IV. Порядок проведения контрольно-ревизионного мероприятия

IV. Порядок проведения контрольно-ревизионного мероприятия

4.1. По прибытии на ревизуемый (проверяемый) объект руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) предъявляет руководителю ревизуемого (проверяемого) объекта предписание на право проведения контрольно-ревизионного мероприятия, знакомит его с планом проведения контрольно-ревизионного мероприятия, информирует о порядке, сроках проведения и подведения итогов контрольно-ревизионного мероприятия, представляет членов ревизионной группы.

Проверка вопросов плана проведения контрольно-ревизионного мероприятия, составляющих государственную тайну, поручается членам ревизионной группы, имеющим допуск к государственной тайне.

4.2. При проведении контрольно-ревизионного мероприятия контрольно-ревизионные работники должны иметь служебные удостоверения.

4.3. Руководитель ревизуемого (проверяемого) объекта знакомит членов ревизионной группы (контрольно-ревизионных работников) с должностными лицами, дает указание о предоставлении членам ревизионной группы (контрольно-ревизионным работникам) необходимых для проведения контрольно-ревизионного мероприятия документов (материалов), выделяет служебное помещение для работы и хранения материалов, обеспечивает компьютерной, вычислительной и оргтехникой, средствами связи, доступом к сети "Интернет" и информационно-справочным системам, автотранспортом.

4.4. Способы и методы проведения контрольно-ревизионного мероприятия руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) определяет самостоятельно, исходя из требований действующего законодательства, утвержденного плана проведения контрольно-ревизионного мероприятия и специфики деятельности ревизуемого (проверяемого) объекта.

4.5. При проведении контрольно-ревизионного мероприятия члены ревизионной группы (контрольно-ревизионные работники) используют первичные учетные документы, вспомогательные ведомости, разработочные таблицы, отчетные документы, регистры бюджетного, статистического учета, материалы инвентаризации, проверок, проведенных финансовыми органами, внебюджетными фондами, хозяйственные договоры, государственные контракты и иные финансовые и хозяйственные документы.

4.6. Ревизуя (проверяя) бухгалтерские, хозяйственные документы, отчеты, контрольно-ревизионный работник проверяет:

содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;

записи в регистрах бюджетного учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетности, отчетные данные - с расчетными (балансом, сметой и т.д.);

данные разных документов, относящихся к взаимосвязанным хозяйственным операциям;

расчеты сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов;

соответствие сметы расходов на содержание ревизуемого (проверяемого) объекта установленным нормативам ассигнований в целом и по отдельным статьям;

использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;

соблюдение установленного порядка ведения бюджетного учета, обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах, достоверность отчетных данных;

в обязательном порядке кассовые операции, операции по лицевым счетам, операции с материальными ценностями;

фактическое наличие, сохранность и правильное использование материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и документов, достоверность расчетов, объемы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;

состояние системы внутреннего контроля на ревизуемом (проверяемом) объекте, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, полнотой и своевременностью оприходования, сохранностью и фактическим наличием денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

принятых ревизуемым (проверяемым) объектом мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущего контрольно-ревизионного мероприятия.

4.7. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах контрольно-ревизионным работником (членами ревизионной группы) проводится сплошным или выборочным способом:

4.7.1. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бюджетного учета. Аналогично проверяются и другие участки деятельности ревизуемого (проверяемого) объекта, если это предусмотрено планом проведения контрольно-ревизионного мероприятия, постановлением правоохранительных органов.

4.7.2. При выборочном способе объем проверки определяется в зависимости от необходимости, объема и характера проверяемых операций. В акте ревизии (справке по итогам проверки) указывается, какой конкретно объем и какой период проверен выборочно.

4.8. Законность совершения финансовых и хозяйственных операций, порядок их оформления, соответствие бухгалтерских записей содержанию операции определяются путем проверки их соответствия требованиям действующего законодательства, ведомственных нормативных и иных правовых актов, фактическому выполнению работ или оказанию услуг.

4.9. Достоверность финансовых и хозяйственных операций устанавливается путем проведения формальной или арифметической (счетной) проверки, применения других приемов документального и фактического контроля:

4.9.1. Формальная проверка устанавливает правильность заполнения всех реквизитов документа, придающих ему юридическую силу, наличие подтвержденных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, наличие подписей должностных и материально ответственных лиц. При возникновении сомнений руководителю ревизионной группы (контрольно-ревизионному работнику) следует получить личное письменное подтверждение работника.

4.9.2. Арифметическая (счетная) проверка определяет правильность подсчетов в документах. Применяется при проверке кассовых отчетов, определении итогов и выведении остатков в кассовой книге, расчетно-платежных (раздаточных) ведомостях и других документах.

4.10. При установлении фактов нарушения финансовой дисциплины, злоупотреблений должностных лиц контрольно-ревизионный работник (член ревизионной группы) определяет размер причиненного ущерба, причины нарушений должностными и иными лицами, по вине или попустительстве которых совершены нарушения.

4.11. По выявленным нарушениям и в других необходимых случаях руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) получает от должностных и других лиц ревизуемого (проверяемого) объекта копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, писем, приказов и других документов), или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения должностных лиц.

4.12. Контрольно-ревизионный работник обязан обеспечить такой порядок проведения контрольно-ревизионного мероприятия, при котором бы исключались случаи внесения каких-либо исправлений или дополнительных записей в учетные регистры, отчетность, приходные и расходные документы, подтверждающие финансово-хозяйственные операции.

4.13. В случаях обнаружения фиктивных документов, совершения подлогов и так далее изъятие документов производится в установленном законодательством порядке, с оставлением в делах акта и копий или описей изъятых документов.

4.14. В случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного учета на ревизуемом (проверяемом) объекте либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольно-ревизионного мероприятия, руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) письменно ставит об этом в известность руководителя ревизуемого (проверяемого) объекта, приостанавливает проведение контрольно-ревизионного мероприятия, извещает руководителя, назначившего контрольно-ревизионное мероприятие, о его приостановлении. Контрольно-ревизионное мероприятие продолжается по окончании работ по восстановлению учета.

4.15. В случае отказа работников ревизуемых (проверяемых) объектов в допуске руководителя ревизионной группы (контрольно-ревизионного работника), предъявившего предписание на проведение контрольно-ревизионного мероприятия, на ревизуемый объект или в предоставлении необходимой информации, а также в случае задержки с предоставлением необходимой информации руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) обязан оформить акт об отказе в допуске на объект или в представлении информации с указанием даты, времени, места, данных работника (должность, фамилия), допустившего противоправные действия. При необходимости требования руководителя ревизионной группы (контрольно-ревизионного работника) предварительно оформляются письменно и передаются руководителю или иному должностному лицу ревизуемого (проверяемого) объекта.

4.16. При необходимости сверки данных, представленных ревизуемым (проверяемым) объектом (выписки расчетных операций из журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (или из карточки учета средств и расчетов), копии документов, актов сверок расчетов за проверяемый период) с первичными документами или данными бухгалтерского (бюджетного) учета организации, получившей от ревизуемого (проверяемого) объекта или передавшей ей денежные средства, материальные ценности и документы, руководитель ревизуемого (проверяемого) объекта может запросить у вышеуказанной организации копии документов.

4.17. В случае расхождения данных руководитель ревизионной группы (контрольно-ревизионный работник) вправе получать объяснения в письменном виде.

4.18. По решению руководителя ревизионной группы по результатам сверки составляется справка, которая прилагается к акту ревизии (справке по итогам проверки).