ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ИНФОРМАЦИЯ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 24.11.1996 N 132-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", В РЕДАКЦИИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В СИЛУ
С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА
В адрес Федерального агентства по туризму поступают многочисленные обращения туроператоров и турагентов с просьбой разъяснить требования к осуществлению туроператорской и турагентской деятельности в условиях вступления с 1 января 2017 года в силу обновленной редакции Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ, далее соответственно - Закон N 132-ФЗ, Закон N 49-ФЗ).
Информируем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией, издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 901 (далее - Положение о Ростуризме), Ростуризм не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона N 132-ФЗ.
Вместе с тем, в рамках осуществления правоприменительных функций в сфере туризма (п. 1 Положения о Ростуризме), считаем возможным высказать мнение Ростуризма по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с применением отдельных положений Закона N 132-ФЗ и Закона N 49-ФЗ.
1. Вопросы, связанные с финансовым обеспечением ответственности туроператора (ст. 17.2 Закона N 132-ФЗ)
С 1 января 2017 года устанавливается возможность туроператора страховать свою ответственность одновременно у нескольких страховщиков или иметь несколько банковских гарантий (ст. 4.2 Закона N 132-ФЗ).
При этом соответствующие договоры и банковские гарантии должны вступать в силу и прекращать свое действие одновременно (ст. 17.3 Закона N 132-ФЗ). Т.е. на любую дату размер совокупного финансового обеспечения должен быть не менее установленного статьей 17.2 Закона N 132-ФЗ, а именно:
1.1. размер финансового обеспечения ответственности туроператора для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и/или въездного туризма (независимо от применяемой им системы налогообложения) с 01.01.2017 составляет не менее 500 тысяч рублей.
1.2. размер финансового обеспечения ответственности туроператора для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма (независимо от применяемой им системы налогообложения) с 01.01.2017 составляет:
- не менее 10 миллионов рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов рублей;
- трех процентов (на 2016 год), с 2017 года пяти процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее чем 50 миллионов рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более чем 40 миллионов рублей;
- не менее чем 50 миллионов рублей - для туроператоров, не осуществлявших в предыдущем году деятельности в сфере выездного туризма;
- не менее чем 50 миллионов рублей - для юридических лиц, намеревающихся осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявших такой деятельности.
При этом установлено, что в случае, если туроператор осуществляет туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора.
Аналогичные требования предъявляются к юридическим лицам, осуществляющим на территории Российской Федерации реализацию туристского продукта в сфере выездного туризма, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (далее - иностранный туроператор).
Важно!
Туроператоры выездного туризма, сведения о которых по состоянию на 31 декабря 2016 года содержались в едином федеральном реестре туроператоров и которые намерены в 2017 году продолжать такую деятельность, обязаны привести финансовое обеспечение ответственности туроператора в соответствие с Законом N 49-ФЗ и в срок не позднее 31 января 2017 года представить соответствующие сведения в Федеральное агентство по туризму.
При этом обращаем внимание, что туроператоры, имеющие установленные основания для применения минимального размера финансового обеспечения в размере 10 миллионов рублей вправе представить в указанный срок копию бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец отчетного года (если в отношении туроператора не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также отчетность, предусмотренную статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ, подтверждающую показатель туристов и общую цену туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.
В этом случае представление в срок не позднее 31 января 2017 года сведений о приведении финансового обеспечения ответственности туроператора в соответствии с новыми требованиями не требуется.
Примечание:
В соответствии с Законом N 132-ФЗ:
- под "показателем количества туристов в сфере выездного туризма за год" понимается итоговое количество туристов, которым в течение предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта. Туроператор, реализующий на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, при определении количества туристов в сфере выездного туризма за год учитывает тех туристов, которым иностранным туроператором оказаны услуги по договору о реализации такого туристского продукта.
В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.
Соответственно, суммы, полученные по таким договорам, должны быть включены туроператором в общую цену туристского продукта в сфере выездного туризма и учтены при составлении отчетности, предусмотренной статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ. Требования к такой отчетности, ее составу и форме устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий приказ Минкультуры России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России (далее также - иная отчетность туроператора).
- Информация о количестве туристов в сфере выездного туризма за год, направляется туроператором в Ростуризм также в составе иной отчетности туроператора.
Копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора направляется в Ростуризм туроператором независимо от сферы туроператорской деятельности и применяемой им системы налогообложения в порядке, установленном Приказом Ростуризма от 04.08.2009 N 175 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.09.2009 N 14694).
Представляется, что до государственной регистрации в Минюсте России приказа Минкультуры России, устанавливающего требования к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме (далее - Приказ Минкультуры России), туроператоры в сфере выездного туризма направляют в Ростуризм информацию о количестве туристов в сфере выездного туризма за год и информацию об общей цене туристского продукта за предыдущий год, в произвольной форме в срок до 31 января 2017 года.
После регистрации Приказа Минкультуры России в Минюсте России, туроператорам необходимо продублировать информацию в соответствии с требованиями, установленными указанным Приказом Минкультуры России.
- под "общей ценой туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год" понимается общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма, реализованного туроператором или турагентом туристу либо иному заказчику туристского продукта в предыдущем году. Юридическое лицо, реализующее на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором, при определении общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма учитывает цену туристского продукта, реализованного им и сформированного иностранным туроператором.
- Информация об общей цене туристского продукта за предыдущий год, направляется туроператором в Ростуризм в составе отчетности (за исключением бухгалтерской (финансовой) отчетности) туроператора, требования к которой устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий приказ Минкультуры России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта. Соответственно, суммы, полученные по таким договорам, должны быть включены туроператором в общую цену туристского продукта в сфере выездного туризма и учтены при составлении отчетности, предусмотренной статьей 17.7 Закона N 132-ФЗ.
(ст. 17.3 Закона N 132-ФЗ): Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора указывается в договоре или договорах страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии либо банковских гарантиях и не может быть менее чем один год.
В случае заключения нескольких договоров страхования ответственности туроператора и (или) получения нескольких банковских гарантий соответствующие договоры и банковские гарантии должны вступать в силу и прекращать свое действие одновременно.
Финансовое обеспечение ответственности туроператора на новый срок должно быть получено туроператором не позднее сорока пяти дней до дня истечения срока действия имеющегося у туроператора договора страхования ответственности туроператора или договора о предоставлении банковской гарантии.
Сведения о наличии у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок представляются в Ростуризм не позднее сорока пяти дней до дня истечения срока действия имеющихся у туроператора договора страхования ответственности туроператора или договора о предоставлении банковской гарантии.
Важно!
Туроператор (независимо от сферы туроператорской деятельности) вправе относить затраты, связанные с финансовым обеспечением ответственности туроператора, на себестоимость туристского продукта (ст. 17.1 Закона N 132-ФЗ).
Нарушение туроператором установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора при осуществлении туроператорской деятельности влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 14.51 КоАП РФ).
2. Вопросы, связанные с формированием резервного фонда и фонда персональной ответственности туроператора
- При объединении туроператоров в сфере выездного туризма - Ассоциация Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" создается два фонда:
2.1. Резервный фонд (до 01.01.2017 "компенсационный фонд") - формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.
При вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма туроператор уплачивает вступительный взнос в резервный фонд в размере 100 тысяч рублей.
В последующие годы в резервный фонд уплачивается ежегодный взнос, размер которого зависит от итогового количества туристов, которым в течение предыдущего года туроператором оказаны услуги в сфере выездного туризма по каждому договору о реализации туристского продукта, заключенному туроператором или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта (см. таблицу):
Размер взноса (руб.)
|
Количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год (чел.)
|
Общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (руб.)
|
Срок уплаты
|
100 000
|
-
|
-
|
при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма
|
50 000
|
не более чем 10 000 включительно
|
не более 40 000 000
|
не позднее чем 15 апреля года, следующего за отчетным
|
100 000
|
не более чем 100 000 включительно
|
более 40 000 000
|
не позднее чем 15 апреля года, следующего за отчетным
|
300 000
|
более чем 100 тысяч, но не более чем 500 тысяч включительно
|
более 40 000 000
|
не позднее чем 15 апреля года, следующего за отчетным
|
500 000
|
более чем 500 тысяч туристов
|
более 40 000 000
|
не позднее чем 15 апреля года, следующего за отчетным
|
Важно!
В соответствии со ст. 5 Закона N 49-ФЗ взносы в резервный фонд должны быть уплачены до 31 января 2017 г.
Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в резервный фонд, на себестоимость туристского продукта (ст. 11.4 Закона N 132-ФЗ).
Средства резервного фонда предназначены исключительно для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
Прекращение членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма не является основанием для прекращения расходования средств на цели, предусмотренные настоящей статьей.
Туроператору, намеревающемуся осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма также необходимо:
- вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма, уплатив вступительный взнос в резервный фонд данного объединения в размере 100 тысяч рублей;
- перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора в размере 100 тысяч рублей.
Важно!
С 1 января 2017 года осуществление туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма, деятельности в сфере выездного туризма влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей.
(ч. 3 ст. 14.51 КоАП РФ).
2.2. Фонд персональной ответственности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, формируется за счет ежегодного взноса туроператора в размере 1% общей цены туристского продукта за предыдущий год.
Перечисление ежегодного взноса: равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.
Туроператор вправе увеличивать размер ежегодного взноса, а также сразу сформировать фонд максимального размера: не менее 7% от общей цены туристского продукта за предыдущий год.
По вопросу, связанному с освобождением туроператора в сфере выездного туризма от финансового обеспечения ответственности туроператора
Если размер фонда персональной ответственности туроператора становится максимальным (не менее 7%), финансовое обеспечение ответственности (в сфере выездного туризма) не требуется и перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.
Решение об освобождении туроператора в сфере выездного туризма от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год (т.е. на 2018 год) принимается Ассоциацией Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" на основании заявления туроператора и по согласованию с Федеральным агентством по туризму в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации. Соответствующий приказ Минкультуры России в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
Туроператоры, которые не осуществляли в предыдущем году деятельность в сфере выездного туризма, и юридические лица, которые намерены осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и в текущем году не осуществляли такую деятельность, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.
Средства фонда персональной ответственности предназначены для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения конкретным туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.
При прекращении туроператором деятельности в сфере выездного туризма денежные средства фонда персональной ответственности такого туроператора подлежат возврату туроператору при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.
Важно!
В соответствии со ст. 5 Закона N 49-ФЗ взносы в фонд персональной ответственности должны быть уплачены до 31 января 2017 г.
Туроператор вправе отнести затраты, связанные с уплатой взносов в фонд персональной ответственности, на себестоимость туристского продукта (ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ).
3. Вопросы, связанные с введением требований к должностным лицам туроператора (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ)
К должностным лицам туроператора относятся:
- руководитель туроператора;
- заместитель руководителя туроператора;
- главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ).
Должностное лицо туроператора должно соответствовать следующим требованиям:
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление (информация запрашивается Ростуризмом в МВД России в порядке межведомственного информационного взаимодействия). В случае, если должностным лицом туроператора является иностранный гражданин, указанный документ представляется туроператором;
- отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день, предшествовавший дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр (информация запрашивается Ростуризмом в ФНС России в порядке межведомственного информационного взаимодействия). В случае, если должностным лицом туроператора является иностранный гражданин, указанный документ представляется туроператором;
- отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра в связи с:
- непредставлением туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок;
- нарушением туроператором требований к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора;
- выявлением недостоверных сведений о соответствии должностных лиц туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального закона;
- нарушением существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком;
- непредставлением туроператором в случаях отзыва у организации, ранее предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на страхование или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора;
- представлением туроператором заявления о прекращении туроператорской деятельности во всех сферах туризма либо в определенной сфере;
- исключением туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- непредставлением туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- непредставлением туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, отчетности, указанной в статье 17.7 настоящего Федерального закона;
- неуплатой взносов в резервный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- неуплатой взносов в фонд персональной ответственности туроператора в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Примечание
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780 утверждены Перечень документов, подтверждающих соответствие должностных лиц туроператора требованиям, установленным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, а также Правила их представления в Федеральное агентство по туризму для внесения в единый федеральный реестр туроператоров.
Важно!
Несоответствие должностного лица туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, является основанием для вынесения Ростуризмом решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров.
Выявление недостоверных сведений о соответствии должностных лиц туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ, является основанием для вынесения Ростуризмом решения об исключении сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров.
Туроператоры, сведения о которых по состоянию на 31 декабря 2016 года содержатся в едином федеральном реестре туроператоров и которые намерены в 2017 году продолжать такую деятельность, в срок не позднее 15 апреля 2017 года предоставляют в Федеральное агентство по туризму сведения о соответствии должностных лиц туроператора требованиям, определенным частью третьей статьи 4.1 Закона N 132-ФЗ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 N 780.
4. Вопросы, связанные со сроками рассмотрения Федеральным агентством по туризму заявления и документов юридического лица о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров
Федеральное агентство по туризму не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления юридического лица, намеревающегося осуществлять туроператорскую деятельность, с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр этих сведений. Указанные решения оформляются приказом Ростуризма.
За рассмотрение заявления юридического лица, намеревающегося осуществлять туроператорскую деятельность, о внесении сведений о нем в реестр и за внесение этих сведений в реестр плата не взимается.
Уведомление о решении, принятом Ростуризмом и содержащем основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, направляется юридическому лицу, намеревающемуся осуществлять туроператорскую деятельность, с уведомлением о вручении либо вручается под расписку руководителю юридического лица или иному уполномоченному представлять юридическое лицо лицу.
5. Вопросы, связанные с внесением изменений в сведения о туроператоре, которые содержатся в реестре
При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, туроператор не позднее десяти дней со дня изменения сведений обязан уведомить об этом в письменной форме Федеральное агентство по туризму. В свою очередь, Федеральное агентство по туризму не позднее трех рабочих дней со дня поступления уведомления туроператора об изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, с приложением всех необходимых документов принимает решение о внесении в реестр изменений в сведения о туроператоре либо об отказе во внесении в реестр этих изменений.
Внесенные в реестр изменения в сведения о туроператоре размещаются Ростуризмом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Важно!
Представление недостоверных сведений о туроператоре в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 14.51 КоАП РФ).
6. Вопросы, связанные с расширением перечня оснований для вынесения Ростуризмом решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров
С 1 января 2017 года установлены следующие основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров является (ст. 4.2 Закона N 132-ФЗ):
- представление недостоверных сведений о туроператоре;
- несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
- отсутствие фонда персональной ответственности туроператора (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);
- несоответствие размера ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);
- непредставление сведений о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);
- несоответствие должностного лица туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального закона.
7. Вопросы, связанные с расширением перечня оснований для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров
С 1 января 2017 года установлены следующие основания для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров (ст. 4.2 Закона N 132-ФЗ):
- ликвидация туроператора;
- прекращение деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;
- получения от туроператора, объединения туроператоров в сфере выездного туризма или организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, информации о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта;
- непредставление туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок;
- нарушение туроператором требований к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора;
- выявление недостоверных сведений о соответствии должностных лиц туроператора требованиям, определенным ч. 3 ст. 4.1 настоящего Федерального закона;
- нарушение существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком;
- непредставление туроператором в случаях отзыва у организации, ранее предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на страхование или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации, документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора;
- непредставление туроператором в случае досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии документа, подтверждающего наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора;
- представление туроператором заявления о прекращении туроператорской деятельности во всех сферах туризма либо в определенной сфере;
- исключение туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, отчетности, указанной в статье 17.7 настоящего Федерального закона;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, сведений о количестве туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, сведений о размере уплаченного взноса в резервный фонд;
- непредставление туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, сведений о наличии у туроператора фонда персональной ответственности туроператора;
- выявление недостоверных сведений, представленных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения изменений в сведения о туроператоре, которые содержатся в реестре, в том числе сведения об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за год, и которые привели к снижению размера финансового обеспечения ответственности туроператора, установленного настоящим Федеральным законом;
- неуплата взносов в резервный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- неуплата взносов в фонд персональной ответственности туроператора в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
8. Вопросы, связанные с получением свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров
С 1 января 2017 года Федеральное агентство по туризму не позднее 15 рабочих дней со дня внесения сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров будет направлять туроператору почтовым отправлением соответствующее свидетельство. При этом направление туроператором заявления в Ростуризм о выдаче указанного свидетельства не требуется.
Примечание
Форма и порядок выдачи свидетельства утверждены Приказом Минкультуры России от 05.04.2016 N 767 "Об утверждении формы и порядка выдачи Свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 N 42284).
9. Вопросы, связанные с административной ответственностью туроператоров
С 1 января 2017 года устанавливается запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, и устанавливается следующая административная ответственность (ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ).
Редакция статьи 14.51 КоАП РФ "Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности" (с 01.01.2017):
1. Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.
2. Нарушение туроператором установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора при осуществлении туроператорской деятельности
либо
непредставление сведений о туроператоре или представление недостоверных сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
3. Осуществление туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма, деятельности в сфере выездного туризма -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей.
Важно!
Полномочиями по проведению государственного надзора в отношении туроператоров (юридических лиц) и составлению протоколов по делам об административных правонарушениях по статье 14.51 КоАП РФ наделены должностные лица Министерства культуры Российской Федерации; дела по данной статье рассматриваются судьями.