаты осуществляют взаимоотношения с коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, строго соблюдая действующее законодательство Российской Федерации, традиции и обычаи деловой практики, а также принципы и нормы, содержащиеся в настоящем Кодексе.

3.2. Главные усилия и действия торгово-промышленные палаты сосредоточивают на повышении своей роли и авторитета в предпринимательском сообществе России, его сплочении и активизации участия в решении актуальных задач социально-экономического развития страны.

3.3. Торгово-промышленные палаты стремятся к налаживанию постоянного и интенсивного сотрудничества с федеральными, региональными, отраслевыми, местными ассоциациями, союзами и иными предпринимательскими объединениями для координации совместных действий по совершенствованию нормативно-правовой базы развития предпринимательства, продвижению и защите интересов бизнеса, стимулированию повышения его социальной ответственности.

3.4. Торгово-промышленные палаты совместно с предпринимательской общественностью принимают все возможные меры для выявления и пресечения недобросовестной конкуренции, нецивилизованного предпринимательства, активно и последовательно участвуют в борьбе по противодействию нелегальной экономической деятельности и коррупции.

3.5. Первостепенное значение во взаимодействии с организациями, индивидуальными предпринимателями, а также их ассоциациями, союзами торгово-промышленные палаты придают внедрению принципов информационной открытости и прозрачности ведению бизнеса в организациях, являющихся их членами.

3.6. Торгово-промышленные палаты разрабатывают и осуществляют, в том числе совместно с образовательными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями программы подготовки и повышения квалификации сотрудников и специалистов палат и организаций, представляющих бизнес-сообщество, заботятся о повышении корпоративной культуры.

3.7. Торгово-промышленные палаты не разглашают конфиденциальную информацию, ставшую им известной в ходе осуществления уставной деятельности, если раскрытие такой информации может нанести ущерб правам и интересам самих торгово-промышленных палат, а также причинить имущественный ущерб или моральный вред организациям, являющимся их членами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.8. Торгово-промышленные палаты и их работники уважительно относятся к корпоративной символике и атрибутике системы ТПП России, не используя их для извлечения личной выгоды или вне рабочего места, а также в рекламных акциях, не связанных с уставной деятельностью палат.

3.9. Торгово-промышленные палаты не участвуют в избирательных кампаниях политических партий, депутатов законодательных (представительных) органов всех уровней, руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но имеют право выражать свое отношение к их социально-экономическим программам.

Статья 4. Принципы, этические нормы и правила профессиональной и корпоративной этики работников торгово-промышленных палат

4.1. Работники торгово-промышленных палат последовательно и неукоснительно соблюдают общие правила и нормы морали и деловой этики: честность, порядочность, принципиальность, предупредительность и открытость в общении с предпринимателями и своими коллегами, потребителями предоставляемых услуг (работ).

4.2. При осуществлении профессиональной деятельности работники торгово-промышленных палат рассматривают и разрешают все возникающие спорные ситуации объективно и непредвзято, не допуская личной заинтересованности и корыстных умыслов, избегая конъюнктурных и субъективных проявлений, не уступая давлению со стороны любых заинтересованных лиц и организаций, в том числе властных структур.

4.3. Работники торгово-промышленных палат проявляют высокую ответственность и творческий подход к выполнению своих функциональных обязанностей, показывая пример организованности и деловитости в своей работе и требуя того же самого от своих коллег.

4.4. Работники торгово-промышленных палат сохраняют конфиденциальность информации, полученной в ходе выполнения своих должностных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Работники палат не могут использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды, а также в ущерб интересам палаты, клиентов в пользу их конкурентов.

4.5. Руководители и работники торгово-промышленных палат не могут выступать в качестве учредителей (или в числе учредителей) организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, предусмотренные Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

4.6. Работники торгово-промышленных палат вправе рассчитывать на внимание и заботу о своем материальном благополучии со стороны руководства палат, достойную и справедливую оплату труда, служебный и профессиональный рост. Работники палат не имеют права принимать неофициальную плату за оказанные профессиональные услуги в рамках выполнения своих должностных обязанностей в денежной или иной форме.

4.7. Неэтичны и неприемлемы любые действия работников палат, выходящие за пределы их компетенции, а также связанные с преднамеренным или непреднамеренным введением клиентов в заблуждение относительно профессиональных возможностей палат и подведомственных им организаций.

Статья 5. Ответственность торгово-промышленных палат за нарушение принципов, этических норм и правил, предусмотренных настоящим Кодексом

В случае нарушения торгово-промышленными палатами принципов и норм, предусмотренных настоящим Кодексом, Совет ТПП РФ принимает решения по отношению к нарушителям, исходя из действующего законодательства Российской Федерации и Устава ТПП России.