КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 июля 2020 г. N 9-КЭ
О ВОЗМОЖНОСТИ
ВХОЖДЕНИЯ СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, В СОСТАВ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, входить в состав комиссии по вопросам помилования, образованной на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, судьи, обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 1).
Закрепленные в Кодексе судейской этики принципы осуществления судьей внесудебной деятельности (включая право судей заниматься общественной деятельностью и участвовать в различных публичных мероприятиях, в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия) исключают для судьи такие виды деятельности, которые противоречат законодательству о статусе судей в Российской Федерации и/или причиняют ущерб правосудию.
В рамках взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления судья может принимать участие в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда их деятельность не связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызовет сомнения в независимости и беспристрастности судьи (пункт 3 статьи 18 Кодекса судейской этики).
Единство статуса судей в Российской Федерации не исключает различий в реализации названных прав действующими судьями и судьями, пребывающими в отставке. Эти различия объективно обусловлены тем, что удаленный в отставку судья не выполняет профессиональных судейских обязанностей и не может оказаться в ситуации конфликта интересов в том значении, как эта ситуация определяется в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26 июня 1992 года (с последующими изменениями).
Комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Согласно названному Указу Президента Российской Федерации состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.
Закрепленное в Указе Президента Российской Федерации правило, согласно которому не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности, указывает на то, что членство в комиссии лиц, обладающих публичным статусом, не исключается.
Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.
Анализ законодательно установленных целей создания, порядка формирования и работы комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации дает основания относить деятельность таких комиссий к деятельности, непосредственно направленной на усовершенствование правовой системы.
Для пребывающего в отставке судьи участие в деятельности такой комиссии не создает препятствий в выполнении профессиональных судейских обязанностей, и при условии соблюдения требований профессиональной судебной этики включение в состав комиссии судьи в отставке не может негативно влиять на авторитет судебной власти.
Поэтому комиссия исходит из отсутствия законодательно установленных ограничений для участия пребывающего в отставке судьи в работе комиссии по вопросам помилования, образованной на территории субъекта Российской Федерации.
Учитывая рекомендательный характер данного заключения, комиссия отмечает, что в любом случае судья обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.