2. Особенности процесса организации аудита эффективности
2.1. Эффективность отражает степень, в которой деятельность объектов аудита эффективности (та или иная мера, мероприятие) дает или могла бы дать (с точки зрения наличия альтернатив, упущенных возможностей) результат за счет использования федеральных и иных ресурсов или, иными словами, соотношение ресурсов и результатов. Эффективность показывает, обосновано ли использование ресурсов достигнутыми результатами.
2.2. В рамках аудита эффективности устанавливается, предпринял ли объект аудита эффективности, иной заинтересованный орган или организация (например, государственный орган, осуществляющий нормативное правовое регулирование соответствующей сферы деятельности) все возможные действия для обеспечения эффективности использования ресурсов, то есть:
для достижения полученных результатов за счет использования меньшего объема ресурсов ("идентичное за меньшее");
ПРИМЕР
В рамках аудита эффективности приобретения товаров с ограниченным сроком годности за счет бюджетных ассигнований установлено, что новые закупки товаров осуществлены при наличии неиспользованных запасов, превышающих потребность. Это свидетельствует о низкой эффективности использования ресурсов: более качественное управление запасами и потребностью в закупках (качественное планирование новых закупок) позволило бы достичь результатов за счет использования меньшего объема ресурсов.
для достижения лучших результатов за счет использованных (или альтернативных использованным) ресурсов ("большее за идентичное").
ПРИМЕР
Подтверждена неэффективность использования ресурсов: лесопожарная техника, приобретенная за счет бюджетных средств (достижение непосредственных результатов), не эксплуатировалась при выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах (т.е. не было обеспечено достижение конечных результатов).
Также в рамках аудита эффективности рекомендуется установить (при необходимости), предпринял ли объект аудита эффективности, иной заинтересованный орган или организация действия для:
достижения лучших результатов за счет дополнительных ресурсов. С точки зрения повышения эффективности используемых ресурсов получаемые лучшие результаты должны превышать дополнительно выделяемые ресурсы ("гораздо большее за большее");
ПРИМЕР
В рамках аудита эффективности мер, направленных на развитие инфраструктуры сельских территорий, выявлено, что, несмотря на строительство инфраструктуры (газораспределительных сетей), значительная часть таких объектов фактически не была введена в эксплуатацию либо ввод в эксплуатацию не привел к сокращению числа сельских жителей, не обеспеченных сетевым газом. Указанное свидетельствует о низкой эффективности осуществляемых мер: недостаточно построить объекты (т.е. достичь непосредственных результатов), необходимо также ввести газораспределительные сети в эксплуатацию, а также принять дополнительные меры по подключению домовладений к сетям, сократив, таким образом, долю жителей, не обеспеченных сетевым газом (т.е. достичь конечных результатов). Реализация дополнительных мер требует дополнительных ресурсов (компенсации затрат домовладений на технологическое присоединение) и должна сопровождаться эффективным их использованием.
получения итоговых эффектов при достижении непосредственных результатов за счет использованных ресурсов.
ПРИМЕР
В рамках аудита эффективности мероприятий по строительству участка автомобильной дороги выявлено, что, несмотря на его своевременный ввод в эксплуатацию и дальнейшую востребованность, новый участок автомобильной дороги оказывает несущественное влияние на объем перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом по территории субъекта Российской Федерации.
При этом исследование изложенных аспектов зависит от цели (целей), вопросов и критериев аудита эффективности.
2.3. При проведении аудита эффективности рекомендуется обращать внимание на следующее:
федеральные и иные ресурсы в соответствии с определением, содержащимся в подразделе 1.2 Стандарта, не ограничиваются только бюджетными ассигнованиями и (или) иными финансовыми ресурсами и понимаются в более широком смысле (см. пункт 5.1.3 Методических рекомендаций);
результаты охватывают, как правило, как непосредственные, так и конечные результаты, а также при необходимости итоговые эффекты: с точки зрения аудита эффективности важно не только получение конкретных продуктов, формируемых вследствие деятельности объектов аудита (непосредственные результаты), но и совокупность значимых изменений, возникающих у выгодоприобретателей после использования таких продуктов (конечные результаты), средне- и долгосрочные социально-экономические изменения;
возможность определения и оценки результатов (например, значений показателей (индикаторов), характеризующих результаты; иных характеристик результатов) и ресурсов (например, объема ресурсов, видов ресурсов) влияет на возможность проведения аудита эффективности и формулирования вывода об эффективности (результативности и (или) экономности), иных выводов;
эффективность не рассматривается только как достижение результатов или использование ресурсов. В случае необходимости их обособленной оценки следует отдельно проводить оценку достигнутых результатов или оценку использованных ресурсов;
аудит эффективности - это не только выявление фактов нарушений (недостатков), повлекших за собой недостижение результатов и (или) увеличение затрат ресурсов. Выявление таких фактов - лишь часть процедуры по оценке выбранных ресурсов и методов их использования. Аудит эффективности - это еще и выявление упущенных возможностей, альтернатив, формирование доказательств по которым требует проведения большего числа аудиторских процедур с применением различных методов сбора и анализа данных. Такие упущенные возможности, альтернативы могут быть обусловлены иными проблемами (как системного, так и индивидуального характера) в отрасли, законодательстве, организации деятельности и т.п.;
эффективность отражает выбор между реально осуществимыми альтернативами. Сопоставление должно проводиться с альтернативами (выступающими как эталоны для сравнения), которые являются действительно осуществимыми и сопоставимыми с точки зрения результатов (их качества и количества) или затраченных на их достижение ресурсов <1>;
--------------------------------
<1> При проведении такого сопоставления рекомендуется (при возможности) использовать положительный опыт международной практики, в том числе основанный на ресурсах Проекта обмена информацией по лучшим практикам (Benchmarking information exchange project, https://biep.nku.cz/). Участниками данного проекта являются более 36 членов ЕВРОСАИ.
аудит эффективности осуществляется в форме последующего аудита. В этой связи при проведении аудита эффективности следует обращать внимание на проверяемый период деятельности. Постепенно достигаемые результаты и затрачиваемые на такие результаты ресурсы могут накапливаться в течение некоторого периода времени. В этой связи аудит эффективности рекомендуется проводить после достижения всех результатов с учетом накопленного объема использованных ресурсов;
при проведении аудита эффективности должны оцениваться как действия, так и бездействие объектов аудита эффективности в отношении ресурсов на всех этапах - от планирования, распределения ресурсов, организации контроля за их использованием до получения тех или иных результатов. Вывод о неэффективности отдельных этапов - планирования, распределения ресурсов, контроля за их использованием и т.д. - может быть сделан только в рамках общего вывода относительно эффективности (результативности и (или) экономности) деятельности объекта аудита (как одна из причин неэффективности (нерезультативности и (или) неэкономности)) по отдельной цели (целям) аудита эффективности.
2.4. При организации аудита эффективности предмет и границы предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия определяются с учетом подхода к проведению аудита эффективности (системно-ориентированного подхода или результат-ориентированного подхода). Подробнее о выборе подхода указано в разделе 3 Методических рекомендаций.
2.5. Границы предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия определяют возможность проведения аудита эффективности. Чем шире границы предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, тем сложнее определить:
все используемые (располагаемые) ресурсы;
результаты, непосредственно связанные с использованием таких ресурсов.
2.6. Чрезмерное расширение границ предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия может повлечь за собой необходимость проведения в рамках аудита эффективности оценки влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов с учетом внутренних и внешних условий, в том числе в рамках отдельной цели в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.2.3 Стандарта.
При этом слишком узкие границы предмета контрольного или экспертно-аналитического мероприятия нивелируют важность самого аудита эффективности, а также влекут за собой несоразмерность результатов мероприятия и ресурсов, затрачиваемых на его проведение.
2.7. Утратил силу в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 11.10.2023 N 57К (1662).
2.8. При проведении аудита эффективности рекомендуется учитывать отдельные аспекты методологии аудита соответствия и финансового аудита (контроля).
ПРИМЕР
При проведении аудита соответствия закупок технологического оборудования осуществляется сравнение деятельности, результатов деятельности объекта аудита с нормативным или требуемым (целевым) состоянием, а также устанавливаются причины выявленных несоответствий. При этом отдельный анализ на предмет того, привело ли выявленное соответствие или несоответствие к увеличению расходов, недостижению конечных результатов и (или) итоговых эффектов, не осуществляется.
Вместе с тем в ходе аудита эффектности такое соответствие или несоответствие оценивается исключительно с точки зрения последствий, в частности:
достижения непосредственных результатов, установленных в договоре (закупка технологического оборудования осуществлена своевременно, надлежащего качества и в определенном объеме), при отсутствии конечных результатов (дальнейшего использования закупленного технологического оборудования);
избыточности трат ресурсов (т.е. неэкономности - несмотря на соблюдение всех установленных требований, закупочные цены на технологическое оборудование превышают среднерыночные цены в сопоставимых условиях).
Возможны и иные различные ситуации, в частности, когда:
именно несоответствие деятельности (процесса) по закупке технологического оборудования какому-либо требованию, порядку привело к высокой эффективности, поскольку, например, установленные порядком процедуры, являясь избыточными, только замедляли бы процесс, увеличивали стоимость технологического оборудования или привели к недостижению результатов в установленный срок;
именно несоблюдение установленных нормативов привело к повышению стоимости технологического оборудования.
2.9. Результаты аудита соответствия и (или) финансового аудита (контроля) могут быть использованы для обоснования проведения аудита эффективности с учетом пункта 2.8 Методических рекомендаций.
Например, выявленные в рамках финансового аудита (контроля), аудита соответствия нарушения в учете товарно-материальных ценностей, нарушения, связанные с несоблюдением условий их хранения, могут свидетельствовать о целесообразности проведения аудита эффективности.
2.10. Утратил силу в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 11.10.2023 N 57К (1662).
2.11. Стандартом, а также стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" установлены требования к предмету контрольного или экспертно-аналитического мероприятия (предмету аудита эффективности). В этой связи не допускается использование в формулировках предмета аудита эффективности слов "оценка", "проверка", "эффективность", "экономность", "результативность" и т.п. Так, "эффективность", "экономность", "результативность" - это состояния, которые только предстоит доказать в рамках аудита эффективности.