СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 1987 г. N 49

(в ред. - Постановлений Совмина СССР от 17.03.88 N 352,
от 06.05.89 N 385, от 20.07.89 N 574, 06.08.90 N 780,
от 03.09.90 N 884)

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СССР И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ СОВЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ФИРМ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

В целях дальнейшего развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с капиталистическими и развивающимися странами на стабильной и взаимовыгодной основе Совет Министров СССР постановляет:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Установить, что совместные предприятия с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран (далее именуются "совместные предприятия") создаются на территории СССР на основе договоров, заключаемых участниками таких предприятий.

Совместные предприятия руководствуются в своей деятельности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления", настоящим постановлением и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик, с изъятиями, установленными межгосударственными и межправительственными договорами СССР.

2. Предложения о создании совместных предприятий вместе с технико-экономическими обоснованиями и проектами учредительных документов вносятся заинтересованными советскими организациями в орган управления, с согласия которого создается совместное предприятие.

Решения о создании совместных предприятий с фирмами капиталистических и развивающихся стран принимаются государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящего органа управления.

Кооперативы, осуществляющие производственную деятельность, создают с участием зарубежных организаций и фирм совместные предприятия с согласия соответственно Совета Министров союзной республики, крайисполкома, облисполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома по месту нахождения кооператива либо с согласия министерства (ведомства), при предприятии (организации, учреждении) которого образован кооператив.

Новое строительство или крупномасштабная реконструкция при создании совместных предприятий осуществляются с согласия территориальных органов управления.

В остальных случаях советские участники совместных предприятий представляют территориальным органам управления соответствующую информацию.

3. Министерства и ведомства, в систему которых входят советские участники совместных предприятий, при создании таких предприятий ставят своей целью более полное удовлетворение потребностей страны в определенных видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах, привлечение в народное хозяйство СССР передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, развитие экспортной базы страны и сокращение нерационального импорта.

II. УЧАСТНИКИ, ИМУЩЕСТВО И ПРАВА СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

4. Участниками совместного предприятия могут быть одно или несколько советских предприятий (объединений и других организаций), являющихся юридическими лицами, и одна или несколько иностранных фирм (компаний, корпораций и других организаций), являющихся юридическими лицами.

5. Доли советских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия определяются по договоренности между ними.

6. Совместные предприятия являются юридическими лицами по советскому законодательству. Они могут от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Совместные предприятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.

7. Совместное предприятие должно иметь устав, утверждаемый его участниками. Устав определяет предмет и цели деятельности предприятия, его местонахождение, состав участников, размер уставного фонда, размер долей участников, порядок формирования уставного фонда (в том числе в иностранной валюте), структуру, состав и компетенцию органов управления предприятием, порядок принятия решений и круг вопросов, решение которых требует единогласия, а также порядок ликвидации предприятия. В устав могут быть включены и другие положения, не противоречащие советскому законодательству и относящиеся к особенностям деятельности совместного предприятия.

8. Срок деятельности совместного предприятия согласовывается с участниками в договоре о создании предприятия или в его уставе (далее именуются "учредительные документы").

9. Созданные на территории СССР совместные предприятия после вступления в силу их учредительных документов регистрируются в Министерстве финансов СССР и приобретают права юридического лица с момента регистрации. Сообщение о создании совместных предприятий публикуется в печати.

10. Уставный фонд совместного предприятия образуется за счет прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а при необходимости также за счет дополнительных вкладов его участников.

11. В счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, "ноу-хау"), денежные средства в валютах стран-участников совместного предприятия и в свободно конвертируемой валюте.

12. Вклад советского участника в уставный фонд совместного предприятия оценивается по договоренности с иностранными участниками как в советской, так и в иностранной валюте по договорным ценам с учетом цен мирового рынка. Вклад иностранного участника оценивается в том же порядке с пересчетом стоимости вклада в рублях по официальному валютному курсу Госбанка СССР на день подписания договора о создании совместного предприятия или иную дату, согласованную его участниками. При отсутствии цен мирового рынка стоимость вносимого имущества определяется по согласованию между участниками.

13. Оборудование, материалы и другое имущество, ввозимые в СССР иностранными участниками совместного предприятия в счет их вкладов в уставный фонд предприятия, освобождаются от оплаты таможенной пошлиной.

Товары, ввозимые в СССР совместным предприятием для нужд развития производства, могут облагаться минимальной пошлиной или освобождаться от оплаты пошлиной.

14. Имущество совместного предприятия подлежит обязательному страхованию в страховых органах СССР.

Страхование рисков совместных предприятий производится по соглашению сторон.

15. Совместное предприятие осуществляет согласно советскому законодательству владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Его имущество не подлежит реквизиции или конфискации в административном порядке.

Имущественные права совместного предприятия подлежат защите в соответствии с положениями советского законодательства, установленным для советских государственных организаций. Взыскание на имущество совместных предприятий может быть обращено лишь по решению органов, которые в соответствии с законодательством СССР могут рассматривать споры с участием совместных предприятий.

16. Участники совместного предприятия имеют право по взаимному согласию полностью или частично передавать свои доли третьим лицам в совместном предприятии.

Передача участником своей доли в совместном предприятии, продукция которого полностью реализуется на советском рынке, производится с разрешения в каждом отдельном случае Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР.

Советские участники имеют преимущественное право на приобретение долей иностранных участников.

При реорганизации совместного предприятия его права и обязательства переходят к правопреемникам.

17. Права на промышленную собственность, принадлежащую совместным предприятиям, охраняются в соответствии с советским законодательством, в том числе в форме патентов. Порядок передачи прав на промышленную собственность совместному предприятию его участниками и совместным предприятиям своим участникам, а также коммерческого использования этих прав и защиты их за границей определяется учредительными документами.

18. Совместное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Советское государство и участники совместного предприятия не отвечают по его обязательствам, а совместное предприятие не отвечает по обязательствам Советского государства и своих участников.

Созданные на территории СССР филиалы совместных предприятий, являющиеся юридическими лицами, не отвечают по обязательствам совместных предприятий, а совместные предприятия - по обязательствам таких филиалов.

19. Совместные предприятия, созданные на территории СССР, могут открывать филиалы и представительства, если такое право предоставлено им учредительными документами.

Филиалы совместных предприятий, созданных с участием советских организаций на территории других стран, открываются на территории СССР в порядке, установленном для создания совместных предприятий.

20. Споры совместных предприятий с советскими государственными, кооперативными или иными общественными организациями, споры их между собой, а также споры участников совместного предприятия по вопросам, связанным с его деятельностью, в соответствии с законодательством СССР рассматриваются в судах СССР либо по договоренности сторон в третейском суде.

III. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

21. Высшим органом совместного предприятия является правление, состоящее из лиц, назначаемых его участниками. Порядок принятия решений правлением определяется учредительными документами.

Руководство текущей деятельностью совместного предприятия осуществляется дирекцией, формируемой из советских и иностранных граждан.

Председателем правления или генеральным директором совместного предприятия может быть как советский, так и иностранный гражданин. При этом иностранный гражданин может занимать только одну из указанных должностей.

Принципиальные вопросы деятельности совместного предприятия решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех членов правления.

22. Совместное предприятие вступает в отношения с центральными органами государственного управления Союза ССР и союзных республик через органы, вышестоящие по отношению к советскому участнику этого предприятия, а с местными органами управления и другими советскими организациями - непосредственно.

23. Совместное предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает программы своей хозяйственной деятельности. Государственными органами СССР обязательные плановые задания совместному предприятию не устанавливаются, и сбыт его продукции не гарантируется.

24. Совместному предприятию предоставляется право самостоятельного ведения экспортных и импортных операций, необходимых для его хозяйственной деятельности, включая операции на рынках стран - членов СЭВ.

Указанные экспортные и импортные операции могут также совершаться через советские внешнеторговые организации или сбытовую сеть иностранных участников на основании соответствующих договоров.

Совместное предприятие вправе осуществлять переписку, телеграфную и телефонную связь с организациями других стран.

25. Все валютные расходы совместного предприятия, включая выплату прибыли и иных сумм, причитающихся иностранным участникам и специалистам, должны обеспечиваться совместным предприятием за счет поступлений от реализации его продукции на внешнем рынке.

Выплата части прибыли и иных средств, переводимых за границу иностранными участниками совместных предприятий, продукция которых полностью реализуется на советском рынке, производится соответствующей валютой или товарами по согласованному с ними списку.

26. Порядок реализации продукции совместного предприятия на советском рынке и поставки совместному предприятию с этого рынка сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии и другой продукции, а также вид валюты при расчетах за реализуемую продукцию и закупаемые товары определяются совместным предприятием по согласованию с советскими предприятиями и организациями.

27. Совместное предприятие при необходимости может пользоваться кредитами, получаемыми на коммерческих условиях:

в иностранной валюте - во Внешторгбанке СССР или с согласия Внешторгбанка СССР в иностранных банках и у фирм;

в рублях - в Госбанке СССР или во Внешторгбанке СССР.

28. Госбанк СССР и Внешторгбанк СССР вправе осуществлять контроль за целевым использованием, обеспеченностью и своевременностью погашения кредитов, выданных совместному предприятию.

29. Денежные средства совместного предприятия зачисляются на его рублевый или валютный счет соответственно в Госбанке СССР или во Внешторгбанке СССР и расходуются на цели, связанные с деятельностью предприятия. Совместному предприятию начисляются проценты по суммам средств, числящихся на его счетах:

в иностранной валюте - исходя из ставок мирового денежного рынка;

в рублях - на условиях и в порядке, определяемых Госбанком СССР.

Курсовые разницы по валютным счетам совместных предприятий, а также по их операциям в иностранной валюте относятся на счета их прибылей и убытков.

30. На совместном предприятии создаются резервный фонд и другие фонды, необходимые для его деятельности и социального развития коллектива.

Отчисления от прибыли в резервный фонд осуществляются до тех пор, пока этот фонд не достигнет 25 процентов уставного фонда предприятия. Размеры ежегодных отчислений определяются в порядке, устанавливаемом учредительными документами.

Перечень других фондов, порядок их образования и расходования определяются в учредительных документах.

31. Прибыль совместного предприятия за вычетом сумм по взаимоотношениям с государственным бюджетом СССР и сумм, направляемых на создание и пополнение фондов, распределяется между его участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде.

32. Иностранным участникам совместного предприятия гарантируется перевод за границу в иностранной валюте сумм, причитающихся им в результате распределения прибыли от деятельности предприятия.

33. Совместные предприятия производят амортизационные отчисления в соответствии с предписаниями, действующими для советских государственных организаций, если иное не предусмотрено в учредительных документах. Начисленные суммы остаются в распоряжении совместных предприятий.

34. Проектирование и капитальное строительство объектов совместных предприятий, включая объекты социального назначения, осуществляются по договорам за счет собственных и заемных средств. Проекты до их утверждения подлежат согласованию в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР. Лимиты строительно-монтажных работ, выполняемых советскими строительно-монтажными организациями, и материальные ресурсы, необходимые для строительства, по заказам совместных предприятий выделяются в приоритетном порядке.

35. Перевозки грузов совместных предприятий осуществляются в порядке, установленном для советских организаций.

IV. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

36. Совместные предприятия уплачивают налог в размере 30 процентов с части прибыли, остающейся после отчислений в резервный фонд, а также в другие фонды совместного предприятия, предназначенные на развитие производства, науки и техники. Налог зачисляется в доход союзного бюджета.

Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения объявленной прибыли.

Министерство финансов СССР имеет право понижать размер налога или полностью освобождать от налога отдельных плательщиков.

37. Исчисление налога на прибыль производится совместным предприятием.

Авансовая сумма налога за текущий год определяется предприятием с учетом финансового плана на текущий год.

Исчисление окончательной суммы налога с прибыли, фактически полученной за истекший календарный год, производится совместным предприятием не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

38. Налоговые органы имеют право проверять правильность расчета налога совместными предприятиями.

Излишне уплаченная сумма налога за прошлый год может быть зачтена в счет текущих платежей по налогу или возвращена плательщику по его заявлению.

39. Сумма налога на прибыль за текущий год перечисляется в бюджет равными долями не позднее чем за 15 дней до истечения каждого квартала. Окончательная сумма налога уплачивается не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

За просрочку платежа взимается пеня в размере 0,05 процента за каждый день просрочки.

Взыскание сумм налога, не уплаченных в срок, в соответствии с Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981 г., N 5, ст. 122).

40. Совместное предприятие имеет право обжаловать действия налоговых органов, связанные со взысканием налога. Заявление подается в налоговый орган, производящий проверку расчета налога. Решение по нему выносится в месячный срок со дня поступления заявления.

Решение по заявлению может быть обжаловано в месячный срок в вышестоящий финансовый орган.

Подача заявления не приостанавливает уплаты налога.

41. Если договором между СССР и соответствующим иностранным государством не предусмотрено иное, часть прибыли, причитающаяся иностранному участнику совместного предприятия, при переводе ее за границу облагается налогом в размере 20 процентов.

Министерство финансов СССР имеет право понижать размер налога на часть прибыли, причитающуюся иностранному участнику совместного предприятия, при переводе ее за границу или полностью освобождать его на определенный срок от этого налога.

42. Указанный порядок налогообложения распространяется на доходы, полученные совместными предприятиями, созданными на территории СССР, и расположенными в СССР филиалами совместных предприятий, созданных с участием советских организаций в других странах, от деятельности как на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР, так и на территории других стран.

43. Инструкция по вопросам налогообложения совместных предприятий издается Министерством финансов СССР.

V. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

44. Участникам совместного предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, предоставляются для осуществления контрольных прав данные, касающиеся деятельности этого предприятия, состояния его имущества, прибылей и убытков.

Проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности совместного предприятия производится по соглашению сторон.

Совместное предприятие может иметь ревизионную комиссию, образуемую в порядке, предусмотренном учредительными документами.

45. Совместные предприятия ведут оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, действующем в СССР для советских государственных предприятий. Формы такого учета и отчетности утверждаются Министерством финансов СССР совместно с ЦСУ СССР.

Совместные предприятия несут ответственность в соответствии с советским законодательством за соблюдение порядка ведения и достоверность учета и отчетности.

Совместные предприятия не могут предоставлять никакой отчетности и информации иностранных государств.

46. Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией.

VI. ПЕРСОНАЛ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

47. Персонал совместных предприятий комплектуется в основном из советских граждан. Администрация совместного предприятия обязана заключать коллективные договоры с профсоюзной организацией, создаваемой на предприятии. Содержание этих договоров, включая положения о социальном развитии коллектива, определяется советским законодательством и учредительными документами.

48. Режим работы и отдыха работающих на совместных предприятиях советских граждан, их социальное обеспечение и социальное страхование регулируются нормами советского законодательства. Эти нормы распространяются на иностранных граждан, работающих на совместных предприятиях, за исключением вопросов оплаты труда, предоставления отпусков и пенсионного обеспечения, решаемых в договоре с каждым иностранным гражданином. Совместными предприятиями самостоятельно решаются вопросы формы, размеров оплаты труда, материального поощрения в советских рублях, а также вопросы найма и увольнения и иных условий труда с соблюдением прав граждан, предусмотренных законодательными актами СССР.

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС вправе определять особенности применения советского законодательства о социальном страховании к иностранным гражданам, работающим на совместных предприятиях.

49. Совместное предприятие вносит в государственный бюджет СССР отчисления по государственному социальному страхованию советских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение советских работников по ставкам, установленным для советских государственных организаций. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников совместного предприятия перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства (в валюте этих стран).

50. Получаемая иностранными работниками совместного предприятия заработная плата облагается подоходным налогом в порядке и размерах, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1978 г. "О подоходном налоге с иностранных юридических и физических лиц" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978 г., N 20, ст. 313). Неизрасходованная часть этой заработной платы может переводиться в иностранной валюте за границу.

VII. ЛИКВИДАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

51. Совместное предприятие может быть ликвидировано в случаях и в порядке, предусмотренных учредительными документами, а также по решению Совета Министров СССР, если его деятельность не соответствует целям и задачам, предусмотренным в этих документах. Сообщение о ликвидации совместного предприятия публикуется в печати.

52. Иностранный участник при ликвидации совместного предприятия или выбытии из него получает право на возврат своего вклада в денежной или товарной форме по остаточной стоимости вклада на момент ликвидации предприятия после погашения своих обязательств перед советскими участниками и третьими лицами.

53. Ликвидация совместного предприятия регистрируется в Министерстве финансов СССР.

Председатель Совмина СССР
Н.РЫЖКОВ

Управляющий Делами Совмина СССР
М.СМИРТЮКОВ