СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)

СГА 311 "ПРОВЕРКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

(утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 4ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК,
Постановления Коллегии от 30.05.2023 N 6ПК)

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата).

1.2. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации функции Счетной палаты по проверке и анализу эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля) (пункт 18 части 1 статьи 13 Закона о Счетной палате) в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств).

1.3. Стандарт устанавливает цели, задачи, предмет проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита, учитывающие нормы международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов внешнего государственного аудита (контроля): ISSAI 1 "Лимская декларация руководящих принципов аудита", ISSAI 1610 "Использование в работе результатов деятельности внутренних аудиторов", INTOSAI GOV 9140 "Независимость внутреннего аудита в государственном секторе", INTOSAI GOV 9150 "Координация и сотрудничество между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе".

1.4. Стандарт предназначен для использования членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами <1> и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в пределах их компетенции при организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках:

--------------------------------

<1> Под инспекторами Счетной палаты в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о Счетной палате понимаются лица, замещающие в аппарате Счетной палаты должности федеральной государственной гражданской службы инспектора, старшего инспектора, ведущего инспектора, главного инспектора, заместителя начальника инспекции, начальника инспекции, референта департамента, заместителя директора департамента и директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.05.2023 N 6ПК)

комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, включающего внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета;

самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, программы проведения которых включают проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;

самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом и целью которых являются проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.

1.5. Порядок организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентируется стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий".

Также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут использоваться иные стандарты внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

1.6. По вопросам, порядок рассмотрения которых не урегулирован Стандартом, решение принимается Коллегией Счетной палаты, Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

2. Содержание внутреннего финансового аудита

2.1. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств на основе функциональной независимости в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.2. При проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита учитываются положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", а также Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.

(второй абзац добавлен в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

2.3. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение и (или) уполномоченное должностное лицо, работник главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и осуществляющие свою деятельность на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

(второй абзац добавлен в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

2.4. Объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, объектами внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств являются структурные подразделения администратора бюджетных средств (далее - объекты аудита).

По согласованию с руководителем главного администратора бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, или руководителем другого администратора бюджетных средств, находящимся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств могут являться объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств или другого администратора бюджетных средств, находящегося в ведении того же главного администратора бюджетных средств, путем осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств).

В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств:

субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому переданы полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита;

объектом аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, являются структурные подразделения указанного администратора бюджетных средств.

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

3. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита

3.1. Предметом проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является деятельность субъекта внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

3.2. Целями проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств являются:

оценка состояния внутреннего финансового аудита и определение целесообразности использования его результатов при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;

проверка соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита требований стандартов, правил, методических рекомендаций и других методических документов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита (в том числе международных стандартов);

выявление нарушений и недостатков в организации работы и отчетности субъекта внутреннего финансового аудита, а также выработка рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового аудита.

3.3. Задачами проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является оценка:

организации внутреннего финансового аудита, включая оценку организационной структуры субъекта внутреннего финансового аудита, его функциональной независимости, уровня его подотчетности, численности и укомплектованности;

организации планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита;

организации осуществления внутреннего финансового аудита;

взаимодействия субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой, а также с иными органами государственного финансового контроля;

соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;

результатов проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, направленных на решение поставленных перед ним задач, в том числе проводимых по результатам проверок Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.

4. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита

4.1. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита начинается с изучения сведений о соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, содержащихся в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (далее - ГИС ЕСГФК) в части информации о планах и результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой, Федеральным казначейством, в том числе мерах, принимаемых объектами аудита (контроля) по устранению выявленных нарушений (копии актов и отчетов), и о планах и результатах проведения внутреннего финансового аудита (копии актов и отчетов), проводимого объектами внешнего аудита (контроля) Счетной палаты.

Информация о планах и результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе мерах, принимаемых объектами аудита (контроля) по устранению выявленных нарушений (копии актов и отчетов), о планах и результатах внутреннего финансового аудита (копии актов и отчетов), проводимого объектами внешнего аудита (контроля) Счетной палаты в части сведений ограниченного доступа, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, содержится в "ГИС ЕСГФК - подсистема СП РФ".

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

4.2. По результатам предварительного изучения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств подготавливается программа проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита (в рамках самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) или отдельный раздел программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с учетом требований раздела 5 Стандарта.

4.3. По результатам анализа имеющейся информации о главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств с учетом вопросов программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в адрес руководства проверяемого главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств направляются запросы, содержащие перечень необходимых документов и информации.

Включению в запросы подлежат:

годовая отчетность субъекта внутреннего финансового аудита, содержащая информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности консолидированной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

годовые планы работы и программы аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита;

информация о решениях, принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения отчетов о результатах аудиторских проверок, и о реализации указанных решений;

информация о разработке плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществления контроля за его выполнением (в случае принятия руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций);

(новый абзац 6 добавлен в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

информация о мероприятиях по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, реализованных главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в соответствии с предложениями, включенными в отчеты о результатах аудиторской проверки;

акты, составленные по результатам аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита.

Также запрашивается информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.

5. Проверка и анализ эффективности внутреннего
финансового аудита

Оценка эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств осуществляется по результатам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита.

5.1. На первом этапе осуществляется оценка организации внутреннего финансового аудита, в рамках которого проверяется и анализируется подготовленность субъекта внутреннего финансового аудита к обеспечению выполнения поставленных перед ним задач, включающая:

наличие и характеристику правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;

закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, разработку и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита сотрудниками с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит;

применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении аудируемых внутренних бюджетных процедур;

организацию планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита, включая применение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок, соответствие порядка планирования внутреннего финансового аудита нормативным правовым актам Российской Федерации <*>, а также учет субъектом внутреннего финансового аудита результатов проверок главного администратора бюджетных средств Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

организацию осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств;

оценку соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;

реализацию главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля, включая анализ информации субъектом внутреннего финансового аудита о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.

Для формализованной оценки организации внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов (далее - перечень N 1), приведенный в приложении N 1 к Стандарту.

В перечне N 1 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень организации внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (0), последний ответ - самая высокая оценка (6).

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 1, отражаются в таблице 2, приведенной в приложении N 1 к Стандарту. Последняя графа таблицы 2 характеризует интегральную оценку организации внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 1.

Организация внутреннего финансового аудита оценивается как:

высокая - при интегральной оценке от 4 до 6 баллов;

средняя - при интегральной оценке от более чем 1 до менее чем 4 баллов;

низкая - при интегральной оценке от 0 до 1 балла.

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

При низкой интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита второй этап оценки эффективности внутреннего финансового аудита не проводится, поскольку она считается низкой.

При высокой и средней интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита проводится ее второй этап.

5.2. На втором этапе проводятся проверка и анализ результатов осуществления внутреннего финансового аудита, проверяется выполнение субъектом внутреннего финансового аудита поставленных перед ним задач в части: оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности (проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств); подтверждения достоверности бюджетной отчетности и применения в ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности основанного на бюджетных рисках подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита; подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

На этом этапе следует учитывать результаты проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок в части: объемов проверенных бюджетных средств, выявленных нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в том числе не по целевому назначению, подготовки бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также в части принятых мер по устранению нарушений и недостатков, минимизации бюджетных рисков, повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также в части подготовки заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.

Информация об объемах и структуре нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита, и о принятых мерах по их устранению заполняется в соответствии с приложением N 2 к Стандарту.

Также на данном этапе анализируются акты и отчеты аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита. Оцениваются достаточность и надежность доказательств при формировании сделанных им выводов о нарушениях при совершении финансовых и хозяйственных операций. Проверяется наличие в отчетах о результатах аудиторских проверок предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, об условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение, информации о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита; выводов о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности; о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации; выводов, предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Кроме того, анализируются решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по отчетам о результатах внутренних аудиторских проверок, в том числе:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении дисциплинарной и (или) материальной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении субъектом внутреннего финансового аудита материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

При принятии руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций анализируются решение руководителя объекта аудита, обеспечивающего разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществление контроля за его выполнением.

(новый десятый абзац добавлен в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

В ходе проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита проводятся выборочные проверки областей финансово-хозяйственной деятельности, охваченных аудиторскими проверками субъекта внутреннего финансового аудита с учетом наиболее существенных бюджетных рисков, в том числе:

организация внутреннего финансового контроля - наличие утвержденного в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств порядка внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля, ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля; наличие и содержание карт внутреннего финансового контроля, сроки их утверждения, соблюдение периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля, наличие и содержание регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, наличие отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и решений руководства по итогам рассмотрения результатов;

анализ результатов контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.

Результаты таких проверок включаются в акт контрольного мероприятия в части результатов проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита. Нарушения, которые не были выявлены в отчетном периоде субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но были установлены в ходе проведенных Счетной палатой проверок, фиксируются в акте.

Также проводится сравнительный анализ результатов аудиторских проверок внутреннего финансового аудита с результатами проверок соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, проведенных впоследствии Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.

В целях формализованной оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на втором этапе используется перечень вопросов, приведенный в приложении N 3 к Стандарту (далее - перечень N 2).

В перечне N 2 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита по данному признаку: - самая низкая оценка (0), - самая высокая оценка (6).

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 2, отражаются в таблице 1, приведенной в приложении N 3 к Стандарту. Последняя графа таблицы 1 характеризует интегральную оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 2.

Если субъект внутреннего финансового аудита воспользовался правом осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, то интегральная оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита на втором этапе увеличивается на 0,6 балла.

(абзац добавлен в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита является:

высокой - при интегральной оценке от 3 до 6 баллов;

средней - при интегральной оценке от более чем 2 до менее чем 3 баллов;

низкой - при интегральной оценке от 0 до 2 баллов.

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

5.3. По итогам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита делается обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в соответствии с матрицей, приведенной в таблице 2 Приложения N 3 к Стандарту.

6. Заключительные положения

6.1. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств:

при низком уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита не учитываются;

при среднем уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита следует учитывать при формировании вопросов программ проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

при высоком уровне эффективности в программы проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует включать вопросы, которые не были охвачены внутренним финансовым аудитом.

(в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

6.2. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках осуществления последующего контроля за исполнением средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включаются в акты, составленные по результатам проведения контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке соответствующих заключений Счетной палаты по главным администраторам бюджетных средств, а также заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета и заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год.

Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита по итогам самостоятельных контрольных мероприятий включаются в акты, составленные по результатам контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке отчетов по результатам контрольных мероприятий в соответствии с требованиями СГА 101.

Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также предложения (рекомендации) по итогам экспертно-аналитических мероприятий включаются в отчеты по результатам экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с требованиями СГА 102.

(Приложение 1 изменено в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Приложение N 1
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"

ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Отметьте галочкой (v) соответствующий ответ:

1. Управление и структура внутреннего финансового аудита

1.1. Наличие и характеристика правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита

____0 Отсутствие правового акта об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита.

____3 Наличие правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита, который не обеспечивает независимость субъекта внутреннего финансового аудита и (или) не содержит единый подход к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, установленный нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

____6 Наличие правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита, который обеспечивает независимость субъекта внутреннего финансового аудита и определяет единый подход к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, установленный нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.

1.2. Закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита

____0 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств не закреплены.

____2 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств закреплены в отдельных должностных регламентах (инструкциях) наряду с основными функциями (обязанностями).

____4 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств закреплены в положениях о структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наряду с основными функциями (задачами).

____6 Полномочия субъекта внутреннего финансового аудита как самостоятельного структурного подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств закреплены в соответствии с установленным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <2>. Разработаны и утверждены должностные регламенты и инструкции сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

1.3. Укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита сотрудниками с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам

____0 Укомплектованность с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам недостаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита.

____3 Укомплектованность с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам достаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита, но большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита не имеют дипломов о высшем профессиональном образовании по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям).

____5 Укомплектованность с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам достаточная, и большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы о высшем профессиональном образовании по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям), но в должностных регламентах отсутствуют квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и выполняющих внутренний финансовый аудит; отсутствуют свидетельства о повышении квалификации/переподготовке по теме внутреннего финансового аудита.

____6 Укомплектованность с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам достаточная, большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы о высшем профессиональном образовании по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям); наличие в должностных регламентах квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и выполняющих внутренний финансовый аудит; свидетельства о повышении квалификации/переподготовке по теме внутреннего финансового аудита.

1.4. Использование автоматизированных информационных систем субъектами внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита, наличие права доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий

___0 Не используются, доступ не предоставлен.

___3 Используются частично, доступ предоставлен не ко всем автоматизированным информационным системам.

___6 Используются в полной мере.

2. Организация планирования внутреннего финансового аудита

2.1. Годовое планирование внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок, их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита (наличие установленного порядка составления, утверждения и ведения годового плана, наличие годового плана и программ аудиторских проверок, в том числе аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности, их форма, срок утверждения годового плана и др.)

___0 Порядок составления, утверждения и ведения годового плана и (или) годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок отсутствуют.

___3 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, но порядок их составления, утверждения и ведения не соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.

___6 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, порядок составления, утверждения и ведения соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.

2.2. Степень учета субъектом внутреннего финансового аудита факторов, влияющих на качество составления годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок (значимость операций, факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования надежности внутреннего финансового контроля, степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами, возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки, наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок)

___0 Указанные факторы не учитываются.

___3 Указанные факторы учитываются частично.

___6 Указанные факторы учитываются полностью.

2.3. Организация планирования аудиторских проверок (составление плана и (или) программы) на объектах внутреннего финансового аудита, включая применение субъектом внутреннего финансового аудита результатов оценки бюджетных рисков

___0 Планирование аудиторских проверок организовано без применения результатов оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок.

___6 Планирование аудиторских проверок организовано с применением результатов оценки бюджетных рисков в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.

2.4. Проведение субъектом внутреннего финансового аудита предварительного анализа данных об объектах аудита при составлении программы аудиторской проверки (в том числе сведений о результатах осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке, сведений о результатах проведенных в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля)

___0 Не проводится.

___3 Проводится частично.

___6 Проводится в полной мере.

3. Организация осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

3.1. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (заполняется в случае наличия таких объектов), по данным отчетного года

____0 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0% (включительно) до 14,3% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3% (включительно) до 28,6% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6% (включительно) до 42,9% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9% (включительно) до 57,2% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2% (включительно) до 71,5% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5% (включительно) до 85,8% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8% (включительно) до 100% (включительно) объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

3.2. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (заполняется в случае наличия таких объектов), по данным отчетного года

____0 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0% (включительно) до 14,3% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3% (включительно) до 28,6% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6% (включительно) до 42,9% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9% (включительно) до 57,2% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2% (включительно) до 71,5% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5% (включительно) до 85,8% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8% до 100% (включительно) объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

3.3. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (заполняется в случае наличия таких объектов), по данным отчетного года

____0 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0% (включительно) до 14,3% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3% (включительно) до 28,6% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6% (включительно) до 42,9% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9% (включительно) до 57,2% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2% (включительно) до 71,5% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5% (включительно) до 85,8% объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8% (включительно) до 100% (включительно) объектов внутреннего финансового аудита структурных подразделений, находящихся в ведении главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

3.4. Соответствие процедур проведения аудиторских проверок нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита (методы аудита, наличие аудиторских доказательств, документы, подготавливаемые и получаемые в ходе проведения аудиторской проверки и др.)

____0 Аудиторские проверки не проводятся.

____3 Аудиторские проверки проводятся, но процедуры их проведения не соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации по проведению внутреннего финансового аудита.

____6 Аудиторские проверки проводятся в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.

4. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, анализ руководством главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств результатов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита на основании отчета о результатах аудиторской проверки

4.1. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита в соответствии с установленным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <3>

--------------------------------

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

____0 Не соблюдается.

____3 Соблюдается частично.

____6 Соблюдается в полной мере.

4.2. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

____0 Не соблюдается.

____3 Соблюдается частично.

____6 Соблюдается в полной мере.

4.3. Анализ руководством главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств результатов деятельности субъекта внутреннего аудита на основании отчета о результатах аудиторской проверки

____0 Не анализируются.

____6 Анализируются.

4.4. Степень реализации главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств аудиторских выводов, предложений и рекомендаций

____0 Реализация замечаний и рекомендаций не осуществляется.

____3 Реализация замечаний и рекомендаций осуществляется частично.

____6 Реализация замечаний и рекомендаций осуществляется полностью, существует отчетность о результатах принятых мер.

5. Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного финансового контроля

5.1. Осуществляется ли взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного финансового контроля?

____0 Не осуществляется.

____6 Субъектом внутреннего финансового аудита предоставляется информация, запрашиваемая органами государственного финансового контроля.

5.2. Анализируется ли субъектом внутреннего финансового аудита информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных органами государственного финансового контроля

____0 Не анализируется.

____4 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских проверок.

____6 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских проверок, принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных органами государственного финансового контроля.

Численность и кадровый состав
субъекта внутреннего финансового аудита

___________________________________________________________________________
         (наименование главного администратора бюджетных средств,
                     администратора бюджетных средств)

Наличие субъекта внутреннего финансового аудита в центральном аппарате главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
Кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита центрального аппарата главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
субъект внутреннего финансового аудита является самостоятельным структурным подразделением
субъект внутреннего финансового аудита находится в составе других подразделений центрального аппарата
внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
штатная
фактическая
штатная
фактическая
штатная
фактическая
численность сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе:
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям)
обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям), дипломами кандидата, доктора экономических наук, юридических наук
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Интегральная оценка организации внутреннего финансового аудита

Вопросы для оценки организации внутреннего финансового аудита
Средняя оценка (графы 1 + 2 + ... 18)/количество заполненных граф)
управление и структура внутреннего финансового аудита
организация планирование внутреннего финансового аудита
организация осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств
соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой Российской Федерации и другими органами государственного финансового контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
4.2
4.3
4.4
5.1
5.2
по указанным вопросам графы не заполняются в случае отсутствия подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов

Приложение N 2
к стандарту СГА 311 внешнего
государственного аудита (контроля)
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"

Результаты аудиторских проверок, проводимых субъектом
внутреннего финансового аудита

___________________________________________________________
(наименование главного администратора бюджетных средств,
администратора бюджетных средств)

<...> емы выявленных нарушений по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита (тыс. рублей)
Принятые меры по устранению выявленных н <...>
<...> вое <...> зова <...> тных <...> ств
нарушения при осуществлении государственных закупок
нарушения указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
нарушения налогового, таможенного, бюджетного и иного законодательства, в результате которых образовались потери доходов бюджета
нарушения при работе с государственной собственностью
нарушения учета и отчетности
нарушения условий предоставления бюджетных средств (бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, субсидий)
иные нарушения
возмещенные средства
привлечение к ответ должностных л <...>
объем возмещенных средств (тыс. рублей)
в % к объему средств, подлежащих возмещению
к материальной
уго <...> (к <...> дол <...> ых
кол-во должностных лиц
сумма (тыс. рублей)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

(Приложение 3 изменено в ред. Постановления Коллегии от 26.06.2019 N 9ПК)

Приложение N 3
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"

ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Отметьте галочкой (v) соответствующий ответ:

1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторской проверки

____0 Не осуществляется.

____2 Осуществляется, но порядок проведения оценки надежности внутреннего финансового контроля (далее - ВФК) субъектом внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) не разработан.

____4 Осуществляется в соответствии с разработанным субъектом ВФА порядком проведения оценки надежности ВФК, но разработанный порядок не включает все направления оценки надежности ВФК, установленные Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита <1>.

____6 Осуществляется в соответствии с разработанным субъектом ВФА порядком проведения оценки надежности ВФК, и разработанный порядок включает все направления оценки надежности ВФК, установленные Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита в отношении внутренних бюджетных процедур, проводится субъектом внутреннего финансового аудита по трем направлениям: оценке организации внутреннего финансового контроля; оценке результатов внутреннего финансового контроля; оценке степени соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и (или) обусловливающими публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. Примерный (рекомендуемый) порядок проведения оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, приведен в приложении N 6 к Методическим рекомендациям.

2. Подготовка предложений и рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля

____0 Не осуществляется.

____2 Осуществляется не систематически.

____4 Осуществляется систематически.

____6 Осуществляется систематически, при этом в ходе аудиторских проверок изучаются:

организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;

понимание сотрудниками значимости осуществления внутреннего финансового контроля;

применение автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур и при осуществлении внутреннего финансового контроля.

3. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности в ходе аудиторской проверки

____0 Не осуществляется.

____4 Осуществляется без применения риск-ориентированных подходов в ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности.

____5 Осуществляется с применением риск-ориентированных подходов в ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности, но данные подходы не соответствуют подходам, установленным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <2>.

____6 Осуществляется с применением риск-ориентированных подходов в ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности, которые соответствуют риск-ориентированным подходам, установленным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.

4. Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации

____0 Не осуществляется.

____3 Осуществляется без оценки эффективности применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.

____6 Осуществляется, включая оценку эффективности применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.

5. Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств

____0 Не осуществляется.

____2 Осуществляется не систематически.

____4 Осуществляется систематически, но отсутствуют предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств, а также предложения о мерах по минимизации бюджетных рисков.

____6 Осуществляется систематически, при этом содержатся предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств, а также предложения о мерах по минимизации бюджетных рисков.

6. Мониторинг выполнения плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений (в случае если руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принял решение о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций и обеспечил разработку плана мероприятий по их устранению)

____0 Не осуществляется.

____1 Осуществляется не систематически и (или) не включает все необходимые процедуры (получение от объектов аудита информации о выполнении указанного плана и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов; оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок; подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений).

____3 Осуществляется систематически и включает все необходимые процедуры (получение от объектов аудита информации о выполнении указанного плана и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов; оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок; подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений).

7. Наличие нарушений, выявленных органами государственного финансового контроля, не вскрытых субъектом внутреннего финансового аудита

____0 Нарушения присутствуют.

____3 Нарушения отсутствуют.

8. Оценка качества аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, сделанных субъектом внутреннего аудита

____0 Реализация аудиторских выводов не осуществляется.

____1 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по более чем 50% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.

____2 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по менее чем 50% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.

____3 Руководителем главного администратора бюджетных средств принято решение о необходимости реализации 100% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.

Интегральная оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита

Номера вопросов для оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита
Средняя оценка (графы 1 + 2 +... 8) / количество заполненных граф)
1
2
3
4
5
6
7
8
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов

Матрица оценки эффективности внутреннего финансового аудита (ВФА)

Интегральная оценка организации ВФА (I этап оценки)
Интегральная оценка результатов осуществления ВФА (II этап оценки)
НИЗКАЯ
СРЕДНЯЯ
ВЫСОКАЯ
НИЗКАЯ
X
X
X
СРЕДНЯЯ
эффективность НИЗКАЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
ВЫСОКАЯ
эффективность НИЗКАЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
эффективность ВЫСОКАЯ