МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

ПРИКАЗ
от 27 октября 2022 г. N 285

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ПО ГЛАВЕ 052 "ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ" В ЧАСТИ
ДОХОДОВ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В 2023 ГОДУ
И В ПЛАНОВОМ ПЕРИОДЕ 2024 - 2025 ГОДОВ

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года N 2591-р "Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета" и в целях обеспечения поступления доходов федерального бюджета по главе 052 "Федеральное агентство водных ресурсов" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок организации работы по администрированию доходов федерального бюджета по главе 052 "Федеральное агентство водных ресурсов" в части доходов от платежей по договорам водопользования в 2023 году и в плановом периоде 2024 - 2025 годов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Н.А. Сологуб.

Руководитель
Д.М.КИРИЛЛОВ

Утвержден
приказом Росводресурсов
от 27 октября 2022 г. N 285

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА ПО ГЛАВЕ 052 "ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ"
В ЧАСТИ ДОХОДОВ ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В 2023 ГОДУ И В ПЛАНОВОМ ПЕРИОДЕ 2024 - 2025 ГОДОВ

I. Общие положения

1. Настоящий порядок разработан в целях реализации в 2023 - 2025 годах полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральным агентством водных ресурсов (далее - главный администратор доходов), полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные ОИВ субъектов Российской Федерации), предоставляющими в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в части денежных средств, зачисляемых в федеральный бюджет по договорам водопользования (далее - платежи).

2. Территориальные органы Росводресурсов и уполномоченные ОИВ субъектов Российской Федерации, являясь администраторами доходов федерального бюджета по заключенным ими договорам водопользования (далее - администраторы доходов), осуществляют бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

3. Администратор доходов по каждому заключенному им договору водопользования открывает карточку учета платежей (далее - карточка учета).

Карточка учета открывается в течение 3-х рабочих дней со дня получения администратором доходов зарегистрированного в государственном водном реестре договора водопользования.

3.1. Карточка учета открывается с указанием в ней сведений об администраторе доходов (наименование, код общероссийского классификатора территориально-муниципальных объектов (далее - ОКТМО), реквизитов договора водопользования (номер и дата государственной регистрации, срок действия), реквизитов водопользователя (наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет в налоговых органах (далее - КПП), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей, далее - ОГРНИП), ОКТМО, адрес, банковские реквизиты).

3.2. Карточка учета подлежит регистрации в журнале регистрации карточек учета платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее - журнал регистрации карточек). При регистрации из карточки учета в журнал регистрации карточек заносятся сведения о договоре водопользования и водопользователе.

Журнал регистрации карточек ведется в электронном виде.

3.3. После регистрации карточки учета в журнале регистрации карточек ей присваивается соответствующий номер, состоящий из восьми знаков (xx/xxxxx), который включает:

а) номер субъекта Российской Федерации - первые два знака;

б) регистрационный номер карточки учета, присвоенный в соответствующем журнале регистрации карточек - последние пять знаков.

3.4. Карточка учета ведется в электронном виде и распечатывается:

а) в случае окончания действия договора водопользования (приобщается к договору водопользования);

б) в случае проведения проверки;

в) в случае подготовки материалов для принятия решения о возврате либо зачете сумм платежей.

II. Начисление и учет доходов от платы за пользование
водными объектами, находящимися в федеральной собственности

4. Начисление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее - плата за пользование водными объектами), осуществляется в соответствии с Правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами).

5. Размер платы за пользование водными объектами определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы за пользование водными объектами.

6. Платежной базой является:

а) для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем водных ресурсов, забранных (изъятых) за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;

б) для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;

в) для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

7. Начисление платы за пользование водными объектами администратором доходов осуществляется:

а) за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики - на основании представленного водопользователем отчета о фактических параметрах осуществляемого водопользования по окончании соответствующего платежного периода;

б) за использование акватории водных объектов или их частей - на основании договора водопользования в последний рабочий день платежного периода.

8. По истечении срока, установленного для представления водопользователем отчета о фактических параметрах осуществляемого водопользования, администратор доходов проверяет правильность произведенного водопользователем расчета суммы платы за пользование водными объектами.

В случае выявления ошибок или факта непредставления водопользователем отчета администратор доходов в течение 1-го рабочего дня со дня выявления письменно извещает об этом водопользователя. В письменном извещении указывается требование в течение 3-х рабочих дней с даты получения извещения устранить нарушение.

9. Плата за пользование водными объектами подлежит зачислению в федеральный бюджет на счет N 03100 соответствующего территориального органа Федерального казначейства по месту регистрации администратора доходов.

10. Ведение бюджетного учета сумм платы за пользование водными объектами осуществляется на основании данных ведомости учета начислений платы за пользование водными объектами (далее - ведомость учета начислений) и первичных документов, приложенных к выписке, полученной от территориальных органов Федерального казначейства.

11. Аналитический учет сумм платы за пользование водными объектами осуществляется администратором доходов в карточке учета.

12. Данные о начислении, уплате (взыскании), зачете, а также возврате сумм платы за пользование водными объектами отражаются в карточке учета на основании следующих документов:

а) договор водопользования;

б) отчет водопользователя о фактических параметрах осуществляемого водопользования за платежный период;

в) расчетные документы водопользователя, приложенные к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (далее - выписка), полученной из соответствующего территориального органа Федерального казначейства;

г) решение о проведении зачета поступлений (далее - решение о зачете);

д) решение о возврате поступлений (далее - решение о возврате);

е) расчетные документы на возврат водопользователю сумм платы, приложенные к выписке.

13. Записи каждой проведенной операции отражаются в карточке учета в календарной последовательности. При этом каждая запись отражается в карточке учета отдельной строкой с указанием наименования совершенной операции.

По итогам отражения в карточке учета данных о начислении, уплате (взыскании), зачете, а также возврате сумм платы за пользование водными объектами администратор доходов ежемесячно определяет сальдо проведенных операций.

14. Данные из карточки учета являются основанием для заполнения ведомости учета начислений, содержащей сведения о начислениях за отчетный период в разрезе договоров водопользования.

Ведомость учета начислений ежемесячно составляется для отражения соответствующих операций в бюджетном учете не позднее последнего рабочего дня отчетного периода.

15. Датой поступления платы за пользование водными объектами считается дата зачисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на счет N 03100 соответствующего территориального органа Федерального казначейства.

16. При получении выписки от соответствующего территориального органа Федерального казначейства администратор доходов не позднее дня, следующего за днем получения, отражает соответствующие операции в карточке учета.

Данные о перечислении (возврате, зачете) средств вносятся в карточку учета после их отражения в бюджетном учете. Расхождение данных бюджетного учета и карточек учета не допускается.

17. По истечении срока, установленного для внесения платежа, администратор доходов проверяет правильность уплаченной суммы платы за пользование водными объектами и сверяет с данными бюджетного учета и карточки учета.

При выявлении отклонений начисленной и уплаченной сумм платы за пользование водными объектами администратор доходов в течение 1-го рабочего дня со дня выявления отклонений направляет водопользователю информационное письмо с разъяснениями дальнейших действий водопользователя:

а) в случае переплаты - возможность зачета в счет предстоящих платежей по договору, по которому произошла переплата, или оформления процедуры возврата либо, при наличии у водопользователя других заключенных договоров водопользования, возможность обращения для оформления соответствующей процедуры зачета;

б) в случае недоимки - необходимость в течение 3-х банковских дней погасить образовавшуюся задолженность.

18. В случае обращения водопользователя за проведением сверки данных о начисленных и уплаченных суммах платы за пользование водными объектами администратор доходов осуществляет сверку данных, отраженных в бюджетном учете и карточке учета, с договором водопользования, представленными водопользователем отчетами о фактических параметрах осуществляемого водопользования, копиями расчетных документов.

III. Зачет, возврат излишне (ошибочно) уплаченной платы
за пользование водными объектами

19. Сумма излишне (ошибочно) уплаченной платы за пользование водными объектами может быть зачтена в счет предстоящих платежей, установленных договором водопользования, по которому произошла переплата.

Специальных процедур для проведения данной операции не требуется.

20. При заключении с одним водопользователем нескольких договоров водопользования излишне (ошибочно) уплаченная сумма платы за пользование водными объектами по одному договору водопользования может быть зачтена в счет платы за пользование водными объектами по другим договорам водопользования.

21. Зачет сумм платы за пользование водными объектами по одному договору водопользования в счет платы за пользование водными объектами по другим договорам водопользования осуществляется администратором доходов на основании письменного заявления водопользователя, содержащего:

а) полное наименование (для юридических лиц) или фамилию, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей);

б) ИНН, КПП;

в) адрес;

г) реквизиты договора водопользования, по которому произошла переплата;

д) реквизиты договора водопользования, в счет платы по которому предполагается провести зачет;

е) сумму зачета.

22. Администратор доходов на основании представленных документов в течение 10-ти рабочих дней принимает решение о зачете или об отказе в зачете поступлений и направляет водопользователю заверенную копию решения о зачете или оригинал письма об отказе в зачете поступлений с указанием причин отказа.

23. В решении о зачете указываются:

а) администратор доходов (наименование, ИНН, ОКТМО);

б) реквизиты водопользователя (наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей), ИНН, КПП, адрес);

в) реквизиты договора водопользования, по которому произошла переплата;

г) реквизиты договора водопользования, в счет платы по которому проводится зачет;

д) сумма зачета.

На основании оформленного решения о зачете операция отражается в карточках учета.

24. Основанием для отказа в зачете поступлений является:

а) несоответствие заявления о зачете требованиям пункта 21 настоящего порядка;

б) отсутствие у заявителя права на зачет средств;

в) превышение указанной в заявлении суммы зачета над суммой излишне (ошибочно) уплаченных средств.

25. Сумма излишне (ошибочно) уплаченных платежей может быть возвращена водопользователю.

26. Возврат излишне (ошибочно) уплаченных платежей осуществляется в соответствии с требованиями статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Общими требованиями к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденными приказом Минфина России от 27 сентября 2021 г. N 137н.

На основании оформленного решения о возврате, утвержденного руководителем (уполномоченным лицом) учреждения (администратора доходов), и подтверждающих проведение возврата расчетных документов, приложенных к полученной из соответствующего территориального органа Федерального казначейства выписке, операция отражается в карточке учета.

IV. Администрирование платежей при нарушении условий
договора водопользования

27. В случае превышения фактического объема забора (изъятия) водных ресурсов по сравнению с допустимым объемом забора (изъятия), установленным договором водопользования на соответствующий платежный период, администратор доходов начисляет штраф.

Увеличение установленного объема забора (изъятия) водных ресурсов на текущий и истекшие платежные периоды путем заключения соответствующих дополнительных соглашений не допускается.

28. Штраф за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, исчисляется в соответствии с частью 3 статьи 18 Водного кодекса Российской Федерации.

Операция отражается в карточке учета на основании акта, составленного в произвольной форме и утвержденного руководителем (уполномоченным лицом) учреждения (администратора доходов). В акте должна быть указана сумма штрафа, а также банковские реквизиты учреждения (администратора доходов) и код бюджетной классификации. Акт составляется в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня выявления факта превышения водопользователем допустимого объема забора (изъятия) воды.

Данные о перечислении средств вносятся в карточку учета на основании расчетных документов водопользователя, приложенных к выписке, полученной из соответствующего территориального органа Федерального казначейства.

29. В случае нарушения водопользователем срока внесения платы за пользование водными объектами, установленного Правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным, по день фактической уплаты включительно начисляется пеня.

Пеня исчисляется в соответствии с частью 2 статьи 18 Водного кодекса Российской Федерации.

30. В случае выявления недоимки суммы платы за пользование водными объектами администратор доходов в соответствии с пунктом 17 настоящего порядка направляет водопользователю требование погасить образовавшуюся задолженность.

31. В случае добровольного погашения водопользователем в установленный срок суммы недоимки администратор доходов в течение 3-х рабочих дней с даты поступления платы на счет N 03100 территориального органа Федерального казначейства уведомляет водопользователя о необходимости оплаты пени за просроченный платеж в течение 10-ти рабочих дней с приложением расчета пени по договору водопользования.

32. В случае неисполнения в установленный срок водопользователем обязанности по погашению задолженности по платежам в бюджет, включая пени и штрафы, администратор доходов в течение 3-х рабочих дней обращается в установленном порядке в судебные органы с исковым заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.

33. Суммы пеней, штрафов по договорам водопользования, излишне (ошибочно) перечисленные в федеральный бюджет, могут быть:

а) зачтены в счет платежей, зачисляемых в федеральный бюджет с отражением по данному коду бюджетной классификации, по другим договорам водопользования, заключенным плательщиком с администратором доходов (при наличии);

б) возвращены плательщику.

Зачет, возврат указанных сумм осуществляется согласно положениями раздела III настоящего порядка.

V. Администрирование платежей победителей аукционов на право
заключения договора водопользования

34. Учет сумм платежей победителей аукционов направо заключения договора водопользования, начисленных и уплачиваемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона", осуществляется в порядке, аналогичном установленному пунктами 9 - 11 настоящего порядка.

35. Суммы поступлений, излишне (ошибочно) перечисленные в федеральный бюджет победителем (участником) аукциона на право заключения договора водопользования, могут быть:

а) зачтены в счет платежей, зачисляемых в федеральный бюджет с отражением по данному коду бюджетной классификации, по договорам водопользования, заключенным плательщиком с администратором доходов (при наличии);

б) возвращены плательщику.

Зачет, возврат указанных сумм осуществляется согласно положениям раздела III настоящего порядка.

VI. Уточнение вида и принадлежности платежа

36. При поступлении от территориального органа Федерального казначейства запроса на выяснение принадлежности платежа (далее - запрос) администратор доходов в течение 5-ти рабочих дней в установленном Федеральным казначейством порядке оформляет уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (далее - уведомление об уточнении платежа) и направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для отнесения невыясненного платежа к виду дохода.

Датой поступления уточненного платежа считается дата зачисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на счет N 03100 соответствующего территориального органа Федерального казначейства.

37. В случае отражения в выписке или запросе, полученных из соответствующего территориального органа Федерального казначейства, платежа, не относящегося к администрируемым, администратор доходов для отказа от платежа оформляет уведомление об уточнении платежа и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства.

VII. Формирование и представление сведений, бюджетной
и ведомственной отчетности, необходимых для осуществления
полномочий главного администратора доходов

38. Администратор доходов в соответствии с утвержденной Росводресурсами методикой прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральным агентством водных ресурсов, и в сроки, установленные Федеральным агентством водных ресурсов на основании требований Минфина России, формирует прогноз поступлений в федеральный бюджет сумм платы за пользование водными объектами в виде заполненных унифицированных форм и пояснительной записки к ним.

39. Расчет прогноза поступлений осуществляется с соблюдением принципа достоверности бюджета в части реалистичности расчета его доходов.

40. Прогнозируемый объем поступлений платы за пользование водными объектами определяется отдельно по каждому виду водопользования как произведение прогнозируемой платежной базы и соответствующих установленных ставок платы.

41. Прогноз формируется администраторами доходов в разрезе целей водопользования с указанием ставок платы за пользование водными объектами, платежной базы и прогнозируемых объемов поступлений. В случае необходимости применения для одной цели водопользования двух и более ставок платы раздел дополняется подразделом "в том числе", в котором отдельной строкой по каждой применяемой ставке указывается соответствующий объем водопользования и сумма платы.

42. Прогноз суммы платы за пользование водными объектами исчисляется в тысячах рублей с точностью до 2 знаков после запятой.

43. Представляемые прогнозные материалы сопровождаются пояснительной запиской, содержащей анализ предполагаемых поступлений платы за пользование водными объектами, включая:

а) анализ динамики изменения прогнозируемой платежной базы с указанием причин, ее обуславливающих;

б) анализ структуры прогнозируемой платежной базы по видам экономической деятельности и/или отраслям экономики;

в) информацию о доле платежей за водопользование разового характера (при наличии) в общем объеме предполагаемых поступлений от платы.

г) перечень крупных водопользователей с указанием доли платежей каждого из них в общем объеме предполагаемых поступлений от платы.

44. Подготовленные прогнозные материалы представляются:

а) территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов - в центральный аппарат Росводресурсов;

б) отделами водных ресурсов территориального органа Росводресурсов - в центральный аппарат соответствующего бассейнового водного управления с учетом данных, полученных от уполномоченных ОИВ субъектов Российской Федерации;

в) уполномоченными ОИВ субъектов Российской Федерации (за исключением уполномоченных ОИВ Республики Крым и города федерального значения Севастополя) - в соответствующий отдел водных ресурсов территориального органа Росводресурсов;

г) уполномоченными ОИВ Республики Крым и города федерального значения Севастополя - в центральный аппарат Росводресурсов.

45. Бюджетная отчетность формируется и представляется в Федеральное агентство водных ресурсов в случае и порядке, установленных Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

46. В порядке и в сроки, установленные Федеральным агентством водных ресурсов, территориальные органы Росводресурсов представляют в Федеральное агентство водных ресурсов ведомственную консолидированную отчетность по исполнению доходной части федерального бюджета, включая отчетность, полученную от уполномоченных ОИВ субъектов Российской Федерации по зоне деятельности территориального органа.

47. В составе ведомственной консолидированной отчетности по исполнению доходной части федерального бюджета территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов представляются:

47.1. Ежемесячно: сведения о фактическом поступлении в федеральный бюджет сумм платы за пользование водными объектами, пеней и штрафов по договорам водопользования в разрезе администраторов доходов по зоне деятельности территориального органа.

47.2. Ежеквартально:

а) расшифровка к сведениям о поступлении в бюджетную систему платежей по договорам водопользования, включая сведения о плате за пользование водными объектами, пенях, штрафах, платежах победителей аукционов на право заключения договора водопользования, возвратах излишне уплаченных сумм;

б) факторный анализ поступления в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами в разрезе администраторов доходов с указанием плановых и фактических объемов поступлений отчетного периода, а также величины и причин отклонения;

в) информация о мерах по сокращению просроченной дебиторской задолженности в части платы за пользование водными объектами в разрезе администраторов доходов по зоне деятельности территориального органа.

47.3. Ежегодно: расшифровка поступлений в бюджетную систему доходов по договорам водопользования в разрезе целей водопользования с указанием данных о фактических объемах водопользования, количестве договоров водопользования и фактических объемах поступлений за отчетный период.

48. В составе ведомственной отчетности уполномоченными ОИВ субъектов Российской Федерации представляются:

48.1. Ежемесячно: сведения о фактическом поступлении в федеральный бюджет сумм платы за пользование водными объектами.

48.2. Ежеквартально:

а) расшифровка к сведениям о поступлении в бюджетную систему платежей по договорам водопользования, включая сведения о плате за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, пенях, штрафах, платежах победителей аукционов на право заключения договора водопользования, возвратах излишне уплаченных сумм;

б) факторный анализ поступления в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами с указанием плановых и фактических объемов поступлений отчетного периода, а также величины и причин отклонения;

в) информация о мерах по сокращению просроченной дебиторской задолженности в части платы за пользование водными объектами.

48.3. Ежегодно: расшифровка поступлений в бюджетную систему доходов по договорам водопользования в разрезе целей водопользования с указанием данных о фактических объемах водопользования, количестве договоров водопользования и фактических объемах поступлений за отчетный период.