КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 июля 2020 г. N 8-КЭ

О ВОЗМОЖНОСТИ
ВХОЖДЕНИЯ СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, В СОСТАВ
ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке и имеющего значительный стаж работы в органах внутренних дел, о возможности его вхождения в состав Общественного совета Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, предусматривает, что судьи, обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 1).

Закрепленные в Кодексе судейской этики принципы осуществления судьей внесудебной деятельности (включая право судей заниматься общественной деятельностью и участвовать в различных публичных мероприятиях, в мероприятиях, направленных на развитие права и совершенствование законодательства, судебной системы и правосудия) исключают для судьи такие виды деятельности, которые противоречат законодательству о статусе судей в Российской Федерации и/или причиняют ущерб правосудию.

В рамках взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления судья может принимать участие в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда их деятельность не связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызовет сомнения в независимости и беспристрастности судьи (пункт 3 статьи 18 Кодекса судейской этики).

Образование общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах (далее - общественные советы) предусмотрено частью 7 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" (далее - Закон о полиции).

Общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Осуществление такими советами общественного контроля за деятельностью полиции прямо предписывается и частью 4 статьи 50 Закона о полиции.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 года N 668 (ред. от 24.07.2015) "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах", принятым в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о полиции, определено, что общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер; формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций.

Согласно подпункту "в" пункта 4 названного Указа членами общественного совета не могут быть: Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.

Таким образом, порядок формирования общественного совета направлен на исключение членства в них представителей органов государственной и муниципальной власти, что предопределяется наличием у таких советов функции общественного контроля за действиями полиции как составной части единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц, закрепленные Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", направлены на максимальное обеспечение независимости субъектов общественного контроля, поскольку цели общественного контроля не могут быть достигнуты без независимости осуществляющих его лиц от публичной власти.

Формирование общественных советов из представителей общественности - лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, не выполняющих функции представителей органов какой-либо из ветвей государственной власти, является одной из гарантий самостоятельности общественных советов и их способности выражать общественные интересы.

Единство статуса судей в Российской Федерации не исключает объективных различий в правовом положении действующих судей и судей, пребывающих в отставке, и поэтому более не исполняющих профессиональные судейские обязанности.

Однако особый публичный статус судьи не утрачивается с удалением в отставку. На пребывающего в отставке судью распространяются требования Кодекса судейской этики, в частности, сохраняется обязанность судьи воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов (пункт 2 статьи 18).

Это обстоятельство само по себе является определенным препятствием для полноценного участия пребывающего в отставке судьи в работе общественного совета.

Кроме того, пребывающий в отставке судья в силу наличия у него публичного статуса воспринимается широкой общественностью в первую очередь в качестве выразителя интересов публичной, "официальной" власти, но не общественности.

Поэтому комиссия приходит к выводу о том, что пребывающий в отставке судья не может входить в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах.

Учитывая рекомендательный характер данного заключения, комиссия отмечает, что в любом случае судья обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.