КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 января 2018 г. N 3-КЭ

О НЕДОПУСТИМОСТИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУДАХ СУДЬЕЙ,
ПРЕБЫВАЮЩИМ В ОТСТАВКЕ И ТРУДОУСТРОИВШИМСЯ
В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности быть представителем в судах судьи, пребывающего в отставке и трудоустроившегося в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, в профсоюзные или иные общественные объединения, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органах субъекта Российской Федерации; о сохранении судье, пребывающему в отставке, назначенного ежемесячного пожизненного содержания.

Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), действие Кодекса судейской этики распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке.

Кодекс судейской этики возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности допускает лишь в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14), а возможность судьи быть представителем в судебных органах ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц (пункт 1 статьи 16).

Установленные пунктом 1 статьи 16 Кодекса судейской этики ограничения применяются к судьям, пребывающим в отставке, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 16 Кодекса).

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ), устанавливающим виды оплачиваемой деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, отсутствуют указания на то, что в период осуществления разрешенной деятельности на судью в отставке не распространяются требования, установленные подпунктом 6 пункта 3 данной статьи.

Из этого следует, что при замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность.

В противном случае судьей в отставке будут не соблюдены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и пункта 2 статьи 16 Кодекса судейской этики.

Такое положение вытекает из того, что в установленном законодателем конкретном объеме запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, запрет для судьи, в том числе пребывающего в отставке, быть поверенным или представителем является самостоятельным (не связанным с возможностью осуществлять определенные виды оплачиваемой деятельности) запретом.

Такой запрет направлен, в частности, на обеспечение общественного доверия к судебной системе как обязательного условия надлежащего осуществления правосудия. Он имеет целью исключить такие ситуации, когда в судебном процессе представителем одной из сторон выступает судья в отставке, что может порождать у других участников процесса объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости суда, рассматривающего соответствующее дело.

В заключении комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518, разъяснено, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, сохраняется назначенное ежемесячное пожизненное содержание наряду с оплатой на замещаемых должностях.

Следует также иметь в виду, что заключения комиссии по этике носят рекомендательный характер, и каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, при осуществлении конкретных функций, обусловленных содержанием трудового договора, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли такая деятельность федеральному законодательству (статье 3 Закона о статусе судей) и Кодексу судейской этики.