КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 августа 2020 г. N 10-КЭ

О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - ДОЛЖНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКТОРОМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти Управления по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке; вводит императивный запрет для судей на занятие должностей прокурора, следователя и дознавателя, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то есть, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Как следует из представленного с запросом Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации, названное Управление является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений.

Должность заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти в данном Управлении включена в Реестр государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и отнесена к группе ведущих должностей государственной гражданской службы этого субъекта Российской Федерации категории "руководители". Следовательно, возможность замещения судьей в отставке этой должности допускается Законом о статусе судей.

Анализ представленных с запросом документов (Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации, должностного регламента заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти в данном Управлении) не дает оснований предполагать, что исполнение судьей, пребывающим в отставке, предусмотренных регламентом обязанностей может вступить в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке.

Несмотря на то, что должностной регламент заведующего сектором противодействия коррупции в органах государственной власти Управления по реализации антикоррупционной политики субъекта Российской Федерации прямо не предусматривает осуществление функций по представительству Управления, комиссия обращает внимание заявителя на то, что в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей пребывающий в отставке судья не вправе на основании доверенности быть представителем по делам нанимателя (работодателя).

Этот самостоятельный запрет действует и в тех случаях, когда представительство на основании доверенности предусмотрено функциональными обязанностями по должности, которую судья в отставке вправе замещать согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Комиссия считает необходимым также отметить рекомендательный характер данного заключения и обязанность каждого судьи, пребывающего в отставке и поступившего на государственную службу, самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.