МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 25 ноября 2009 г. N 503

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению финансового контроля за получателями бюджетных средств, повышения эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, использованием субсидий их получателями и в соответствии со статьями 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению внутреннего финансового контроля Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Руководитель
Г.П.ПЕТРАКОВ

Приложение
к Приказу Росжелдора
от 25 ноября 2009 г. N 503

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Настоящие Методические рекомендации являются документом, определяющим основные направления, показатели и критерии, по которым оценивается деятельность Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Система внутреннего финансового контроля призвана обеспечить:

1) единообразный подход к оценке деятельности учреждений, предприятий, порядку использования субсидий получателями;

2) объективность, всесторонность и полноту выводов по результатам деятельности учреждения, предприятия, использования субсидии получателем;

3) обоснованность предложений и рекомендаций, вносимых в итоговые документы работы учреждения;

4) повышение качества и эффективности деятельности учреждения, предприятия, использования субсидий получателем.

Система оценочных показателей и критериев служит:

1) для полной, всесторонней и объективной оценки деятельности учреждения;

2) для анализа результатов деятельности учреждения;

3) для определения объема служебной нагрузки и напряженности труда сотрудников учреждения;

4) для повышения эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий;

5) для целевого использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета;

6) для сведения к минимуму субъективных факторов при определении итоговых оценок.

I. Проверка организации финансово-хозяйственной
деятельности, бюджетного учета и достоверности отчетности
бюджетного учреждения

Бюджетным учреждением в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

К бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, относятся территориальные органы, учреждение по обеспечению хозяйственного обслуживания, государственные учреждения культуры и государственные образовательные учреждения.

Порядок оценки деятельности бюджетного учреждения при проведении внутреннего финансового контроля проводится по следующим блокам вопросов:

1.1. Проверка кассовых и банковских операций.

1) Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгого учета в кассе, кассовой и авансовой дисциплины.

Проверка наличия денег, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе (проверка кассы) производится внезапно в начале документальной проверки в присутствии главного бухгалтера и кассира.

Перед проверкой кассы проверяющий берет расписку о том, что расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию, поступившие денежные средства оприходованы, выбывшие списаны в расход.

По усмотрению проверяющего в период документальной проверки могут проводиться повторные проверки кассы.

Проверяющий устанавливает соответствие предъявленных наличных денег, ценностей и бланков строгой отчетности остаткам, числящимся на день проверки по регистрам учета.

Если при проверке будут предъявлены надлежаще оформленные денежные документы, не проведенные в регистрах бухгалтерского учета, то указанные документы проводятся в присутствии проверяющего, и после этого в кассовой книге выводятся итоги и остатки.

При наличии раздаточных ведомостей на выплату заработной платы, не проведенных по учету, проверяющий проверяет законность произведенных выплат, подсчитывает выданную по этим ведомостям сумму и исключает ее из остатка, числящегося по кассовой книге на день проверки.

По результатам проверки наличия денег составляется акт проверки наличных денежных средств. При обнаружении проверяющими недостачи или излишка денежных средств и ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства их возникновения.

Если во время проверки проверяющим будут установлены ошибки, повлекшие возникновение недостач, то внесенная в погашение недостачи сумма может быть возвращена кассиру или другому лицу, внесшему деньги в кассу, только в том случае, если недостача наличных денег была погашена и отражена в бухгалтерском учете установленным порядком при ее возникновении.

При проверке кассовой дисциплины проверяется выполнение установленного порядка получения наличных денег из учреждения банка, а также их хранение в учреждении.

В частности, проверяются:

- выделение автотранспорта и охраны для перевозки денег из банка в учреждение и из учреждения в банк;

- своевременность и полнота оприходования полученных денег; соблюдение порядка ежедневной сверки наличия денежных сумм и ценностей в кассе с данными бухгалтерского учета;

- сдача кассы под охрану установленным порядком;

- наличие охранной сигнализации в помещении кассы и ее исправность, соблюдение порядка опечатывания кассы, наличие вторых экземпляров ключей от кассы и сейфа и порядок их хранения;

- ознакомление кассира с порядком ведения кассовых операций, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности;

- возложение обязанностей кассира на других работников бухгалтерии, заключение с ними договоров о материальной ответственности;

- соблюдение установленного банком лимита хранения наличных денег в кассе учреждения, своевременность сдачи в банк сверхлимитных остатков;

- порядок производства внезапных проверок кассы (периодичность, наличие комиссии по проверке кассы, актов по результатам проверки, мероприятий по результатам актов, производится выборочная проверка остатков в актах с остатками денежных средств, числящихся в кассовой книге);

- полнота оприходования денег, полученных из банка (путем сличения записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешках чеков);

- списание в расход денег по кассе (устанавливаются: все ли записи подкреплены правильно оформленными документами, погашаются ли расходные и приходные документы штампом "Оплачено" с указанием даты, имеется ли расписка получателя, не приложены ли к кассовым отчетам и выпискам банка документы, уже ранее оплаченные);

- ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным операциям в соответствии с приходно-расходными документами;

- правильность составления накопительной ведомости по кассовым операциям и разнесения сумм поступления и расходования денежных средств на соответствующие счета бюджетного учета;

- правильность учета депонированных сумм - в полном ли объеме сдавались в банк неполученные суммы и не расходовались ли они на другие цели, ведется ли книга учета депонированных сумм;

- правильность оформления приема и сдачи дел, денежных средств и ценностей при временном убытии кассира.

При проверке авансовой дисциплины проверяется:

- законность произведенных расходов и достоверность приложенных к авансовым отчетам оправдательных документов;

- законность и правильность перечисления авансов поставщикам (исполнителям работ);

- соблюдение установленного порядка покупки материальных запасов за наличные деньги. Наличие приказа о предельных размерах выдачи сумм под отчет с указанием перечня лиц, кому могут выдаваться наличные деньги на хозяйственные нужды;

- правильность выдачи подотчетных сумм (на хозяйственные нужды, командировочные расходы) и своевременность их погашения (наличие документов, подтверждающих поставку материальных ценностей и произведенных командировочных расходов);

- соблюдение порядка списания сумм аванса поставщикам и подрядчикам только после получения материальных ценностей, своевременность получения от поставщиков и подрядчиков оплаченных материальных ценностей и услуг;

- соответствие остатка подотчетных сумм на день начала проверки сумме остатков за подотчетными лицами и организациями (в необходимых случаях проводится встречная проверка);

- принятие мер к истребованию авансовых отчетов от всех подотчетных лиц и взысканию просроченной дебиторской задолженности (определяются причины возникновения задолженности, обстоятельства, сумма, работники, в результате действия (бездействия) которых задолженность возникла, и предлагается руководителю учреждения или лицу, им уполномоченному, осуществить истребование задолженности в установленном законодательством порядке);

- принятые меры к виновным в нарушении авансовой дисциплины;

- соблюдение порядка выдачи авансов (есть ли заявления получателей с указанием назначения аванса, есть ли распорядительная резолюция руководителя или лица, им уполномоченного);

- нет ли случаев выдачи авансов в счет заработной платы и лицам, не работающим в данном учреждении, выдачи авансов без получения отчета об израсходовании ранее полученного аванса;

- не допускались ли случаи списания материальных ценностей, приобретенных через подотчетное лицо, на расходы учреждения без оприходования по учету;

- утверждение руководителем учреждения либо лицом, им уполномоченным, авансовых отчетов, а также правильность ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

2) Проверка наличия денежных средств на лицевом счете и операций по этому счету.

При проверке соблюдения установленного порядка безналичных расчетов проверяются:

- соответствие остатка денежных средств на день начала проверки, выведенного по бухгалтерскому учету учреждения, остатку на тот же день по выпискам по счетам учреждения в банке (казначействе);

- учет чековых книжек, правильность использования чеков, соблюдения порядка их списания;

- обоснованность и правильность открытия бюджетного счета и ведения операций по нему;

- наличие предварительной подписи руководителя либо лица, им уполномоченного, на незаполненных чеках, наличие печати учреждения на неподписанных документах;

- полнота оприходования на счете получателя полученного финансирования;

- полнота оприходования поступивших от организаций и физических лиц сумм, полнота наличия выписок банка, наличие подтверждающих документов с отметкой банка об исполнении;

- наличие резолюции руководителя либо лица, им уполномоченного, на платежных документах;

- использование расчетного счета учреждения для перечисления денежных средств, получения наличных денег и других целей в интересах сторонних организаций и частных лиц;

- соблюдение установленного порядка перечисления сумм налогов и других сумм в доход бюджетов и во внебюджетные фонды.

При необходимости выписка счета сверяется с подлинным лицевым счетом непосредственно в учреждении банка.

1.2. Выполнение основных показателей деятельности учреждения.

1) Проверка организации работ по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности:

- наличие учредительных документов учреждения (Положение), правильность их оформления - вид учреждения, направление деятельности учреждения, выполняемые задачи, их соответствие фактически осуществляемой деятельности;

- структура отделов, осуществляющих финансовый и бюджетный учет (взаимодействие отделов, штатная численность, укомплектованность отделов работниками, положения об отделах, должностные регламенты работников);

- программное обеспечение процесса работ;

- прочие общие вопросы организации работ (наличие номенклатуры дел, графика документооборота, учетной политики учреждения, нормативного обеспечения деятельности).

2) Проверка планирования потребности в денежных средствах и выполнения основных показателей деятельности учреждения:

- проверяется правильность определения потребности в бюджетных средствах, правильность и своевременность оформления установленных документов на их получение, наличие расчетов потребности в бюджетных средствах, их реальность и обоснованность;

- своевременность доведения финансово-экономической службой до руководителей структурных подразделений учреждения сведений о бюджетных средствах по соответствующим статьям сметы;

- правильность определения руководителями структурных подразделений планируемых расходов в соответствии с годовыми назначениями бюджетных средств;

- обоснованность и реальность дополнительной потребности в бюджетных средствах, основания к их истребованию, причины возникновения дополнительных потребностей;

- правильность определения потребности бюджетных средств и использования выделенных средств строго по назначению, наличие фактов их расходования на другие цели;

- наличие фактов расходования бюджетных средств сверх их назначений по соответствующим статьям сметы, причины образования перерасходов, принятые меры по уточнению бюджета;

- наличие фактов нецелевого использования бюджетных средств с указанием конкретных работников, принявших решение об использовании их не по назначению;

- своевременность представления руководителями структурных подразделений сведений о необходимости корректировки назначенных по смете расходов бюджетных средств по соответствующим статьям сметы;

- своевременность приведения планов в соответствие с выделенными ассигнованиями, установленными лимитами, запасами материальных средств, наличие запланированных и проведенных мероприятий, не обеспеченных материальными и денежными средствами.

3) Проверка расходов по заработной плате.

Своевременность и правильность выплаты заработной платы работникам учреждения проверяется путем сопоставления расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы и лицевых счетов со штатными расписаниями, тарификационными списками, приказами по организации, трудовыми книжками, личными делами работников, табелями по учету рабочего времени с целью выявления случаев нарушения штатной дисциплины, незаконной выплаты заработной платы, необоснованного увеличения должностных окладов, всех видов надбавок и доплат к заработной плате, а также лиц, фактически не работающих в учреждении или содержащихся сверх утвержденного штатного расписания.

При проверке начисления и выплаты заработной платы проверяются:

- наличие в учреждении утвержденных штатных расписаний;

- соответствие раздаточных ведомостей на выплату заработной платы штатным расписаниям и данным учета работников;

- соблюдение штатной дисциплины;

- правильность установления должностных окладов работникам, установления и выплаты увеличений должностных окладов, доплат и надбавок к заработной плате;

- своевременность выплаты заработной платы работникам с учетом выделенных бюджетных средств на эти цели, обеспечение целевого использования денежных средств, выделенных на заработную плату, своевременность и полнота расчетов с работниками, подлежащими увольнению;

- правильность итогов, выведенных в раздаточных ведомостях;

- наличие фактов двойной выплаты заработной платы;

- правильность взимания налогов, алиментов, законность предоставления льгот по налогам и другим платежам;

- правильность разрешения жалоб и заявлений работников по вопросам заработной платы;

- законность использования экономии по фонду заработной платы, наличие перерасхода по заработной плате за истекший период, виновные в этом лица;

- наличие основания для премирования и материального стимулирования работников, соответствие Положения о премировании работников действующему законодательству;

- правильность оформления и своевременность представления в бухгалтерию табелей учета рабочего времени; наличие трудовых книжек работников и их соответствие лицам, числящимся в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы;

- своевременность внесения в трудовые книжки изменений, касающихся трудовой деятельности работников;

- правильность выплаты среднего заработка за период отпусков и компенсации за отпуск, оплаты больничных листов, выходного пособия при увольнении; правильность определения стажа работы работников и наличие протоколов комиссии по его установлению.

4) Проверка других расходов учреждения.

Проверку других расходов бюджетных средств и использования материальных ценностей проверяющие проводят по соответствующим подразделениям учреждения. Проверка наличия материальных средств проводится внезапно в начале документальной проверки на всех указанных объектах учреждения. Проверкой устанавливается соответствие фактического наличия, качественного состояния и стоимости материальных средств данным учета. Для установления соответствия производится снятие остатков материальных средств с последующим сопоставлением полученных результатов с данными материального учета. Результаты проверки оформляются актом.

Если при проверке наличия материальных средств будут выявлены расхождения между учетными данными и их фактическим наличием, проверяющим устанавливаются причины расхождений, лица, в результате действия (бездействия) которых это стало возможным. По результатам проверки излишки немедленно в присутствии проверяющего приходуются в установленном порядке по учету, а выявленная недостача материальных средств списывается с материального учета на основании приказа руководителя учреждения. При наличии оснований проверяющий вносит предложения руководителю учреждения о возмещении причиненного материального ущерба в соответствии с положением о материальной ответственности работников. От материально ответственного лица берутся письменные объяснения. Если в процессе проведения проверки причины и лица, в результате действия (бездействия) которых образовалась недостача материальных средств, не установлены, проверяющий вносит предложение в акт о назначении административного расследования.

При проверке расходов бюджетных средств и материальных ценностей устанавливается:

- законность и целесообразность расходования денежных средств и использования материальных средств, соответствие их фактического расхода установленным нормам;

- наличие фактов использования в учреждениях бюджетных средств и материальных ценностей не по целевому назначению;

- соблюдение установленного порядка реализации материальных ценностей сторонним организациям и частным лицам;

- правильность и целесообразность заключения договоров с поставщиками и подрядчиками на выполнение работ, заготовку материальных средств, предоставление услуг и расчетов по ним. При выявлении договоров с расходами, не обеспеченными соответствующими денежными средствами, и заключенных с организациями на невыгодных для учреждения условиях, с просроченными сроками исполнения и с другими нарушениями проверяющий вносит в акт предложения об их расторжении, возврате перечисленных денежных средств или получении материальных средств в порядке, установленном законодательством;

- наличие расходов бюджетных средств, наносящих ущерб учреждению (уплата штрафов, пени, неустоек за невыполнение договорных обязательств, простои транспорта, возмещение ущерба гражданам и организациям, в том числе за дорожно-транспортные происшествия, в случаях незаконного увольнения работников и др.); лиц, в результате действия (бездействия) которых причинен ущерб; принимаемые меры к возмещению ущерба и предупреждению таких нарушений;

- наличие фактов получения от сторонних организаций материальных средств за услуги, оказанные учреждением, и фактов возврата дебиторской задолженности материальными средствами; их оприходование, поступление на склад и фактическое наличие.

По обеспечению горюче-смазочными средствами (далее - ГСМ):

- обеспечение организации горюче-смазочными материалами и техническими средствами;

- соблюдение установленного лимита расхода горючего в целом по учреждению, осуществление контроля над соблюдением лимитной дисциплины;

- наличие фактов использования ГСМ сверх лимитов, причины и виновные лица;

- правильность списания топлива, ГСМ согласно установленным нормам;

- использование автотранспорта не по целевому назначению или в личных целях работниками организации. В случае поездок по личным нуждам устанавливается, возмещается ли в кассу организации плата за пользование служебным автотранспортом;

- правильность списания расходов на содержание автотранспорта (соблюдение лимита на содержание служебных легковых автомобилей при его наличии, соответствие фактических расходов смете);

- правильность заполнения путевых листов (путем сличения показателей спидометра с количеством километров пробега, записанного в путевом листе), соблюдение норм расхода ГСМ;

- правильность списания расходов по ремонту автомобиля.

По общехозяйственным и почтово-телеграфным расходам:

- обеспеченность организации имуществом для хозяйственного оборудования помещения, своевременность расчетов за поставляемое имущество;

- полнота и своевременность оприходования приобретенных материальных ценностей, создание условий для обеспечения их сохранности;

- соблюдение установленного порядка списания мягкого инвентаря, оборудования (указываются ли в актах на списание дата приобретения, сроки носки, время нахождения в эксплуатации, инвентарные номера; имеются ли заключения специалистов, дефектные акты при списании техоборудования). Проверить списание дорогостоящей и бытовой техники (холодильники, телевизоры, магнитофоны, стиральные машины, ковры и т.д.). При досрочном списании материальных ценностей установить причины и виновных лиц;

- не допускалась ли выдача инвентаря и оборудования в личное пользование бесплатно;

- провести выборочную инвентаризацию материальных ценностей, при этом проверяется наличие маркировки мягкого инвентаря и инвентарных номеров на оборудовании. С целью выявления возможных фактов подмены однородных дорогостоящих предметов более дешевыми необходимо сопоставить артикулы, сорт и цену проверяемых изделий;

- правильность расходования денежных средств на оплату проезда внутригородским транспортом;

- целесообразность и законность отправки и оплаты телеграмм за счет средств учреждения.

По телефонным расходам:

- правильность применения тарифов за установку телефонов и абонентской платы за средства связи;

- законность оплаты телефонных переговоров; меры, принимаемые по учету и контролю за междугородними телефонными переговорами.

По коммунальным расходам:

- соблюдение установленных тарифов на коммунальные услуги; законность и обоснованность расхода бюджетных средств на оплату воды и электроэнергии в соответствии с установленными лимитами;

- обеспеченность учреждения электросчетчиками и водомерами, принимаемые меры по экономии электроэнергии и воды.

По расходам на текущий ремонт и эксплуатацию зданий и сооружений:

- наличие надлежаще оформленных плановых документов и сметы на текущий ремонт; правильность произведенных расчетов за выполненные работы; соответствие фактически выполненных работ плану, оформленным договорам, актам приемки выполненных работ;

- использование отпущенных на текущий ремонт денежных и материальных средств на капитальный ремонт, новое строительство и другие потребности учреждения.

По расходам на строительство и капитальный ремонт, осуществляемый организацией:

- наличие выписок из утвержденного титульного списка и плана финансирования; обеспеченность строительства проектно-сметной документацией и денежными средствами;

- наличие случаев выполнения работ по капитальному строительству и ремонту объектов, не включенных в титульный список (нетитульное строительство) и не обеспеченных проектно-сметной документацией;

- законность и целесообразность привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному строительству; правильность расчетов с ними за выполненные работы в разрешенных случаях;

- наличие фактов завышений расценок, приписок фактически не выполненных работ или оплаты работ, выполненных работниками организации;

- расходование отпущенных на капитальное строительство денежных средств и материалов на другие цели;

- наличие и правильность оформления актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ;

- состояние учета строительных материалов, правильность списания их на объекты.

По оплате командировочных расходов:

- законность и целесообразность служебных командировок, соблюдение установленных лимитов денежных средств на их оплату; направление работников в служебные командировки при отсутствии денежных средств; задолженность работникам по таким командировкам, своевременность представления работниками авансовых отчетов;

- соответствие применяемых норм командировочных расходов действующему законодательству.

5) Проверка бюджетного учета и отчетности.

По организации бюджетного учета.

При проверке структуры финансово-бухгалтерской службы, организации, форм и методов бухгалтерского учета проверяется:

- разработка должностных регламентов работников финансово-бухгалтерской службы и доведение их под расписку;

- формирование учетной политики учреждения;

- установление графика представления соответствующими подразделениями учреждения всех необходимых для бухгалтерского учета документов и сведений, соблюдение утвержденного руководителем организации графика документооборота;

- наличие в учреждении положений, инструкций и других нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, организация их изучения работниками бухгалтерии, своевременность внесения в них изменений и дополнений, своевременность доведения требований нормативных правовых актов и решений руководителя организации до исполнителей, контроль за их исполнением;

- ведение предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету регистров бюджетного учета;

- соблюдение установленных правил хранения финансово-бухгалтерских документов, регистров учета и других бухгалтерских материалов текущего и за прошлые годы;

- укомплектованность штатов, квалификация счетных работников, мероприятия по ее повышению;

- проведение экономической учебы с работниками бухгалтерии, инструктивных совещаний с материально ответственными лицами;

- состояние автоматизации бухгалтерского учета.

По состоянию бухгалтерского учета и отчетности:

- соблюдение установленного порядка учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, организация документооборота, своевременность и правильность записи приходных и расходных операций по учету;

- наличие и правильность ведения установленных регистров бухгалтерского учета, соблюдение форм и методов бухгалтерского учета и отчетности;

- полнота и своевременность оприходования по учету материальных и денежных средств, правильность определения стоимости материальных средств;

- правильность всех итогов в учетных регистрах; составление оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатка, приведенного в них, данным синтетического учета;

- наличие всех оправдательных документов и правильность их оформления (достоверность оправдательных документов по расходованию денежных и материальных средств, особенно счетов на приобретение товарно-материальных ценностей, проверяется путем встречных проверок).

По учету основных средств:

- соблюдение установленного порядка оформления поступления основных средств;

- полноту и своевременность оприходования основных средств, а также средств, переданных организации безвозмездно; правильность определения инвентарной стоимости введенного в эксплуатацию объекта;

- правильность отнесения ценностей к основным средствам, присвоения инвентарных номеров и обозначения их на предмете;

- нахождение всех основных средств на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения; ведение инвентарных списков основных средств;

- состояние аналитического учета основных средств, ведение инвентарных карточек, наличие описи;

- сплошным методом проверяются операции по списанию основных средств, правильность и законность списания основных средств, безвозмездной их передачи и реализации;

- соблюдение установленного порядка определения износа основных средств, правильность его начисления;

- правильность проведения переоценки и реальность стоимости основных средств, числящихся на балансе;

- правильность составления и оформления накопительных ведомостей, первичных документов по движению основных средств.

По учету материальных ценностей:

- все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении работников, назначенных приказом руководителя учреждения, наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;

- соблюдение порядка выдачи и учета доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;

- правильность ведения учета материальных ценностей (в бухгалтерии и материально ответственными лицами) и оформление документов по приемке и выдаче этих ценностей; правильность ведения книги (карточек) складского учета материалов;

- регулярность сверки записей по учету материалов с записями, ведущимися у материально ответственного лица;

- наличие в учреждении утвержденных норм расхода материальных запасов, порядок списания материальных запасов;

- правильность отнесения ценностей к материальным запасам и определение их стоимости при постановке на учет;

- организация оперативного (количественного) учета материальных запасов;

- состояние аналитического учета материальных ценностей; правильность составления накопительных ведомостей; соответствие данных аналитического и синтетического учета.

По правильности проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения их в учете:

- наличие приказа руководителя учреждения на проведение инвентаризации, наличие инвентаризационной комиссии, ее состав (участие в ее составе работников бухгалтерии);

- периодичность, своевременность, полнота и правильность проведения инвентаризации материальных средств, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации (достоверность результатов инвентаризации проверяется выборочно путем контрольной инвентаризации);

- полноту отражения в учете за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных и материальных средств и расчетов; соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за отчетный период, а также данных отчетов (балансов) данным синтетического и аналитического учета.

По учету расчетов.

Проверяется состояние учета расчетов с подотчетными лицами, по недостачам, растратам и хищениям, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с депонентами, прочими дебиторами и кредиторами, работниками, по удержаниям из заработной платы.

При проверке учета средств, находящихся в расчетах, следует установить:

- по расчетам с депонентами - своевременность и правильность отражения в учете сумм заработной платы работников, не полученных в течение установленного срока, а также выплаченных депонентских сумм;

- с прочими дебиторами и кредиторами - своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности (нет ли случаев пропуска исковой давности (3 года) и необоснованного списания задолженности), правильность отнесения материальных ценностей на соответствующие счета бухгалтерского учета, проведение взаимных сверок расчетов с учреждениями и организациями; обоснованность списания предварительной оплаты.

По учету кассовых и фактических расходов:

- правильность ведения аналитического учета кассовых и фактических расходов в карточках аналитического учета;

- соответствие данных аналитического учета по фактическим расходам данным синтетического учета.

По достоверности отчетных данных.

При проверке годового (квартального) отчета необходимо проверить представление его в полном объеме (наличие всех необходимых форм). Все формы должны быть подписаны.

При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:

- полнота отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов;

- тождество данных аналитического учета оборота и остаткам по счетам синтетического учета на 1 число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета.

Кроме того, проверяются правильность и полнота заполнения всех форм отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей.

Обеспечение сохранности материальных ценностей и возмещения причиненного вреда

По материалам инвентаризации, актам ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, актам снятия остатков материальных средств, актам передачи дел, ликвидационным актам, приказам по организации, письменным объяснениям работников, материалам административных расследований, документам на списание материальных средств и сумм причиненного ущерба проверка устанавливает:

- эффективность мер, принимаемых руководящими работниками учреждения по обеспечению сохранности материальных средств;

- полноту отражения недостач и трат материальных ценностей в регистрах учета;

- наличие фактов несвоевременного проведения административных расследований и принятия решений по выявленным недостачам и утратам материальных и денежных средств;

- наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, связанными с хранением и расходованием материальных и денежных средств;

- правильность определения цен на недостающие и утраченные материальные средства, общего размера ущерба и сумм, подлежащих взысканию с лиц, причинивших материальный ущерб;

- своевременность принятия мер к взысканию с работников денежных сумм, уплаченных организацией в порядке возмещения причиненного по их вине материального ущерба;

- обеспечение своевременного взыскания сумм в возмещение причиненного учреждению материального ущерба;

- законность списания недостающих (утраченных), пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств.

При проверке особое внимание уделяется списанию сумм задолженностей, безнадежных к взысканию вследствие неплатежеспособности должников, и отражению списанной задолженности по учету для наблюдения за возможностью ее взыскания.

6) Выполнение предложений по актам предыдущих проверок.

Полнота и своевременность выполнения предложений по актам предыдущих проверок проверяется по подлинным документам, подтверждающим выполнение внесенных предложений. При этом устанавливается: степень выполнения предложений, устранение отмеченных недостатков и нарушений, принятые меры по возмещению ущерба, привлечение виновных к установленной ответственности, своевременность представления сведений и достоверность данных, указанных в сведениях о выполнении предложений. Поверяющий устанавливает причины невыполнения предложений по актам предыдущих проверок и при невозможности их выполнения в ходе проверки вносит соответствующие предложения в акт проверки.

7) Составление акта проверки.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности оформляется актом. В акте излагаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления. При изложении в акте выявленных недостач, растрат и хищений денежных и материальных средств, фактов злоупотреблений, переплат заработной платы и других нарушений и недостатков проверяющий должен соблюдать объективность, последовательность, точность описания сущности и причины. При этом проверяющий ссылается на нормативные правовые документы, требования которых нарушены, на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей, с отражением нарушений в натуральном (количественном) и денежном выражении, с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств, работников, в результате действия (бездействия) которых они допущены, и времени нарушений.

Проверяющий не должен давать оценку действия (бездействия) работников проверяемого учреждения. В случае необходимости к акту прилагаются копии подлинных документов, а также справки и объяснения работников. Если при проведении проверки по каким-либо вопросам, изложенным в настоящих Методических рекомендациях, недочетов и нарушений не установлено, то эти вопросы в акте проверки не отражаются. Настоящее правило не применяется при записи в акте проверки результатов проверки:

1) наличия денег и ценностей в кассе;

2) наличия денежных средств на бюджетном (лицевом) счете и результатов сверки выписок с подлинным счетом организации непосредственно в банке;

3) полноты оприходования наличных денег, полученных в учреждениях банка и в других случаях;

4) полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;

5) обеспечения сохранности денежных средств при хранении их в организации и при доставке их из учреждения банка;

6) состояния сохранности материальных средств;

7) наличия оправдательных документов, подтверждающих совершение операций с материальными и денежными средствами;

8) правильности всех итогов в регистрах учета и в других документах по операциям материальных и денежных средств;

9) состояния работы по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;

10) состояния работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а также погашению кредиторской задолженности.

Результаты проверки оформляется актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.

II. Проверка деятельности федеральных государственных
унитарных предприятий (далее - ФГУП), подведомственных
Федеральному агентству железнодорожного транспорта

Проверка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

При проверке ФГУПов проверяются согласование и утверждение Росжелдором устава предприятия, назначение на должность руководителя предприятия и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем; мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия; приема, изменения и прекращения трудового договора с главным бухгалтером; программы деятельности предприятия и части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия.

Проверяется наличие согласования Росжелдором:

- совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иных обременений, с уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

- совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

- создания филиалов и представительств;

- решения об участия предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (с учетом изменений и дополнений) проводится проверка исполнения программы деятельности.

Проверка исполнения программы деятельности состоит из блоков вопросов.

2.1. Характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года.

2.2. Мероприятия по развитию предприятия, в том числе по сферам деятельности:

1) снабженческо-сбытовая сфера;

2) производственная сфера;

3) финансово-инвестиционная сфера;

4) социальная сфера, в том числе за счет источников:

- чистой прибыли;

- амортизации;

- федерального бюджета;

- займов (кредитов);

- прочих источников.

2.3. Бюджет предприятия на планируемый период, в том числе:

1) доходы ФГУПа в разрезе доходов по обычным видам деятельности и прочим доходам;

2) расходы ФГУПа, в том числе:

- капитальные расходы;

- текущие расходы.

2.4. Показатели деятельности предприятия на планируемый период, в том числе чистая прибыль и часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет.

При проверке могут запрашиваться первичные документы, подтверждающие обоснованность формирования прибыли предприятия.

Также могут запрашиваться дополнительные показатели деятельности на планируемый период, в том числе: объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности, среднесписочная численность, среднемесячная заработная плата, затраты на социальное обеспечение и здравоохранение, затраты на реализацию экологических программ.

Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.

III. Проверка использования субсидий, предоставляемых
из средств федерального бюджета

Проверка использования субсидий, предоставляемых из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта

Проверка осуществляется на соответствие использования субсидий их получателями Правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Проверка состоит из блока вопросов:

1) в отношении метрополитена в целом:

- выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) из нормативных правовых актов муниципальных образований, подтверждающая включение в бюджет средств на финансирование развития метрополитена;

- наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитенов;

2) в отношении каждой линии метро:

- график производства работ на соответствующий год с указанием стоимости работ;

- схема развития метрополитена с отражением действующих, строящихся и пусковых участков;

- утвержденные титульные списки переходящих и вновь начинаемых линий метрополитена;

- пояснительная записка с расчетом технологически обоснованной потребности в средствах на развитие метрополитена и информацией о состоянии строительства линий метрополитена;

- положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на развитие метрополитена;

- документы об утверждении в установленном порядке проектной документации на развитие метрополитена;

- утвержденные сводные сметные расчеты;

3) также проверяется соблюдение соглашения о предоставлении субсидии субъекта Российской Федерации с Федеральным агентством железнодорожного транспорта:

- целевого назначения субсидии;

- доли софинансирования за счет субсидий расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

- направление субсидии на строительство линий метрополитена, предусмотренных в соглашении;

- наличие соглашения о предоставлении субсидии между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и местной администрацией в случае, если субсидия используется субъектом Российской Федерации для предоставления субсидии местному бюджету на развитие метрополитена;

- выполнение утвержденного графика производства работ;

- предоставление высшим органом исполнительной власти субъекта отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения;

- соблюдение порядка возврата субсидий, не использованных или использованных не по назначению.

Результаты проверки оформляются актом установленной формы и докладываются руководителю учреждения.