СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 декабря 2015 г. N 406

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией настоящего приказа, осуществлять в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ

Утвержден
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 31 декабря 2015 г. N 406

ПОРЯДОК
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Порядок) определяет организацию обеспечения условий доступности для инвалидов зданий (помещений) федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента (далее - объекты), а также оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих использованию объектов наравне с другими лицами.

Организационные меры по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, используемых для размещения и деятельности районных, городских и межрайонных судов (далее также - районных судов), гарнизонных военных судов, осуществляют органы Судебного департамента совместно с соответствующим судом.

2. Федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и органы Судебного департамента, в отношении закрепленных за ними объектов, принимают меры по обеспечению условий доступности объектов для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), которые включают:

возможность беспрепятственного доступа к объектам с соблюдением контрольно-пропускного режима;

возможность самостоятельного или с помощью сопровождающих их лиц передвижения по территории, на которой расположен объект, входа на объект и выхода из него;

надлежащее размещение оборудования и средств отображения информации, необходимых для получения инвалидами требуемой информации либо достижения места назначения с учетом ограничений жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;

разъяснения в доступной для инвалидов форме порядка посещения (нахождения, использования) и совершении ими других необходимых действий в соответствии с целями посещения объекта;

реализацию на электронных средствах (информационный киоск) отображения информации в режиме для слабовидящих пользователей.

3. Кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционный военный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, федеральные арбитражные суды, органы Судебного департамента:

организуют инструктирование должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов для инвалидов с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;

осуществляют с 01.07.2016 меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов с соблюдением условий их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также положений пункта 41 "Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521;

принимают согласованные с представителями общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов (до их реконструкции или капитального ремонта).

II. Организация обследования зданий (помещений), а также
составления паспортов доступности объектов

4. В целях определения соответствия объекта государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту проводится обследование объекта (далее - обследование и паспортизация), по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта (далее - Паспорт доступности).

5. Приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, а для районного суда, гарнизонного военного суда, органа Судебного департамента - начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации назначается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта (далее - Комиссия), утверждается ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.

6. В состав Комиссии рекомендуется включать (по согласованию) представителей общественных объединений инвалидов и территориальных органов социальной защиты населения соответствующего уровня.

В случае если суд размещается в арендуемом помещении, в состав Комиссии включается представитель собственника объекта.

7. По результатам обследования объекта Комиссией для включения в Паспорт доступности (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006) разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности объекта в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в случае невозможности обеспечения условий полной доступности);

по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта с учетом потребностей инвалидов;

по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности для инвалидов с 01.07.2016.

8. Паспорт доступности должен содержать следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;

в) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

9. Оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием следующих показателей:

выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;

адаптированные лифты (при необходимости и технической возможности);

поручни;

пандусы, роллопандусы;

подъемные платформы (аппарели) (при необходимости и технической возможности);

мобильные лестничные подъемники гусеничного типа;

раздвижные двери;

доступные входные группы;

кнопка вызова;

доступные санитарно-гигиенические помещения;

достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации;

дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией;

наличие на электронных средствах (информационный киоск) отображения информации в режиме для слабовидящих пользователей.

10. Паспорт доступности утверждается председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, а для районного суда, гарнизонного военного суда, органа Судебного департамента - начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

11. Последующие обследование и паспортизация проводятся в течение месяца после завершения реконструкции, капитального ремонта объекта, но не реже одного раза в 5 лет.

III. Обобщение результатов обследования и разработка плана
мероприятий по повышению значений показателей доступности
для инвалидов объекта

12. По результатам обследования и паспортизации Комиссией разрабатывается план мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта (далее - план мероприятий) и определяется перечень необходимых работ.

13. План мероприятий должен содержать:

сведения об объекте, на котором будут проводиться работы в целях повышения значений показателей их доступности для инвалидов (объемы, сроки и результаты проведения указанных работ);

сведения о мероприятиях (административно-правового, планово-бюджетного, информационного, методического характера), проводимых в целях обеспечения доступности объектов для инвалидов;

расчеты потребностей бюджетных средств, необходимых для приведения объектов в соответствие с потребностями инвалидов.

14. К разработке плана мероприятий могут привлекаться (по согласованию) представители общественных организаций инвалидов.