КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 февраля 2024 г. N С/КЭ-1

О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
И ПРОЕКТОВ ФГБОУ ВО "МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике поступил запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность заместителя начальника центра разработки и сопровождения фундаментальных и прикладных научно-технических программ и проектов ФГБОУ ВО "М... государственный аграрный университет" (далее - Университет) без утраты статуса судьи и с сохранением назначенного ежемесячного пожизненного содержания.

К запросу приложены копии должностных инструкций начальника и заместителя начальника, а также Положения о центре разработки и сопровождения фундаментальных и прикладных научно-технических программ и проектов Университета, копия диплома кандидата юридических наук и аттестата доцента.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Таким образом, недопустимость занятия педагогической, научной и иной творческой деятельностью ограничивается для всех судей (как действующих, так и пребывающих в отставке) в зависимости от источников финансирования соответствующей деятельности.

Специальное регулирование права судьи заниматься, в том числе на платной основе, педагогической, научной и иной творческой деятельностью, не связывается ни с наличием определенного стажа работы в должности судьи, ни с удалением в отставку, ни с организационно-правовой формой соответствующей организации, в которой такая деятельность осуществляется.

Пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей, устанавливая условия и перечень видов деятельности, разрешаемых судье после удаления в отставку, не отменяет и не изменяет содержание закрепленного подпунктом 5 пункта 3 той же статьи права всех судей заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Как следует из пункта 1.3 представленного Положения о центре разработки и сопровождения фундаментальных и прикладных научно-технических программ и проектов Университета (далее - Центр), утвержденного 28 декабря 2023 года и.о. ректора и определяющего общий порядок организации и деятельности Центра, Центр является структурным подразделением Университета и работает под непосредственным руководством проректора по научной и инновационной работе.

К основным видам деятельности, осуществляемым Центром, отнесены в том числе организация участия Университета в конкурсах научных программ и проектов различного уровня, развитие сотрудничества Университета с научными учреждениями, учреждениями высшего образования, индустриальными партнерами и другими организациями в рамках реализации научных проектов, договоров и соглашений, поиск новых перспективных направлений научных исследований, координация взаимодействия Университета с лицами, прикрепляющимися для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре Университета.

Основными функциям Центра являются формирование и актуализация приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований Университета, координация деятельности научных школ Университета, организация и сопровождение участия сотрудников Университета в российских и международных научных и инновационных конкурсах по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и другие.

При толковании понятия "научная деятельность, разрешаемая судье" комиссия по этике исходит из положений Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон о науке), согласно статье 2 указанного федерального закона научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Таким образом, деятельность Центра может рассматриваться как научная в значении, определяемом Федеральным законом о науке, и в нем могут предусматриваться должности научных работников. Работа по трудовому договору на таких должностях регулируется трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных главой 52.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона о науке).

В соответствии с частью 3 статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки России от 5 августа 2021 года N 715 утвержден перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, в который включена такая должность как директор (заведующий, начальник) отделения (института, центра), находящегося в структуре организации.

Согласно представленной Должностной инструкции, утвержденной и.о. ректора Университета 28 декабря 2023 года, заместитель начальника центра разработки и сопровождения фундаментальных и прикладных научно-технических программ и проектов относится к категории "Руководители", избирается на должность по конкурсу в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научных работников Университета.

Представлена копия диплома кандидата юридических наук, из которой усматривается, что 27 апреля 2002 года присуждена ученая степень, как одно из необходимых условий избрания на должность в соответствии с Должностной инструкции заместителя начальника Центра.

В должностные обязанности заместителя начальника Центра входит, в том числе осуществление общего руководства Центром в период временного отсутствия начальника Центра, осуществление мониторинга реализации научно-технических программ и проектов, выполняемых научными коллективами Университета, внесение предложений начальнику Центра по совершенствованию механизмов взаимодействия Центра с другими структурными подразделениями Университета, внесение предложений начальнику Центра по повышению эффективности выставочных мероприятий, направленных на обмен знаниями и популяризацию результатов научных исследований Университета и другие.

Функциональных обязанностей, которые были бы несовместимы со статусом судьи в отставке, из должностной инструкции заместителя начальника Центра не усматривается.

Исходя из должностных обязанностей, деятельность заместителя начальника центра разработки и сопровождения фундаментальных и прикладных научно-технических программ и проектов Университета предполагает научную основу.

Работу на такой должности можно рассматривать как научную деятельность, и занятие судьей в отставке такой должности в научной организации с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка допускается в силу специального правила, установленного подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, независимо от возраста и стажа работы в должности судьи, без утраты статуса судьи и с сохранением назначенного ежемесячного пожизненного содержания.

Комиссия обращает внимание на рекомендательный характер заключения, из чего следует обязанность судьи, пребывающего в отставке, самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и требованиям Кодекса судейской этики.