III. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного строительного надзора

III. Организация проведения контрольных (надзорных)
мероприятий при осуществлении федерального государственного
строительного надзора

22. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является начальник (заместитель начальника) ОНРД.

Запрещается проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля <1>.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 27 Федерального закона (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007).

23. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

24. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона <2>.

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007.

25. Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после дня поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок (не более 10 рабочих дней после дня поступления информации о наступлении события), в течение которого ОНРД должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является необходимым <1>.

--------------------------------

<1> Часть 14 статьи 54 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 24, ст. 4188).

26. Программа проверок утверждается начальником (заместителем начальника) ОНРД.

27. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.

Программа проверок формируется в 2 экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения программы проверок направляется (вручается) застройщику или техническому заказчику почтовым отправлением.

28. Формирование программы проверок обеспечивается должностным лицом (должностными лицами), ответственным за осуществление федерального государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается распоряжением начальника (заместителя начальника) ОНРД, в течение 5 рабочих дней после дня получения извещения о начале работ.

В случае принятия решения начальником (заместителем начальника) ОНРД о проведении контрольных (надзорных) мероприятий группой должностных лиц ответственное должностное лицо вносит начальнику (заместителю начальника) ОНРД предложения о включении должностных лиц ОНРД в состав такой группы исходя из компетенции должностных лиц с учетом предмета контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в программе проверок.

29. Изменение в программу проверок вносится ОНРД в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.

Утверждение и направление (вручение) застройщику или техническому заказчику программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 27 Положения.

30. В рамках осуществления федерального государственного строительного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) документарная проверка;

2) выездная проверка.

31. Срок проведения документарной проверки не может превышать срок, установленный статьей 72 Федерального закона <1>. Срок проведения выездной проверки не может превышать срок, установленный статьей 73 Федерального закона <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен начальником (заместителем начальника) ОНРД на основании мотивированного представления должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний <3>.

--------------------------------

<3> Часть 13 статьи 65 Федерального закона (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007).

32. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется ОНРД не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, посредством заблаговременного направления копии решения начальника ОНРД о проведении выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

33. В случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия решением начальника ОНРД переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия контролируемого лица.

34. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должностное лицо ОНРД, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не позднее чем за 3 рабочих дня до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

35. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

3) экспертиза.

36. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) испытание;

8) экспертиза.

37. В случае проведения документарных проверок и выездных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение таких проверок, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.

Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами, уполномоченными на проведение документарных проверок и выездных проверок, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, осуществляется с учетом выполнения технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой законом тайне.

38. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами.

Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.

Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.

39. В день окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения <1> в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151, оформляется акт.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 87 Федерального закона (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188).

В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Кодекса <2>, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона <3> должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается (направляется) контролируемому лицу.

40. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок. Предписание оформляется в 2 экземплярах. Один экземпляр вручается (направляется) контролируемому лицу, другой экземпляр предписания помещается в дело по объекту капитального строительства, в отношении которого осуществляется федеральный государственный строительный надзор.

41. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства ОНРД проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона <1>, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Кодекса <2> (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103.

ОНРД выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Кодекса, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона.

ОНРД отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Кодекса, и такие нарушения не были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона.

42. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии оформляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом (должностными лицами), осуществлявшим выездную проверку, и утверждается распоряжением начальника (заместителя начальника) ОНРД.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения не позднее 10 рабочих дней после утверждения передается (направляется) застройщику или техническому заказчику.

43. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в досудебном или в судебном порядке.

44. Заключение о соответствии отзывается ОНРД на основании вступившего в законную силу решения суда.