2. Содержание аудита в сфере закупок

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок - это вид внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона N 41-ФЗ.

2.2. При проведении аудита в сфере закупок Счетная палата в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона N 44-ФЗ.

При этом Счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования объектом аудита (контроля) средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иных средств в пределах компетенции Счетной палаты (далее - бюджетных и иных средств) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Предметом аудита в сфере закупок также являются организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.

2.4. Задачами аудита в сфере закупок являются:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

2.5. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных и иных средств начиная с этапа планирования;

информация о законности, своевременности, обоснованности, целесообразности, эффективности, результативности расходов на закупки;

система организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) и результаты использования бюджетных и иных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.6. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные, автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятиями и иные юридические лица, осуществляющие закупки с учетом особенностей статьи 15 Закона N 44-ФЗ;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в соответствии с Законом N 44-ФЗ).

2.7. В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оцениваются деятельность как заказчиков, так и формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также работа органов ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При включении в программу мероприятия по аудиту в сфере закупок целей и вопросов, относящихся к иным видам аудита (контроля), применяются общие требования, правила и процедуры, установленные соответствующим стандартом внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

2.8. В целях методологического обеспечения деятельности Счетной палаты разрабатываются и утверждаются Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок и иные методические документы.