6. Непрерывное развитие, совершенствование и оценка применения риск-ориентированного подхода к осуществлению аудита (контроля)
6. Непрерывное развитие, совершенствование и оценка
применения риск-ориентированного подхода к осуществлению
аудита (контроля)
6.1. Счетная палата непрерывно развивает собственную риск-культуру за счет:
1) распространения информации о принципах и важности риск-ориентированного подхода со стороны Коллегии и руководства Счетной палаты;
2) повышения качества процессов, процедур и инструментов риск-ориентированного подхода;
3) внедрения практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников Счетной палаты в области риск-ориентированного подхода;
4) создания, развития и поддержания актуальной методологической и методической базы по риск-ориентированному подходу;
5) создания, развития и поддержания систем внутренних коммуникаций, обмена информацией и лучшими практиками по вопросам применения риск-ориентированного подхода;
6) стимулирования вовлечения сотрудников в разработку, внедрение и применение риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);
7) применения иных мер по созданию, развитию и поддержанию риск-культуры.
6.2. Счетная палата изучает лучшие российские и международные практики и опыт применения риск-ориентированного подхода в аудите (контроле) и использует эти знания для совершенствования собственной методологической и методической базы.
6.3. Одним из основных направлений развития и совершенствования риск-ориентированного подхода является автоматизация и расширение использования информационно-аналитических систем Счетной палаты. Счетная палата стремится внедрять набор программных инструментов, обеспечивающих возможность эффективного осуществления процедур риск-ориентированного подхода.
6.4. Счетная палата осуществляет регулярный мониторинг практики реализации риск-ориентированного подхода и степени достижения целевого уровня зрелости в Счетной палате.
Качество применения и реализации риск-ориентированного подхода в деятельности Счетной палаты оценивается на регулярной основе, рассматривается на заседаниях Коллегии Счетной палаты и является основой для принятия организационных, административных, методологических и иных решений <5>.
--------------------------------
<5> В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Информация об оценке рисков по мере внедрения и применения риск-ориентированного подхода служит основанием для корректировки и совершенствования методического обеспечения аудита (контроля).
6.5. Развитие риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля) включает в себя следующие основные этапы:
1) подготовка и утверждение целевой модели применения риск-ориентированного подхода при осуществлении аудита (контроля);
2) разработка методологического и методического обеспечения, включающего:
методический документ по применению риск-ориентированного подхода, содержащий детальное описание элементов, методов и инструментов риск-ориентированного подхода, а также регламентацию действий участников мероприятий;
отдельные инструменты риск-ориентированного подхода (с описанием процедуры их применения);
модели оценки зрелости систем управления рисками различных объектов аудита и областей рисков;
методики расчета аудиторского риска для различных видов аудита (контроля);
методический документ, определяющий методологию оценки применения риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
методический документ по оценке рисков объектов аудита и областей рисков;
иные документы Счетной палаты, методические указания и рекомендации, устанавливающие особенности применения риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
3) приведение внутренних нормативных документов Счетной палаты в соответствие с положениями Концепции;
4) поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода, включая обязательный этап апробации разработанного методологического и методического обеспечения, а также иных документов, регламентирующих применение риск-ориентированного подхода, по итогам апробации.
6.6. Эффективность применения риск-ориентированного подхода обеспечивается в том числе за счет:
1) цифровизации и автоматизации деятельности Счетной палаты с применением риск-ориентированного подхода, включающих:
разработку и реализацию алгоритмов непрерывного мониторинга и машинного обучения;
внедрение автоматизированных и дистанционных методов и моделей аудита (контроля);
автоматизацию процессов применения риск-ориентированного подхода при документировании и подготовке отчетов по итогам мероприятий;
применение иных методов цифровизации аудита (контроля);
2) повышения уровня зрелости Счетной палаты на основе оценки успешности внедрения и реализации риск-ориентированного подхода, предусматривающей:
определение и утверждение целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
определение эффективности затрат ресурсов на внедрение и реализацию риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
регулярный анализ текущего уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате и оценку разрывов между текущим и целевым состоянием;
выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию для достижения целевого состояния уровня зрелости риск-ориентированного подхода в Счетной палате;
формирование и реализацию "дорожной карты" развития риск-ориентированного подхода в Счетной палате и контроль за ее выполнением.