6.1. Федеральный проект "Дорожная сеть"

6.1. Федеральный проект "Дорожная сеть"

В рамках федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" предусматривается реализация программ дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций <9>;

сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;

ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Реализация указанных программ дорожной деятельности должна обеспечить достижение следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204:

увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);

снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом;

снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85%.

Финансовое обеспечение реализации указанных программ дорожной деятельности в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций осуществляется с использованием средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов, (далее - ИМБТ), а также дополнительных средств, получаемых субъектами в рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, предусматривающих доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100% (далее - дополнительные средства).

Объем ИМБТ и дополнительных доходов, направляемых бюджету i-го субъекта Российской Федерации определяется исходя из:

- объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций;

- объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций.

Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций, осуществляется с учетом численности населения города (городов), образующих городскую агломерацию.

Мероприятия национального проекта в части модернизации дорожной сети городских агломераций проводятся в 38 городских агломерациях, участвующих в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", городских агломерациях, образуемых административными центрами субъектов Российской Федерации, и городах с населением свыше 200 тысяч человек <10>.

Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций, осуществляется с учетом состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании данных федерального статистического наблюдения (форма федеральной статистической отчетности N 1-ДГ Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения", утверждена приказом Росстата от 18 августа 2015 г. N 380).

Данный подход согласуется с положениями проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации, предусматривающими необходимость повышения устойчивости пространственного развития Российской Федерации, в том числе за счет увеличения количества точек экономического роста.

Под термином "городская агломерация" понимается образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием "маятниковой" трудовой миграции населения.

Под термином "дорожная сеть городской агломерации" понимается определяемая в ходе подготовки программ дорожной деятельности совокупность имеющих агломерационное значение и расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующих объектов улично-дорожной сети <11>:

- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;

- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;

- наиболее загруженные улицы и дороги местного значения.

ИМБТ предоставляются при условии принятия субъектами Российской Федерации обязательств:

- по решению всех задач, необходимых для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;

- по достижению необходимых значений целевых показателей в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;

- по направлению на цели реализации национального и федерального проектов средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

- по соблюдению регламента взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта;

- по утверждению в целях реализации национального проекта программ дорожной деятельности (включающих программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций) по согласованию с Росавтодором, ГУОБДД МВД России, ФАУ "Росдорнии", по итогам проведения общественных обсуждений данных программ;

- по включению в программы дорожной деятельности положений, предусматривающих:

применение новых технологий и материалов;

применение при реализации капиталоемких мероприятий новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая контракты жизненного цикла;

соблюдение подрядными организациями гарантийных обязательств;

организацию системы контроля качества проводимых работ согласно рекомендациям Минтранса России;

синхронизацию проводимых работ с работами жилищно-коммунальных служб, иными национальными и федеральными проектами;

- по организации работы по актуализации информации в развернутых в рамках реализации национального проекта информационных системах.

Программы дорожной деятельности, разрабатываемые и реализуемые в целях настоящего федерального проекта, в том числе должны предусматривать:

- фиксацию "опорной" дорожной сети субъектов Российской Федерации <12>, дорожной сети городских агломераций;

- формирование пообъектных планов работ по годам;

- проведение дорожных работ в целях достижения всех целевых показателей;

- плановые значения всех целевых показателей по годам;

- проведение работ по инструментальной диагностике;

- направление доходов бюджетов субъектов от штрафов за нарушение Правил дорожного движения <13> (но не менее 10% от общего объема расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) на выполнение следующих задач <14>:

обеспечение безопасности пешеходов, в том числе за счет совмещения всех расположенных в населенных пунктах наземных пешеходных переходов с искусственными неровностями; строительства внеуличных пешеходных переходов либо обустройства регулируемых пешеходных переходов на многополосных автомобильных дорогах; обеспечения дублирования дорожных знаков "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильных дорог вне населенных пунктов и магистральных дорог в населенных пунктах; применения удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположений образовательных организаций и мест массового притяжения граждан;

обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, в том числе за счет устройства наружного освещения в населенных пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и на аварийно-опасных участках;

обустройство кривых малого радиуса, участков с неуположенными откосами соответствующими дорожными знаками, направляющими устройствами и (или) сигнальными столбиками;

обеспечение круглогодичного наличия дорожной разметки, и использование желтой разметки на двух и трехполосных дорогах для обозначения линий, разделяющих встречные направления движения;

обеспечение условий для отдыха водителей в пути за счет строительства площадок отдыха на автомобильных дорогах вне населенных пунктов с их обустройством объектами сервиса (в том числе за счет использования механизмов ГЧП);

разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путем применения дорожных ограждений (в том числе троссовых) и направляющих устройств, строительство разноуровневых транспортных развязок и железнодорожных переездов, введение светофорного регулирования в сложных транспортных узлах и пересечений с круговым движением;

отдаления рекламных конструкций за пределы полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог вне населенных пунктов.

Приведение автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние будет осуществляться с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".

Рисками реализации проекта являются:

1. Возникновение бюджетного дефицита, сокращение необходимых для достижения целевых показателей объемов финансирования мероприятий федерального проекта в том числе в связи с получением объема доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в размере ниже прогнозируемого при разработке федерального проекта.

2. Изменение объемов доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в результате внесения изменений в налоговое законодательство.

3. Повышение цен на дорожно-строительные материалы.

4. Нарушение сроков разработки программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации федерального проекта.

5. Повышение стоимости дорожной техники, закупаемой за пределами Российской Федерации и не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в связи с возможными колебаниями на рынке валют.

6. Снижение качества выполняемых работ в связи с сокращением положительных эффектов от масштабов выполняемых работ в результате исполнения требований антимонопольных органов о разукрупнении лотов при проведении торгов.

В целях управления указанными рисками будет разработана комплексная ресурсная модель управления реализации проекта. Также нивелирование рисков будет обеспечиваться за счет реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.

Принимаемые в рамках федерального проекта меры достаточны для решения поставленных задач. Мероприятия в рамках дорожной деятельности также будут осуществляться владельцами автомобильных дорог в рамках их текущей деятельности.

Показатели федерального проекта соответствуют поставленным задачам.

Мероприятия федерального проекта носят системный характер.