3. "Методические рекомендации по оценке рисков при проведении аудита эффективности" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 19.07.2022 N 49К (1574)) (вместе с "Примерным запросом объекту аудита (контроля)") (ред. от 05.12.2023)
3. Сущность и принадлежность риска, особенности предмета аудита (контроля), предполагающего оценку рисков
3. Сущность и принадлежность риска, особенности предмета
аудита (контроля), предполагающего оценку рисков 
3.1. Объекты аудита (контроля) находятся под влиянием множества воздействующих на них обстоятельств, причем это одинаково актуально как для постоянно функционирующих органов и организаций, например, министерств, государственных корпораций, отдельных компаний, так и временных органов, например, ведомственных проектных офисов, формируемых для организации проектной деятельности <9>.
--------------------------------
<9> В соответствии с пунктом 8 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
3.2. Управление программами <10>, проектами <11>, комплексами процессных мероприятий (далее - процессы) <12> без управления рисками ставит под угрозу достижение результатов, а в случае реализации рисков приводит к необходимости нести дополнительные затраты на устранение или компенсацию последствий. Оценка рисков позволяет учитывать, в какой степени обстоятельства могут оказать влияние на достижение результатов объектами аудита (контроля), на основании чего заблаговременно принять меры, чтобы снизить вероятность, влияние рисков и (или) смягчить последствия реализации рисков.
--------------------------------
<10> Под программами понимаются государственные программы Российской Федерации, указанные в пункте 3 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
<11> Под проектом в соответствии с пунктом 5 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288, понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений (национальный проект, федеральный проект, ведомственный проект, региональный проект).
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
<12> В соответствии с пунктом 25 Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. N 500, комплекс процессных мероприятий представляет собой группу скоординированных мероприятий (результатов), имеющих общую целевую ориентацию и направленных на выполнение функций и решение текущих задач федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, организаций, соответствующих положениям (уставам, законам) о таких федеральных органах исполнительной власти или иных государственных органах, организациях.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
3.3. Управление ресурсами <13> также может находиться под риском. В целях поддержания или повышения эффективности использования ресурсов объектам аудита (контроля) необходимо стремиться к тому, чтобы внутриорганизационные процессы предусматривали мониторинг и оценку рисков неэкономного и (или) нерезультативного использования <14> ресурсов.
--------------------------------
<13> Под ресурсами понимаются федеральные и иные ресурсы. Согласно разделу 1.2 СГА 104 к федеральным ресурсам относятся средства федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральная собственность, а к иным ресурсам - ресурсы (за исключением федеральных ресурсов), обеспечивающие социально-экономическое развитие Российской Федерации, в отношении которых Счетная палата в пределах своей компетенции осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения. К иным ресурсам, в частности, относятся финансовые средства, имущество, трудовые, временные и другие ресурсы, используемые объектами аудита (контроля) для достижения непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
<14> Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Риск - это следствие влияния неопределенности на достижение результатов.
(в ред. Протока заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его вероятности и последствий. Реализация риска как возможного события в будущем характеризуется вероятностью. Реализовавшиеся риски также препятствуют достижению плановых значений ожидаемых результатов (индикаторов, показателей) объектов аудита (контроля).
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
Факторами риска могут быть:
условия, события и (или) обстоятельства, наблюдаемые во внешней и внутренней среде объекта аудита (контроля);
следствие деятельности и (или) бездействия объекта аудита (контроля) и (или) заинтересованных сторон (вместе - источники риска).
Факторы риска как по отдельности, так и во взаимосвязи способны привести к возникновению риска, изменению вероятности риска и (или) влияния риска на результат и могут стать причиной реализации риска.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
Рисунок 1. Схема идентификации рисков.
Под результатами, относительно которых проводится оценка рисков, понимаются результаты предоставления субсидий, результаты реализации отдельных мер государственной политики, результаты закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок, иные результаты.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
Под результатами реализации программ, проектов и процессов, относительно которых проводится оценка рисков, понимаются результаты в виде непосредственных результатов <16>, конечных результатов <17> и итоговых эффектов <18>.
--------------------------------
<16> В соответствии с абзацем седьмым раздела 1.2 СГА 104 к непосредственным результатам отнесены конкретные продукты (финансовое состояние, события), формируемые (наступающие) вследствие деятельности объектов аудита (контроля) по использованию федеральных и иных ресурсов и возможные для использования выгодоприобретателями.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
<17> В соответствии с абзацем восьмым раздела 1.2 СГА 104 к конечным результатам отнесена совокупность значимых изменений, возникающих у выгодоприобретателей после использования непосредственных результатов.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))
<18> В соответствии с абзацем девятым раздела 1.2 СГА 104 к итоговым эффектам отнесены средне- и долгосрочные социально-экономические изменения.
(в ред. Протокола заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 05.12.2023 N 71К (1676))