МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 17 января 2022 г. N 46-ПР
Федеральная служба по труду и занятости, во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного Межведомственной рабочей группой по вопросу восстановления рынка труда (протокол N 16 от 3 декабря 2021 года), направляет Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах Российской Федерации для использования в работе.
Д.А.ВАСИЛЬЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТЕНЕВОЙ
ЗАНЯТОСТИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022 - 2024 годы, утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (пункт 2 раздела 1 протокола от 3 декабря 2021 г. N 16), в целях организации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на территории субъекта Российской Федерации.
2. Для координации действий по снижению теневой занятости в субъекте Российской Федерации создается межведомственная комиссия по противодействию теневой занятости и легализации трудовых отношений (далее - Комиссия) с привлечением органов власти субъекта Российской Федерации, представителей органов прокуратуры, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, а также иных заинтересованных структур.
Возможно возложение указанных функций на действующий коллегиальный орган в субъекте Российской Федерации с соответствующим расширением необходимого круга участников.
3. В целях реализации Плана мероприятий в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации создаются муниципальные рабочие группы (далее - рабочая группа).
4. Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение Комиссией плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъекте Российской Федерации (далее - План мероприятий), а также дальнейшую актуализацию Плана мероприятий (при необходимости).
В План мероприятий включаются меры, направленные на профилактику, выявление и пресечение фактов осуществления трудовой деятельности с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, включая в том числе проведение информационно-разъяснительной работы с работодателями и гражданами по вопросам реализации Плана мероприятий.
5. На основе установленного Минтрудом России ежегодного целевого показателя по выявлению теневой занятости в субъекте Российской Федерации (далее - Целевой показатель) решением Комиссии устанавливаются соответствующие целевые показатели для органов власти, входящих в состав Комиссии и рабочих групп муниципальных образований. Комиссия обеспечивает мониторинг достижения Целевого показателя.
6. Возможный основной функционал Комиссии:
определение основных отраслей, для которых в наибольшей степени возможен риск возникновения теневой занятости в субъекте Российской Федерации, например: торговля, услуги (клининг, охрана, бытовые, транспортные, гостиничные, авторемонт и др.), общественное питание, строительство, сельское хозяйство;
выявление на территории субъекта Российской Федерации хозяйствующих субъектов с признаками теневой занятости, используя информацию из различных источников, в том числе данные: Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственной инспекции труда, заявления и обращения граждан;
координация деятельности членов Комиссии для реализации утвержденного Плана мероприятий и достижению установленного Целевого показателя;
инициирование совместных профилактических мероприятий в местах массовой торговали, ремонта и техобслуживания транспортных средств, строительных площадок и др. в целях выявления граждан, работающих без оформления трудовых отношений, договоров ГПХ, либо без оформления соответствующего статуса (ИП, самозанятость);
организация межведомственного обмена данными о возможных факторах риска наличия теневой занятости с использованием:
- информации Отделения Пенсионного фонда РФ о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, а также о плательщиках, представляющих отчетность с нулевыми начислениями по заработной плате, имеющих задолженность по уплате страховых взносов;
- информации Регионального отделения Фонда социального страхования о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, имеющих задолженность по уплате страховых взносов;
- информации Управления Федеральной налоговой службы о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы, а также о хозяйствующих субъектах, не исполняющих обязанность по исчислению и перечислению НДФЛ;
- информации территориальных органов социальной защиты и центров занятости населения о работодателях, выплачивающих заниженную заработную плату и т.д.;
проведение анализа и сопоставления получаемой информации, направление соответствующих данных в рабочие группы для принятия соответствующих мер и организации адресной работы с работодателями;
заслушивание на заседании Комиссии руководителей и представителей хозяйствующих субъектов в соответствии с критериями и признаками возможных рисков наличия теневой занятости;
формирование плана мероприятий, направленных на обеспечение пропагандистской деятельности с целью формирования негативного отношения общества к теневой занятости, особенно в молодежной среде, информирование широких слоев общественности и работодателей о негативных последствиях существования нелегальных трудовых отношений;
контроль за деятельностью рабочих групп в рамках реализации утвержденного Плана мероприятий и достижения установленного Целевого показателя;
обеспечение мониторинга работы субъекта Российской Федерации по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений, проведения сверки данных по хозяйствующим субъектам и лицам, полученным по результатам проведенной работы.
7. Возможный функционал рабочей группы:
выявление на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов с признаками теневой занятости;
проведение профилактических визитов в хозяйствующие субъекты, в которых выявлены признаки теневой занятости с возможностью привлечения сотрудников соответствующих муниципальных структур, представителей региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
проведение профилактических визитов, направленных на выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность без соответствующего оформления;
приглашение руководителя хозяйствующего субъекта с признаками теневых трудовых отношений на заседание муниципальной рабочей группы;
заслушивание руководителя хозяйствующего субъекта с признаками теневой занятости, предложение руководителю хозяйствующего субъекта самостоятельно (добровольно) в определенный срок оформить трудовые отношения работников, а в случае выявления фактов искусственного занижения уровня заработной платы (выплаты части заработной платы "в конверте") провести необходимые изменения в системы трудовых отношений и оплаты труда данного хозяйствующего субъекта;
проведение сверки данных, полученных в результате ведения индивидуального учета закрепляемости на рабочих местах работников, с которыми оформлены трудовые отношения в ходе реализации мер по снижению теневой занятости:
- обязанность работодателя считается исполненной в случае наличия отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
- в случае отказа работодателя оформить трудовые отношения в установленный срок или в случае их длительного не оформления, документы передаются в Комиссию, которая на основе протокольного решения направляет соответствующие материалы в Государственную инспекцию труда (ГИТ) для принятия мер инспекторского реагирования.
8. Для обеспечения работы Комиссии и рабочей группы целесообразно установить признаки теневой занятости, характерные для рынка труда субъекта Российской Федерации. Одновременно с этим рекомендуется использовать следующие признаки:
а) Несоответствие заявленной в ФНС России численности работников объему услуг / наличию онлайн-касс.
Получение от налоговых органов сведений об организациях, у которых заключены государственные/муниципальные контракты на объемы предоставляемых услуг (человеко-часы, нормы обслуживания), не соответствующие численности работников, указанных в отчетности в налоговые органы.
Получение от налоговых органов сведений о лицах, работающих на онлайн-кассах, по которым предприятиями не производились отчисления в государственные фонды.
б) Несовпадение информации ЦЗН и ПФР о трудовой деятельности гражданина.
Получение информации от ЦЗН о работодателях, с расхождениями по внесению записей в трудовые книжки работников о периоде работы, при отсутствии сведений о страховом стаже работника в органах ПФР.
б) Оказание услуг гражданином, не имеющим соответствующего статуса.
Мониторинг объявлений в СМИ, на "платформах" об оказании услуг на предмет наличия у исполнителя услуг статуса ИП или самозанятого.
в) Массовые обращения за социальными пособиями работников одной организации, с низким доходом.
Низкий доход членов семьи претендующих на социальные пособия, занятых в определенной организации, когда обращение работников данной организации носит массовый характер. Особенно при указании работы на неполную ставку. Запрашиваются документы по режиму работы организации (магазина, гостиницы и т.д.), графики работы, штатное расписание.
г) Не заключение трудовых договоров / заключение договоров на неполный день при установлении факта полной занятости.
В ходе проведения внеплановых проверок установление фактов незаключенных трудовых договоров или заключение их на неполную ставку при фактической занятости в течение рабочего дня (общепит, торговля, гостиничный бизнес, автомойки, автомобильный сервис и др.).
д) Наличие объемов работ, не соответствующих заявленной численности ЛПХ.
Обработка земельных участков большой площади, и (или) выращивания и (или) выпаса стада большого количества животных.
Выявление наемных работников в ЛПХ проводится в рамках взаимодействия с главами сельских муниципальных образований и внебюджетными фондами.
е) Заявляемые вакансии ниже минимальной заработной платы.
Анализ информации, поступившей из различных источников, и выявление работодателей, заявивших вакансии с заработной платой ниже МРОТ, или заработной платой существенно ниже чем по соответствующим профессионально-квалификационным группам работников в субъекте Российской Федерации, дальнейшее направление списков на рассмотрение в рабочую группу по снижению теневой занятости.
ж) Уплачиваются страховые взносы с заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте;
з) Произошло значительное снижение среднесписочной численности работников по сравнению с предыдущим годом с учетом финансово-хозяственной деятельности и экономической ситуации у работодателя;
и) Несоответствие количества транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров (маршрутные автобусы, такси), грузов и численности работников согласно представленным сведениям о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и/или расчетам сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ;
к) Имеются заказы или подрядные работы, оформленные на самозанятых граждан или ИП, которые ранее были работниками данного работодателя.
9. Для выявления рисков наличия неформальной занятости в хозяйствующих субъектах целесообразно использовать следующие факторы, свидетельствующие о наличии трудовых отношений с работником:
- устойчивый и стабильный характер этих отношений;
- подчиненность и зависимость труда;
- выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
- наличие дополнительных гарантий работнику, помимо установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения;
- интегрированность работника в организационную структуру работодателя;
- признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
- оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
- осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;
- предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем, за исключением предоставления в аренду неиспользуемого имущества и оборудования;
- оформленный постоянный пропуск на территорию работодателя;
- журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;
- документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку;
- договор о полной материальной ответственности работника;
- расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств;
- путевые листы, заявки на перевозку груза;
- акты о выполненных работах;
- журнал посетителей;
- документы по охране труда.
10. В субъекте Российской Федерации рекомендуется создание телефона "горячей линии" (электронного адреса, аккаунта в социальных сетях и др.), размещение в зданиях администраций, ЦЗН "почты доверия" для граждан, которые могут сообщить о фактах нарушения оформления трудовых отношений в хозяйствующих субъектах, а также "телефона доверия" для работодателей, сообщающих о фактах недобросовестной конкуренции в отрасли, допускаемой хозяйствующими субъектами с использованием механизмов "теневой" занятости. Необходима организация информирования о наличии данных ресурсов и популяризация их использования.
13. В субъекте Российской Федерации необходима организация мониторинга региональных и местных средств массовой информации и рекрутинговых площадок с целью получения информации о количестве объявлений по найму с разделением по сферам деятельности (ремонтные работы, строительство, репетиторские услуги и обучение, перевозки и т.п.) для дальнейшей организации проверок инспекцией труда или прокуратурой в зависимости от выявленной информации.
14. Уполномоченный орган инициирует проработку возможности стимулирования работодателей к снижению теневой занятости путем проработки критериев отбора предприятий и индивидуальных предпринимателей для оказания государственной поддержки за счет средств регионального бюджета, в том числе: уровень заработной платы выше средней заработной платы в регионе, участие в отраслевых хартиях по противодействию теневой занятости.
15. Уполномоченный орган обеспечивает представление в Роструд данных мониторинга легализации теневой занятости в субъекте Российской Федерации по форме и в сроки, установленные Рострудом.
16. Уполномоченный орган обеспечивает проведение регулярной сверки данных с территориальными органами Федеральной налоговой службы с целью подтверждения факта начисления налогов и сборов по легализованным лицам, а также направления акта сверки (содержащего, в том числе информацию о количестве граждан, по которым подтверждено начисление установленных налогов и сборов из общего количества легализованных граждан в отчетном периоде) в Роструд по установленной форме.