КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 ноября 2021 г. N 10-КЭ

О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТИ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ,
ОСНОВНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке работать на основании трудового договора в Федеральном государственном унитарном предприятии "Государственный научно-исследовательский институт прикладных проблем" (далее - ФГУП "ГосНИИПП") на таких должностях как юрисконсульт юридической службы, научный сотрудник, младший научный сотрудник.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 05.04.2021) (далее - Закон о статусе судей) судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Таким образом, недопустимость занятия педагогической, научной и иной творческой деятельностью ограничивается для всех судей (как действующих, так и пребывающих в отставке) в зависимости от источников финансирования соответствующей деятельности; для действующих судей введено дополнительное условие о приоритетности исполнения судейских обязанностей.

Специальное регулирование права судьи заниматься, в том числе на платной основе, педагогической, научной и иной творческой деятельностью, не связывается ни с наличием определенного стажа работы в должности судьи, ни с удалением в отставку, ни с организационно-правовой формой соответствующей организации, в которой такая деятельность осуществляется.

Пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей, устанавливая условия и перечень видов деятельности, разрешаемых судье после удаления в отставку, не отменяет и не изменяет содержание закрепленного подпунктом 5 пункта 3 той же статьи права всех судей заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Возможность осуществления судьей в отставке оплачиваемой деятельности в коммерческих организациях, вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида собственности, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей не предусмотрена. Не установлено никаких исключений и в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, которые гражданским законодательством отнесены к числу коммерческих организаций (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поэтому даже при наличии стажа работы в должности судьи 20 лет и независимо от возраста пребывающий в отставке судья не может работать юрисконсультом в федеральном государственном унитарном предприятии, также как в любой другой коммерческой организации.

Учитывая отсутствие в Законе о статусе судей определения понятия "научная деятельность, разрешаемая судье", комиссия по этике при уяснении содержания этого понятия считает необходимым исходить из положений Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон о науке).

Согласно статье 2 названного Закона научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона о науке).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона о науке научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

Как следует из Устава ФГУП "ГосНИИПП", данное предприятие является коммерческой организацией; находится в ведомственном подчинении Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, которая наряду с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника имущества данного предприятия.

Целями деятельности ФГУП "ГосНИИПП" являются: осуществление научной и научно-производственной деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации, разработка и производство отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2.1 Устава); получение прибыли (подпункт "б" пункта 2.1 Устава).

Следовательно, данное предприятие является научной организацией в значении, определяемом Федеральным законом о науке, и в нем могут предусматриваться должности научных работников. Работа по трудовому договору на таких должностях регулируется трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных главой 52.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки России от 2 сентября 2015 года N 937 утвержден перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 15 октября 2015 года N 39321). В данный перечень, действующий до 1 марта 2022 года, как и в сменяющий его перечень, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 5 августа 2021 года N 715, включены такие должности как научный сотрудник, младший научный сотрудник.

Поэтому работу на таких должностях следует рассматривать как научную деятельность, и занятие судьей в отставке таких должностей в научной организации с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка, включая соответствие квалификационным требованиям, допускается в силу специального правила, установленного подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 4 Федерального закона о науке в отдельную категорию должностей научных организаций выделены специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания, которые способствуют получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации и обеспечивают создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Занимать в научной организации такие должности, трудовая функция по которым не является профессиональной научной деятельностью (не относящиеся к категории научных работников), пребывающий в отставке судья может лишь при соблюдении всех названных в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе условий, включая условие о форме организации (если научная организация создана и действует в форме государственного или муниципального учреждения либо общественного объединения).

Комиссия обращает внимание заявителя на то, что ее заключения имеют рекомендательный характер и не обладают свойством общеобязательности. Из этого следует, что пребывающий в отставке судья, принимая решение о возможности трудоустройства в ту или иную организацию, не связан выводами заключения. При этом с судьи не снимается обязанность самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и требованиям Кодекса судейской этики.