6. "Методические рекомендации по оценке рисков при проведении аудита эффективности" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 19.07.2022 N 49К (1574)) (вместе с "Примерным запросом объекту аудита (контроля)") (ред. от 05.12.2023)
6. Способы выявления факторов внешней и внутренней среды
Ретроспективный анализ похожих проблем. Для проведения анализа используются отчеты по итогам мероприятий (по проверяемым объектам аудита (контроля), по схожим или близким тематикам), где, как правило, раскрываются как факторы внешней среды, так и слабые стороны объектов аудита (контроля).
Также анализ отчетов позволяет:
определить уже реализовавшиеся риски на объектах аудита (контроля) и в областях рисков;
оценить для них степень влияния на достижение результатов, а также причины возникновения этих рисков;
проанализировать реализацию предложений (рекомендаций), направленных объектам аудита (контроля).
Метод анализ "разрывов" представляет собой анализ различий между фактическим и плановым значениями показателей достижения результатов.
Учет выявленных "разрывов" при оценке достигнутых результатов, использованных ресурсов с позиции оценки рисков нерезультативности и (или) неэкономности в будущем:
при выявлении по результатам проведения аудита эффективности недостижения результатов (запланированных и (или) лучших), неэкономности необходимо определить нарушения и (или) недостатки, послужившие причиной такого недостижения (обнаруженные факторы рисков). Выявленные нарушения и недостатки могут быть также использованы при оценке рисков нерезультативности, неэкономности в будущем, которая может проводиться в рамках аудита эффективности.
Такая оценка может проводиться в том числе путем выстраивания модели оценок (т.е. "быстрых" оценок) с использованием в том числе экспертных оценок, математико-статистических методов. Применение таких моделей призвано в основном подтвердить уже имеющиеся гипотезы в части риска в будущем недостаточных объемов и (или) состава мероприятий для достижения запланированных и лучших результатов (т.е. результативности), неэкономности мероприятий, недостаточности ресурсного обеспечения и пр.
Выявление разрывов в логике проектов и программ:
на основании паспортов проектов и программ, а также иной проектной документации разрабатывается экономико-математическая модель, выполняется описание проекта и программы, производится построение теории изменений, содержащее алгоритмы преобразования ресурсов в конечные результаты и итоговые эффекты ("как есть");
с привлечением экспертов составляется теория изменений проекта и программы, соответствующая лучшим международным и национальным практикам ("как могло бы быть");
выявляются пробелы, препятствующие достижению состояния "как могло бы быть";
выявленные расхождения классифицируются в "разрывы", которые используются для идентификации рисков объекта аудита (контроля) или областей рисков неэффективного использования ресурсов.
