СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. N 159
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В соответствии с пунктом 19 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 59 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемые Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза.
2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 июля 2017 г.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
В.ГАБРИЕЛЯН
|
От Республики Беларусь
В.МАТЮШЕВСКИЙ
|
От Республики Казахстан
А.МАМИН
|
От Кыргызской Республики
О.ПАНКРАТОВ
|
От Российской Федерации
И.ШУВАЛОВ
|
Утверждены
Решением Совета Евразийской
экономической комиссии
от 30 ноября 2016 г. N 159
ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Общие положения
1. Настоящий документ разработан в соответствии с пунктом 19 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
2. В настоящем документе используются понятия, которые означают следующее:
"вредный организм" - любой вид, разновидность или биотип растений, животных или патогенных агентов, вредные для растений или растительных продуктов;
"карантинное фитосанитарное обследование" - мероприятие, проводимое уполномоченным органом по карантину растений государства - члена Евразийского экономического союза в определенный ограниченный период времени для выявления карантинных объектов, присутствующих на данной территории, в данном месте производства или ином подкарантинном объекте;
"очаг карантинного объекта" - выявленная изолированная популяция карантинного объекта или резкое значительное увеличение численности популяции акклиматизировавшегося карантинного объекта в данной зоне;
"собственник (пользователь) подкарантинного объекта" - собственник подкарантинного объекта или иное лицо, уполномоченное на осуществление сделок и (или) иных действий от имени собственника подкарантинного объекта.
3. Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Таможенным кодексом Таможенного союза и Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года (далее - Конвенция).
II. Карантинные фитосанитарные обследования
4. Подкарантинные объекты подлежат карантинным фитосанитарным обследованиям.
5. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся уполномоченным органом по карантину растений государства - члена Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченный орган, государство-член, Союз) в следующих целях:
а) раннее выявление карантинных объектов;
б) установление (уточнение) границ очага карантинных объектов;
в) актуализация единого перечня карантинных объектов Союза (далее - единый перечень) и единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - единые карантинные фитосанитарные требования).
6. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным органом.
7. Планирование мероприятий по проведению карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов определяется:
а) административно-территориальным делением государства-члена;
б) биологией карантинного объекта и (или) вредного организма;
в) распространением растений-хозяев (культивируемых и дикорастущих), поражаемых карантинными объектами;
г) возможными путями проникновения и распространения карантинного объекта;
д) местами хранения, производства, переработки, реализации и утилизации подкарантинной продукции;
е) местами концентрации собранного урожая;
ж) используемыми сортами культурных растений.
8. При планировании и организации мероприятий по проведению карантинных фитосанитарных обследований особого внимания требуют:
а) места и участки производства, предназначенные для выращивания семенного и посадочного материала;
б) посевы и посадки, выполненные импортным семенным и посадочным материалом.
9. Время проведения карантинных фитосанитарных обследований определяется:
а) циклом развития карантинных объектов;
б) фазами развития поражаемых карантинными объектами растений;
в) временем проведения программ локализации и ликвидации очагов карантинных объектов.
10. Карантинные фитосанитарные обследования проводятся в соответствии с методиками проведения карантинных фитосанитарных обследований.
11. Результаты карантинных фитосанитарных обследований оформляются в соответствии с законодательством государств-членов и являются основанием для установления карантинного фитосанитарного состояния территорий государств-членов.
12. Собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.
13. Мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, а также по локализации и ликвидации их очагов осуществляются за счет средств, предусмотренных законодательством государств-членов.
14. Уполномоченные органы ежегодно обмениваются информацией о карантинном фитосанитарном состоянии территорий своих государств, а также представляют указанную информацию в Евразийскую экономическую комиссию для опубликования на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Обеззараживание подкарантинной продукции
и подкарантинных объектов
15. Целями проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции и подкарантинных объектов (далее - обеззараживание) на территориях государств-членов являются:
а) обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности таможенной территории Союза;
б) предотвращение интродукции и распространения карантинных объектов на территориях государств-членов;
в) выполнение требований Конвенции, требований стран-импортеров при экспорте подкарантинной продукции с таможенной территории Союза и международных договоров государств-членов в области карантина растений;
г) минимизация угроз здоровью людей и сохранение окружающей среды при проведении обеззараживания.
16. Обеззараживание проводится в соответствии с требованиями законодательства государства-члена с целью уничтожения, удаления, стерилизации (лишения репродуктивной способности) карантинных объектов или лишения их жизнеспособности химическими, физическими, биологическими, механическими, термическими или другими методами.
17. Обеззараживание проводится организациями, имеющими право на проведение обеззараживания в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводится обеззараживание.
18. Уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью организаций, допущенных к проведению работ по обеззараживанию.
19. В государствах-членах ведется учет организаций, допущенных к проведению работ по обеззараживанию.
20. В случае выявления карантинных объектов в подкарантинных объектах такие подкарантинные объекты подлежат обеззараживанию в соответствии с законодательством государств-членов.
IV. Фитосанитарная сертификация
21. Система фитосанитарной сертификации государства-члена формируется в соответствии с законодательством этого государства.
22. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен обладать исключительными полномочиями по созданию и обеспечению функционирования системы фитосанитарной сертификации, выдаче фитосанитарных сертификатов, а также иметь систему управления, обеспечивающую выполнение требований законодательства своего государства.
23. Уполномоченный орган должен обеспечивать функционирование системы фитосанитарной сертификации с целью подтверждения соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям стран-импортеров, а при перемещении подкарантинной продукции с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена - единым карантинным фитосанитарным требованиям.
24. Уполномоченный орган выдает фитосанитарные сертификаты на вывозимую или реэкспортируемую и перемещаемую с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена подкарантинную продукцию, которые служат подтверждением соответствия этой продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера или единым карантинным фитосанитарным требованиям.
25. Сотрудники уполномоченного органа должны обладать навыками и технической квалификацией для выполнения функций по оформлению и выдаче фитосанитарных сертификатов. Сотрудникам уполномоченного органа экспортирующего государства-члена должна быть доступна официальная информация о фитосанитарных требованиях страны-импортера. Сотрудники уполномоченного органа не должны иметь личной заинтересованности в результатах фитосанитарной сертификации.
26. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена несет обязательства по созданию и поддержанию системы ведения и учета документации по всем процедурам фитосанитарной сертификации. У уполномоченного органа должны быть в наличии руководства и инструкции по всем указанным процедурам, а также он должен обеспечить ведение учета всех действий, предшествовавших выдаче фитосанитарных сертификатов.
27. Уполномоченные органы информируют друг друга о случаях выявления нарушений при взаимных поставках подкарантинной продукции, а также при экспортно-импортных операциях с третьими странами.
28. Система управления уполномоченного органа должна позволять:
а) определять сотрудника или структурное подразделение, ответственные за функционирование системы фитосанитарной сертификации;
б) определять служебные обязанности сотрудников уполномоченного органа, ответственных за фитосанитарную сертификацию;
в) определять каналы получения сотрудниками, ответственными за фитосанитарную сертификацию, соответствующей информации;
г) нанимать и (или) наделять сотрудников уполномоченного органа, обладающих соответствующей квалификацией и навыками, полномочиями, необходимыми для функционирования системы фитосанитарной сертификации;
д) обеспечивать проведение на систематической основе тренингов по вопросам совершенствования функционирования системы фитосанитарной сертификации.
29. В целях обеспечения функционирования системы фитосанитарной сертификации уполномоченный орган должен осуществлять следующие функции:
а) обработка, хранение и актуализация информации о фитосанитарных требованиях стран-импортеров в целях осуществления фитосанитарной сертификации и доведение соответствующей информации до сотрудников уполномоченного органа;
б) выполнение досмотра, отбора образцов и анализа подкарантинной продукции в целях, связанных с фитосанитарной сертификацией;
в) выявление и идентификация карантинных объектов и регулируемых некарантинных вредных организмов;
г) проведение обследований и мониторинга, а также осуществление контроля в целях подтверждения соответствия подкарантинной продукции, указанной в фитосанитарных сертификатах, фитосанитарным требованиям стран-импортеров;
д) оформление и выдача фитосанитарных сертификатов;
е) проверка применения и правильности проведения процедур фитосанитарной сертификации;
ж) изучение нотификаций о несоответствии и применение корректирующих мер (при необходимости);
з) хранение копий выданных фитосанитарных сертификатов и иной документации;
и) анализ эффективности систем фитосанитарной сертификации;
к) обучение сотрудников уполномоченного органа;
л) обеспечение посредством соответствующих процедур фитосанитарной безопасности подкарантинной продукции после проведения фитосанитарной сертификации до момента ее экспорта.
30. Выполнение определенных функций в целях осуществления процедур фитосанитарной сертификации (за исключением функций по оформлению и выдаче фитосанитарных сертификатов) может возлагаться на организации, подведомственные уполномоченному органу.
31. Фитосанитарный сертификат выдается в соответствии с фитосанитарными требованиями стран-импортеров.
32. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен располагать официальной актуальной информацией о фитосанитарных требованиях стран-импортеров, которая предоставляется в порядке, установленном Конвенцией.
33. Уполномоченный орган должен быть обеспечен оборудованием, техническими средствами, материалами и инструментарием для проведения процедур фитосанитарной сертификации.
34. Уполномоченный орган должен иметь систему документирования проводимых процедур фитосанитарной сертификации и ведения учета данных (включая хранение и поиск документации, относящейся к процедурам фитосанитарной сертификации). Эта система должна позволять отслеживать фитосанитарные сертификаты.
35. У уполномоченного органа должны быть в наличии руководства и инструкции по всем процедурам фитосанитарной сертификации, включая:
а) совершение конкретных действий, связанных с фитосанитарной сертификацией, в соответствии с актами Евразийской экономической комиссии, входящими в право Союза, и международным правом в области карантина растений;
б) изучение нотификаций о несоответствии, полученных от национальной организации по карантину и защите растений страны-импортера, в том числе представление по запросу указанной организации отчета о результатах такого расследования;
в) расследование случаев представления недействительных или поддельных фитосанитарных сертификатов.
36. Уполномоченный орган должен обеспечивать хранение данных, касающихся всех процедур, связанных с фитосанитарной сертификацией. Копии всех фитосанитарных сертификатов должны храниться в уполномоченном органе для подтверждения их действительности и их отслеживания в течение установленного периода времени, но не менее 1 года.
37. Уполномоченные органы обеспечивают единообразие систем документирования процедур, связанных с фитосанитарной сертификацией, и используют защищенные системы обработки, хранения и поиска данных.
38. Направление официальных сообщений осуществляется в адрес контактного лица уполномоченного органа, определенного в соответствии с Конвенцией, и указанным контактным лицом в адрес других лиц. Уполномоченный орган может назначить других контактных лиц, ответственных за конкретные вопросы и (или) мероприятия, связанные с фитосанитарной сертификацией (например, по нотификациям о несоответствии).
39. Уполномоченный орган импортирующего государства-члена должен представлять в национальную организацию по карантину и защите растений страны-экспортера информацию о фитосанитарных требованиях своего государства в четкой и ясной форме (через официальный контактный адрес национальной организации по карантину и защите растений страны-экспортера). Указанная информация также может распространяться через региональные организации по карантину и защите растений или публиковаться на международном фитосанитарном портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на одном из официальных языков Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (предпочтительно на английском или русском языке).
40. Уполномоченный орган экспортирующего государства-члена должен поддерживать связь с определенным в соответствии с Конвенцией контактным лицом страны-импортера для уточнения и подтверждения фитосанитарных требований этой страны.
41. Если после завершения фитосанитарной сертификации уполномоченному органу экспортирующего государства-члена становится известно, что экспортируемый груз не соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера, уполномоченный орган должен в кратчайшие сроки уведомить об этом контактное лицо национальной организации по карантину и защите растений страны-импортера, определенное в соответствии с Конвенцией, или другое назначенное национальной организацией по карантину и защите растений страны-импортера контактное лицо, ответственное за конкретные вопросы и (или) мероприятия, связанные с применением фитосанитарных мер.
42. При выявлении несоответствия (нарушения) при импорте подкарантинной продукции уполномоченный орган импортирующего государства-члена направляет нотификации национальной организации по карантину и защите растений страны-экспортера в порядке, установленном законодательством импортирующего государства-члена и международным правом в области карантина растений.
V. Формирование единого перечня и регулирование карантинных
объектов на территориях государств-членов
43. Единый перечень формируется на основании предложений уполномоченных органов.
44. Основанием для включения вредного организма в единый перечень являются результаты анализа фитосанитарного риска.
45. Вредный организм включается в единый перечень, в случае если по результатам анализа фитосанитарного риска, проведенного уполномоченным органом, он получает статус карантинного объекта для территории (или ее части) одного из государств-членов.
46. Разработка и применение комплекса мер по борьбе с карантинными объектами, включенными в единый перечень, относятся к компетенции уполномоченного органа.
47. В случае выявления карантинного объекта, включенного в единый перечень, на сопредельных территориях государств-членов уполномоченные органы этих государств-членов принимают совместные действия по организации комплекса мер по его регулированию.
48. Уполномоченный орган, который выявил на территории своего государства ранее отсутствующий карантинный объект, включенный в единый перечень, информирует об этом и о принимаемых мерах уполномоченные органы других государств-членов.
49. Информация о карантинном фитосанитарном состоянии территорий государств-членов размещается на официальных сайтах уполномоченных органов, а также на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".