6. "СГА 311. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 14.07.2025 N 7ПК)
6. Содержание процедур проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
6.1. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств осуществляется путем двухэтапной оценки организации внутреннего финансового аудита и результатов осуществления внутреннего финансового аудита.
6.2. На первом этапе осуществляется оценка организации внутреннего финансового аудита (подготовленность субъекта внутреннего финансового аудита к обеспечению выполнения поставленных перед ним задач), в рамках которого проверяется и анализируется:
1) наличие принятого руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств одного из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита:
об образовании субъекта внутреннего финансового аудита (приказ или распоряжение об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями);
о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита) (приказ или распоряжение и (или) должностной регламент (должностная инструкция) руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств) и (или) служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств);
о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, передающий полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств (документ о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита);
2) наличие и содержание ведомственного (внутреннего) акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита (может содержать положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита);
3) закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, утверждение должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит (в случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита - закрепление соответствующих полномочий в должностном регламенте (должностной инструкции) руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств) и (или) служебном контракте (трудовом договоре), заключенном с руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств);
4) соответствие решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита требованиям к способам его оформления (согласования), предусмотренным федеральным стандартом внутреннего финансового аудита <6>;
--------------------------------
<6> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н.
5) укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита должностными лицами (работниками) с учетом требований к профессиональному уровню, необходимому для исполнения должностных обязанностей по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;
6) использование прикладных программных средств и информационных систем субъектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита;
7) планирование аудиторских мероприятий, включающее:
составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, внесение в него изменений, а также подготовка и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
формирование и утверждение программ проведения аудиторских мероприятий, внесение в них изменений;
проведение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских мероприятий;
учет субъектом внутреннего финансового аудита результатов проверок главного администратора бюджетных средств Счетной палатой и Федеральным казначейством при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;
организация планирования внутреннего финансового аудита в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие деятельности субъекта внутреннего финансового аудита по планированию внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <7>, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
--------------------------------
<7> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
8) осуществление внутреннего финансового аудита, включающее:
проведение аудиторских мероприятий (продление, приостановление);
выполнение программ аудиторских мероприятий;
проведение аудиторского мероприятия в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие осуществления внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <8>;
--------------------------------
<8> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
9) реализация результатов внутреннего финансового аудита, включающая:
составление и представление заключений по результатам аудиторских мероприятий;
составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
полнота отражения в заключениях по результатам аудиторских мероприятий результатов проведенных аудиторских мероприятий;
реализация выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, по повышению качества финансового менеджмента, по минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков;
реализация результатов внутреннего финансового аудита в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие реализации результатов внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <9>;
--------------------------------
<9> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н.
взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и Федеральным казначейством, включая анализ информации субъектом внутреннего финансового аудита о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и Федеральным казначейством.
6.3. Для формализованной оценки организации внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов N 1 (далее - перечень N 1), приведенный в приложении N 1 к Стандарту, а также заполняется таблица "Численность и кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита", приведенная в приложении N 2 к Стандарту.
В перечне N 1 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень организации внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (0), последний ответ - самая высокая оценка (6).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 1, отражаются в таблице, приведенной в приложении N 3 к Стандарту. Последняя графа таблицы характеризует оценку организации внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 1.
Организация внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения оценивается как:
высокая - при оценке от 4 до 6 баллов;
средняя - при оценке от более чем 1 до менее чем 4 баллов;
низкая - при оценке от 0 до 1 балла.
При низкой оценке организации внутреннего финансового аудита второй этап оценки эффективности внутреннего финансового аудита не проводится.
При высокой и средней оценке организации внутреннего финансового аудита проводится ее второй этап.
6.4. На втором этапе проводятся проверка и анализ результатов осуществления внутреннего финансового аудита.
6.4.1. Проверяется и анализируется соответствие выполняемых субъектом внутреннего финансового аудита задач положениям федеральных стандартов <10> по достижению целей внутреннего финансового аудита, предусмотренных пунктом 3.2 Стандарта, в том числе:
--------------------------------
<10> Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н) и "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н).
1) в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, а также подготовки предложений по его организации:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур;
б) изучение организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе по организации внутреннего финансового контроля и др.;
2) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение полноты формирования первичных учетных документов и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
в) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита, отражающего вывод о достоверности бюджетной отчетности:
о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
об отсутствии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета при осуществлении внутреннего финансового аудита в случае передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению (устранению) нарушений и недостатков при ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности и др.;
3) в целях повышения качества финансового менеджмента:
а) оценка исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента;
б) оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) формирование предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
г) оценка экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств и др.
Также на данном этапе проверяется и анализируется соответствие осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита положениям федеральных стандартов в части:
выявления нарушений и (или) недостатков по результатам проведения аудиторских мероприятий;
наличия обоснованных, достаточных и надежных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам проведения аудиторских мероприятий;
проведения оценки бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков;
наличия предложений и рекомендаций о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, принятых мер по устранению нарушений и недостатков, минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков;
проведения мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
формирования информации о результатах исполнения решений руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направленных на устранение нарушений и недостатков, повышение качества финансового менеджмента и др.
6.4.2. Проверяется и анализируется соответствие результатов осуществления внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта <11>:
--------------------------------
<11> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н.
1) заключений субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторских мероприятий;
2) заключений субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) при осуществлении внутреннего финансового аудита в случае передачи централизуемых полномочий;
3) наличие решений, принимаемых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по результатам рассмотрения заключения субъекта внутреннего финансового аудита по результатам аудиторских мероприятий;
4) составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
6.4.3. В целях формализованной оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на втором этапе используется перечень вопросов N 2 (далее - перечень N 2), приведенный в приложении N 4 к Стандарту.
В перечне N 2 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок (в диапазоне от 0 до 6), характеризующих степень оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита по данному признаку.
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 2, отражаются в таблице, приведенной в приложении N 5 к Стандарту. Последняя графа таблицы характеризует оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 2.
Оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения является:
высокой - при оценке от 3 до 6 баллов;
средней - при оценке от более чем 2 до менее чем 3 баллов;
низкой - при оценке от 0 до 2 баллов.
6.5. По итогам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения делается обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в соответствии с матрицей, приведенной в таблице согласно приложению N 6 к Стандарту.
