5.1. "Методические рекомендации по оценке рисков при проведении аудита эффективности" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 19.07.2022 N 49К (1574)) (вместе с "Примерным запросом объекту аудита (контроля)") (ред. от 05.12.2023)
5.1. Оценка системы управления рисками объекта аудита (контроля)
Под системой управления рисками (далее - СУР) понимается комплекс принципов, методологий, правил, документов, структур управления и мероприятий по оценке рисков, воздействию на риски, а также по мониторингу и контролю их уровня.
Оценка СУР объекта аудита (контроля) проводится в ходе подготовительного и (или) основного этапа мероприятия посредством исследования процессов, характеризующих уровень организационной зрелости и качества управления в объекте аудита (контроля). Зрелость СУР объекта аудита (контроля) определяется наличием и подтверждением функционирования процессов по управлению рисками достижения результатов, эффективного использования ресурсов <20>.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
--------------------------------
<20> Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определен принцип реалистичности стратегического планирования, означающий, что при определении целей и задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки, в том числе с учетом рисков.
Согласно пункту 61 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786, контроль за реализацией государственных программ представляет собой комплекс мероприятий по измерению их фактических параметров, а также по выявлению и минимизации рисков недостижения плановых параметров государственных программ.
Согласно пункту 87 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288, в отчет о ходе реализации национального проекта, отчет о ходе реализации федерального проекта, отчет о ходе реализации ведомственного проекта, информацию о реализации региональных проектов включается достоверная информация о реализации проектов, в том числе информация о рисках реализации проектов и мерах реагирования, направленных на их устранение (минимизацию).
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
В приложении N 6 к Методическим рекомендациям приведена шкала оценки уровня зрелости СУР от нулевого (0) до интеллектуального уровня (4).
При нулевом уровне зрелости СУР объекта аудита (контроля), подтверждаемом отсутствием документов, регламентирующих функционирование СУР, рекомендуется провести оценку рисков в соответствии с Методическими рекомендациями, а также сформулировать по итогам мероприятия при необходимости предложения (рекомендации) о целесообразности разработки программы развития СУР.
Необходимость подготовки предложений (рекомендаций) о целесообразности разработки программы развития СУР оценивается участником мероприятия на основе профессионального суждения, основанного на оценке характера деятельности объекта аудита (контроля), предполагающего, что затраты на создание СУР не будут превышать возможные потери от реализации рисков объекта аудита (контроля), выявленных в ходе проведения мероприятия.
В зависимости от уровня зрелости СУР подготавливаются предложения (рекомендации) объекту аудита (контроля) по совершенствованию СУР с указанием на конкретные проблемы в функционировании СУР, подтверждаемые результатами оценки рисков и актуального уровня зрелости СУР.
