3. Сбор и изучение данных и информации о предмете аудита и объектах аудита (контроля)

3. Сбор и изучение данных и информации о предмете аудита
и объектах аудита (контроля)

3.1. В рамках предварительного изучения предмета аудита и объектов аудита (контроля) (далее - предварительное изучение) для подготовки дизайна аудита осуществляется сбор и изучение данных и информации, которые могут быть использованы для разработки и корректировки структурных элементов дизайна аудита, в том числе раскрывающих отраслевые, региональные и иные особенности предмета аудита, внутренние условия деятельности объектов аудита (контроля), состояние внутреннего аудита, внутреннего контроля, системы управления рисками объекта аудита (контроля), а также внешней среды, в которой функционирует объект аудита (контроля).

3.2. Сбор и изучение данных и информации о предмете аудита и об объекте (объектах) аудита (контроля) осуществляется в том числе с использованием информационных систем Счетной палаты и иных информационных систем. В рамках предварительного изучения рекомендуется проводить:

3.2.1. Анализ завершенных мероприятий.

Рекомендуется составить перечень завершенных мероприятий Счетной палаты в отношении объекта аудита (контроля) в сфере предмета аудита или по схожему предмету аудита в отношении аналогичных объектов аудита (контроля) и провести анализ, в том числе:

результатов и выводов в отчетах о результатах мероприятий и заключениях, в том числе о выявленных рисках объектов аудита (контроля) и областей рисков <8>, нарушениях и недостатках системного характера <9>, а также соответствующей информации из карт итогов контрольных мероприятий;

--------------------------------

<8> Под областью риска в соответствии с пунктом 2 раздела 2 Концепции риск-ориентированного подхода в Счетной палате Российской Федерации понимается область в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и (или) в сфере деятельности объекта (объектов) аудита (контроля), в границах которой тенденции, процессы, прочие явления характеризуются наличием одного риска или нескольких рисков.

<9> Понятия нарушений и недостатков системного характера предусмотрены в разделе 2 СГА 101.

результатов оценки реализации государственных программ Российской Федерации, а также национальных проектов (программ), федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, полученных в рамках тематических мероприятий, при осуществлении последующего контроля за исполнением федерального бюджета;

требований и предложений (рекомендаций) Счетной палаты, а также текущих статусов их реализации (выполнения);

использованных ранее методов, критериев аудита;

рабочей документации (при необходимости).

Проведение анализа завершенных мероприятий позволит:

обеспечить преемственность дизайна аудита с результатами ранее проведенных мероприятий;

учесть при подготовке дизайна аудита опыт применения методов.

Также рекомендуется проводить анализ отчетов высших органов государственного аудита (контроля) иностранных государств <10>, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований <11>.

--------------------------------

<10> В случае необходимости к проведению анализа отчетов высших органов государственного аудита (контроля) иностранных государств может быть привлечен Департамент международного и регионального сотрудничества в порядке, установленном внутренними нормативными документами Счетной палаты.

<11> Запрос информации о таких отчетах может быть направлен в Департамент международного и регионального сотрудничества и иные структурные подразделения аппарата Счетной палаты.

3.2.2. Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее также - нормативные документы), а также иных документов, относящихся к сфере деятельности объекта аудита (контроля) или иным образом затрагивающих данную сферу.

Анализ нормативных и иных документов позволяет:

определить перечень нормативных и иных документов и их положений, которые актуальны и представляют значимость для целей мероприятия. В перечень рекомендуется включать в том числе документы стратегического планирования;

сформировать понимание нормативного регулирования сферы деятельности объекта аудита (контроля);

разработать критерии аудита, сформулировать вопросы мероприятия и (или) гипотезы.

Примеры
1. Анализ нормативных документов. Например, если анализ постановлений Правительства Российской Федерации и внесенных в них изменений показывает, что правила предоставления субсидий предприятиям изменялись 15 раз за три года, может быть сформулирована гипотеза о том, что отдельная субсидия не формирует устойчивых стимулов для увеличения объемов производства для предприятий - получателей государственной поддержки, так как предприятия воспринимают субсидию как "лотерею", а не как предсказуемую (устойчивую) и понятную меру государственной поддержки, которую можно принимать во внимание при построении средне- и долгосрочных производственных и иных планов.
2. Анализ иных документов. Например, при проведении предварительного изучения определен перечень существующих методик оценки объема выбросов парниковых газов и их абсорбции, а также было выявлено, что применяемые объектом аудита (контроля) методики для оценки объема выбросов парниковых газов и их абсорбции не охватывают полный спектр необходимых для оценки показателей и (или) по предварительным оценкам могут занижать показатели объемов выбросов парниковых газов и их абсорбции. В этой связи было принято решение разработать критерий аудита соответствия, основанный на международных документах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), включающих Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов <12> и иные документы, подготовленные в соответствии с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г., стороной которой является Российская Федерация

--------------------------------

<12> Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК 2006 г. Подготовлены Программой МГЭИК по национальным кадастрам парниковых газов. Под ред. С. Игглестона, Л. Буэндиа, К. Мива, Т. Нгара и К. Танабе. Т. 1 - 5. - ИГЕС, Япония, 2006 (http://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/russian/index.html).

3.2.3. Анализ мер государственной политики, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, в том числе их структурными элементами <13>, а также мер, предусмотренных иными документами (далее также - мера, комплекс мер).

--------------------------------

<13> Федеральные проекты (как входящие, так и не входящие в состав национальных проектов (программ), ведомственные проекты, комплексы процессных мероприятий, а также отдельные мероприятия структурных элементов государственных программ Российской Федерации.

Рекомендуется проводить анализ имеющихся данных и информации о мере (комплексе мер), при необходимости направлять запросы объектам аудита (контроля), иным организациям для получения следующей информации:

цели, период действия и ключевые мероприятия по реализации меры (комплекса мер);

порядок формирования ресурсов на реализацию меры (комплекса мер), объем ресурсов, охват целевых групп (выгодоприобретателей <14>) мерой (комплексом мер), иные сведения для обоснования формирования ресурсов;

--------------------------------

<14> Понятие "выгодоприобретатели" предусмотрено подразделом 1.2 СГА 104.

ключевые изменения меры (комплекса мер) с момента начала ее реализации;

описание системы целевых показателей меры (комплекса мер), а также принципов (правил) ее формирования и использования;

условия (контекст) реализации меры (комплекса мер), например, время, место и другие условия, которые существенны для реализации меры (комплекса мер);

задачи, функции и полномочия разработчиков, ответственных исполнителей, соисполнителей и участников мер (комплексов мер) по организации целевого и эффективного использования федеральных и иных ресурсов на реализацию меры (комплекса мер), включая организацию осуществления руководства деятельностью по реализации меры (комплекса мер), а также деятельности исполнителей меры (комплекса мер), ответственных за ее (его) реализацию, соисполнителей и участников, в том числе проектных офисов и иных органов и организаций.

Анализ мер (комплексов мер) позволяет в том числе выявить потенциальные источники и причины снижения эффективности мер, риски несогласованности (противоречивости) одних мер с другими мерами (комплексами мер).

3.2.4. Обзор литературы по вопросам, актуальным для проведения аудита.

Обзор литературы проводится для получения представления о методах и результатах исследований, опубликованных в форме научных статей, книг, докладов и иных исследовательских документов, относящихся к предмету аудита. Методика проведения обзора литературы по вопросам, актуальным для проведения аудита, приведена в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

3.2.5. Анализ заинтересованных сторон.

Под заинтересованными сторонами для целей Методических рекомендаций понимаются пользователи информации о результатах мероприятия и выгодоприобретатели.

Рекомендуется провести анализ заинтересованных сторон с точки зрения их роли <15> и осуществления дальнейшего взаимодействия с ними в рамках подготовительного и (или) основного этапа проведения мероприятия.

--------------------------------

<15> Полномочия, функции, задачи и т.п. заинтересованной стороны, значимые для предмета аудита.

Результаты анализа заинтересованных сторон рекомендуется документировать согласно примерной форме, приведенной в приложении N 4 к Методическим рекомендациям, и включать в состав рабочей документации <16>.

--------------------------------

<16> Рабочая документация по мероприятию формируется в соответствии с положениями Методических указаний по формированию рабочей документации при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с применением аудита соответствия и аудита эффективности, утвержденных Коллегией Счетной палаты (протокол от 30 ноября 2021 г. N 72К (1515).

3.2.6. Анализ материалов средств массовой информации.

Анализ материалов средств массовой информации проводится в случае необходимости получения общего представления об отражении в средствах массовой информации вопросов, связанных с предметом аудита или деятельностью объектов аудита (контроля). При этом рекомендуется учитывать, что содержание таких материалов может быть связано в том числе с субъективизмом авторов, влиянием на публикационный процесс различных факторов, а также другими причинами, влияющими на достоверность содержащейся в материалах информации. При оформлении результатов анализа материалов средств массовой информации может быть отражена наиболее важная информация с указанием источника, даты публикации, резюме материала.

3.3. Проведение предварительного изучения позволяет заблаговременно выявить наличие изменений в актуальности предмета аудита, целей аудита и гипотез, сформулированных на этапе формирования плана работы Счетной палаты на очередной год <17>, в том числе:

--------------------------------

<17> С учетом положений пункта 6.4 СОД 6.

значимость проблем, на решение которых направлены цели аудита;

ценность потенциальных результатов.

В случае наличия изменений в актуальности предмета аудита рекомендуется инициировать рассмотрение вопроса о целесообразности внесения изменений в годовой план работы Счетной палаты.