Глава VII. "Отраслевое соглашение в оценочной деятельности и в других видах экономической деятельности, связанных с определением стоимостей в РФ на 2021 - 2023 годы" (утв. Общероссийским межотраслевым объединением работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, Всероссийским профессиональным союзом работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций 11.05.2021)
Глава VII. НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА
7.1. Стороны Соглашения считают главной целью политики в сфере оплаты труда - систематическое повышение реальных доходов Работников за счет роста эффективности выполнения работ и объемов предоставления услуг.
7.2. С 1 июня 2021 года минимальный размер заработной платы Работников устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте (регионе) Российской Федерации. Размер заработной платы Работников устанавливается в соответствии с выполняемыми им трудовыми функциями (по соответствующему профессиональному стандарту) и уровню квалификации Работника (по соответствующему профессиональному стандарту).
7.3. К должностным окладам Работников, успешно сдавших профессиональный экзамен в порядке, установленном законодательством о независимой оценке квалификаций, следует применять коэффициент дифференциации в зависимости от уровня квалификации <2>, согласно Приложению N 1 (Таблица N 2) к настоящему Соглашению.
--------------------------------
<2> Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
7.3.1. Для установления характеристик квалификаций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции на определенной должности, утверждены соответствующие профессиональные стандарты (приведены в Таблице N 1 настоящего Соглашения):
7.3.2. в графе 1 Таблицы N 1 указаны наименования и реквизиты соответствующих профессиональных стандартов, согласно реестру профессиональных стандартов, ведение которого осуществляет Минтруд России: https://profstandart-rosmintrud.ru/reestr-profstandartov/
7.3.3. в графе 2 приведены наименования профессиональных квалификаций, по которым проводится независимая оценка квалификации согласно реестру профессиональных квалификаций, ведение которого осуществляет Автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций": https://nok-nark.ru/
7.3.4. в графе 3 Таблицы N 1 указаны коды трудовых функций (ТФ) профессионального стандарта, которые соответствуют наименованиям профессиональных квалификаций (графа 2) и типовым штатным должностям (графа 4);
7.3.4. в графе 4 Таблицы N 1 приведены наименования типовых штатных должностей, которые соответствуют наименованиям профессиональных квалификаций по соответствующему профессиональному стандарту.
Таблица N 1
Основной персонал
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
||
Наименования и реквизиты профессиональных стандартов
|
Наименования профессиональных квалификаций <3>
|
Коды ТФ
|
Наименования типовых штатных должностей
|
||
"Специалист в оценочной деятельности" Приказ Минтруда России от 26.11.2018 N 742н
|
Помощник оценщика (5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5
|
Помощник оценщика
|
||
Оценщик объектов I категории сложности
(6 уровень квалификации)
|
B/01.6, B/02.6, B/03.6, B/04.6
|
Оценщик объектов I категории сложности
|
|||
Оценщик культурных ценностей I категории сложности (6 уровень квалификации)
|
B/05.6
|
Оценщик культурных ценностей I категории сложности
|
|||
Оценщик объектов II категории сложности
(7 уровень квалификации)
|
C/01.7, C/02.7, C/03.7, C/04.7
|
Оценщик объектов II категории сложности
|
|||
Оценщик интеллектуальной собственности I и II категории сложности
(7 уровень квалификации)
|
C/05.7
|
Оценщик интеллектуальной собственности I и II категории сложности
|
|||
Оценщик культурных ценностей II категории сложности (7 уровень квалификации)
|
C/06.7
|
Оценщик культурных ценностей II категории сложности
|
|||
Эксперт-оценщик объектов III категории сложности
(8 уровень квалификации)
|
E/01.8, E/02.8, E/03.8, E/04.8, E/07.8, F/01.8
|
Эксперт-оценщик объектов III категории сложности
|
|||
Эксперт-оценщик интеллектуальной собственности III категории сложности (8 уровень квалификации)
|
E/05.8, E/07.8, F/01.8
|
Эксперт-оценщик интеллектуальной собственности III категории сложности
|
|||
Эксперт-оценщик культурных ценностей III категории сложности
(8 уровень квалификации)
|
E/06.8, E/07.8 F/01.8
|
Эксперт-оценщик культурных ценностей III категории сложности
|
|||
Оценщик-методолог
(8 уровень квалификации)
|
G/01.8
|
Оценщик-методолог
|
|||
"Специалист по определению кадастровой стоимости" Приказ Минтруда России от 02.08.2020 N 562н
|
Ассистент по информационному обеспечению государственной кадастровой оценки
(5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5, A/04.6
|
Ассистент по информационному обеспечению государственной кадастровой оценки
|
||
Консультант по сопровождению государственной кадастровой оценки
(6 уровень квалификации)
|
B/01.6, B/02.6
|
Консультант по сопровождению государственной кадастровой оценки
|
|||
Аналитик рынка недвижимости (6 уровень квалификации)
|
C/01.6
|
Аналитик рынка недвижимости
|
|||
Специалист по оценочному зонированию (6 уровень квалификации)
|
C/02.6
|
Специалист по оценочному зонированию
|
|||
Разработчик картографических и семантических данных
(6 уровень квалификации)
|
D/01.6, D/02.6
|
Разработчик картографических и семантических данных
|
|||
Кадастровый оценщик
(7 уровень квалификации)
|
E/01.7, E/02.7, E/03.7
|
Кадастровый оценщик
|
|||
Эксперт по кадастровой оценке (7 уровень квалификации)
|
E/04.7, E/05.7
|
Эксперт по кадастровой оценке
|
|||
Заместитель руководителя (директора) организации (заместитель руководителя структурного подразделения)
(7 уровень квалификации)
|
F/01.7, F/02.7
|
Заместитель руководителя (директора) организации (заместитель руководителя структурного подразделения)
|
|||
Руководитель организации (директор) по проведению государственной кадастровой оценки
(7 уровень квалификации)
|
F/01.7, F/02.7
|
Руководитель организации (директор) по проведению государственной кадастровой оценки
|
|||
Административно-управленческий и вспомогательный персонал
|
|||||
1
|
2
|
3
|
4
|
||
Наименования и реквизиты профессиональных стандартов
|
Наименования профессиональных квалификаций <4>
|
Коды ТФ
|
Наименования типовых штатных должностей
|
||
"Программист" Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 679н
|
Программист
(3 уровень квалификации)
|
A/01.3, A/02.3, A/03.3, A/04.3, A/05.3
|
Программист
|
||
Программист
(4 уровень квалификации)
|
B/01.4, B/02.4, B/03.4, B/04.4, B/04.5
|
Программист
|
|||
"Специалист по информационным ресурсам" Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 629н
|
Специалист по информационным ресурсам (4 уровень квалификации)
|
A/01.4, A/02.4 A/03.4, A/04.4
|
Специалист по информационным ресурсам
|
||
Специалист по информационным ресурсам (5 уровень квалификации)
|
B/01.5, B/02.5, B/03.5, B/04.5 B/05.5, B/06.5
|
Специалист по информационным ресурсам
|
|||
Специалист по защите информации в автоматизированных системах Приказ Минтруда России от 15.09.2016 N 522н
|
Специалист по обслуживанию систем защиты информации в автоматизированных системах (5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5
|
Специалист по обслуживанию систем защиты информации в автоматизированных системах
|
||
Специалист по обеспечению защиты информации в автоматизированных системах в процессе их эксплуатации
(6 уровень квалификации)
|
B/01.6, B/02.6, B/03.6, B/04.6, B/05.6,
B/06.6
|
Специалист по обеспечению защиты информации в автоматизированных системах в процессе их эксплуатации
|
|||
"Системный администратор информационно-коммуникационных систем" Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 680н
|
Администратор баз данных (4 уровень квалификации)
|
A/01.4, A/02.4, A/03.4, A/04.4, A/05.4
|
Администратор баз данных
|
||
"Специалист административно-хозяйственной деятельности" Приказ Минтруда России от 02.02.2018 N 49н
|
Специалист по материально-техническому обеспечению организации
(5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5, A/04.5, A/05.5
|
Специалист по материально-техническому обеспечению организации
|
||
Руководитель административно-хозяйственного подразделения организации
(6 уровень квалификации)
|
E/01.6, E/02.6, E/03.6, E/04.6
|
Руководитель административно-хозяйственного подразделения организации
|
|||
"Специалист по управлению персоналом" Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н
|
Специалист по кадровому делопроизводству
(5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5
|
Специалист по кадровому делопроизводству
|
||
Руководитель структурного подразделения по кадровому делопроизводству
(7 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5, G/01.7, G/02.7, G/03.7
|
Руководитель структурного подразделения по кадровому делопроизводству
|
|||
"Специалист в сфере закупок" Приказ Минтруда России от 10.09. 2015 N 625н
|
Специалист по обеспечению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд (5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5
|
Специалист по обеспечению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
|
||
Специалист по осуществлению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд (6 уровень квалификации)
|
B/01.6, B/02.6
|
Специалист по осуществлению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
|
|||
"Специалист по экономике труда" Приказ Минтруда России от 17.11.2020 N 795н
|
-
|
A/01.6, A/02.6, A/03.6, A/04.6, A/05.6, A/06.6, A/07.6, B/01.6, B/02.6, B/03.6, C/01.6, C/02.6, C/03.6, C/04.6
|
Специалист по экономике труда
|
||
"Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией" Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 333н
|
Секретарь-администратор
(3 уровень квалификации)
|
A/01.3, A/02.3, A/03.3
|
Секретарь-администратор
|
||
Делопроизводитель
(5 уровень квалификации)
|
B/01.5, B/02.5, B/03.5
|
Делопроизводитель
|
|||
Секретарь руководителя
(6 уровень квалификации)
|
C/01.6, C/02.6, C/03.6, C/04.6, C/05.6, C/06.6, C/07.6, C/08.6, C/09.6, C/10.6, C/11.6, C/12.6, C/13.6, C/14.6
|
Секретарь руководителя
|
|||
Помощник руководителя
(6 уровень квалификации)
|
B/01.5, B/02.5, C/04.6, C/06.6, C/07.6, D/01.6, D/02.6, D/03.6,
D/04.6
|
Помощник руководителя
|
|||
"Бухгалтер" Приказ Минтруда России от 21 02.2019 N 103н
|
Бухгалтер организации бюджетной сферы
(5 уровень квалификации)
|
A/01.5, A/02.5, A/03.5
|
Бухгалтер организации бюджетной сферы
|
||
Главный бухгалтер организации бюджетной сферы
(6 уровень квалификации)
|
B/01.6
|
Главный бухгалтер организации бюджетной сферы
|
|||
"Эксперт в сфере закупок" Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н
|
Эксперт в сфере закупок (7 уровень квалификации)
|
B/01.7, B/02.7
|
Эксперт в сфере закупок
|
--------------------------------
<3> Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 726н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации"
<4> Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 726н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации"
7.4. Порядок присвоения уровней квалификации Работнику осуществляется согласно процедурам Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
7.5. Работодателям при определении наименований должностей и формировании штатного расписания необходимо учитывать наименования профессиональных квалификаций, сформированных и утвержденных на основе соответствующих профессиональных стандартов и включенных в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Если в Организации сложилась иная штатная структура, предусматривающая иные наименования должностей, то наименования должностей Работников должны быть приведены в соответствие с профессиональными стандартами, указанными в Приложении N 1 (Таблица N 1)
7.6. Системы оплаты труда Работников формируются на основе следующих принципов:
7.6.1. недопущения снижения достигнутых размеров и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда Работников;
7.6.2. обязательного включения в трудовой договор с Работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда в зависимости от сложности выполняемых работ дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, с учетом минимального размера оплаты труда, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
7.6.3. обеспечения зависимости заработной платы каждого Работника от его уровня квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
7.6.4. обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы Работников с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп и дополнительных стимулирующих выплат, выплачиваемых Работникам в соответствии с документом о подтверждении результатов независимой оценки квалификации;
7.6.5. приоритетности применения профессиональных стандартов над Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
7.6.6. тождественность уровней квалификаций по профессиональным стандартам, наименований профессиональных квалификаций с должностями, содержащимися в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, основного, административно-управленческого и вспомогательного персонала (Приложения N 1, Таблица N 1);
7.6.7. обеспечения других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим Соглашением.
7.7. В соответствии со статьями 159, 160 и 162 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11 федерального закона N 10-ФЗ "О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности", Стороны Соглашения договорились о применении системы нормирования труда, основанной на норме времени, выраженной в человеко-часах - величине затрат рабочего времени Работника, необходимого для выполнения физическим лицом, либо юридическим лицом (Работодателем) единицы услуги по составлению отчета об оценке или других видов услуг по определению стоимостей.
7.8. С 1 июня 2021 года нормы труда Работников (оценщиков) при оказании физическим лицом, либо юридическим лицом (Работодателями) услуг по составлению отчета об оценке определяются в соответствии с Нормами труда, утвержденными настоящим Соглашением (Приложение N 3).
7.9. С 1 июня 2021 года минимальный размер платы физическому лицу, либо юридическому лицу (Работодателям), за оказание услуг по составлению отчета об оценке и минимальный размер ежемесячной заработной платы (оклад) Работнику (оценщику) за составление отчетов об оценке по самому низкому уровню квалификации при 40 (сорок) часовой рабочей неделе определяется в соответствии с Методикой "Определение размера платы за оказание услуг по составлению отчета об оценке и определение минимального оклада Работнику (оценщику)", утвержденной настоящим Соглашением (Приложение N 2).
7.10. Размер ежемесячной заработной платы Работнику (оценщику) за составление отчетов об оценке по иным квалификационным уровням и иной продолжительности рабочей недели устанавливается согласно статьям 129, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации и зависит от уровня квалификации Работника (оценщика), сложности, количества, качества и условий выполняемой работы по составлению отчета об оценке. Размер заработной платы Работников (оценщиков) устанавливается в тарифных ставках. Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифные ставки фиксируются в трудовых и коллективных договорах (соглашениях).
7.11. Системы оплаты труда определяются Работодателями с учетом мнения профсоюзного органа и фиксируются в положениях об оплате труда, коллективных договорах.
7.12. В случаях, когда экономическое положение отдельных Работодателей не позволяет обеспечить им применение минимального размера заработной платы, предусмотренного настоящим Соглашением, при подписании коллективного договора стороны данного договора могут принимать решение о других его размерах, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
7.13. Работодатели самостоятельно индексируют заработную плату в соответствии с индексом потребительских цен в субъекте (регионе) Российской Федерации не реже чем один раз в год в пределах имеющихся средств одновременно для всех категорий Работников; механизм индексации определяется коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
7.14. В рамках настоящего Соглашения Работодатели берут на себя следующие обязательства:
7.14.1. обеспечивать Работникам равную оплату за труд равной ценности в полном размере в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами;
7.14.2. производить своевременные отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, а также отчисление членских профсоюзных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7.14.3. на основании коллективных договоров оплачивать вступительные взносы, взносы в компенсационные фонды и ежегодные членские взносы, в саморегулируемые организации, в которых в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, состоят (или будут состоять) Работники, оплачивать страхование профессиональной ответственности Работников (оценщиков).
7.15. Выплата заработной платы руководителям Работодателей производится одновременно с выплатой ее всем Работникам.
7.16. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
7.17. В целях формирования и поддержки функционирования отраслевой системы профессиональных квалификаций в оценочной деятельности, в сфере определения кадастровой стоимости и в других видах экономической деятельности, связанных с определением стоимостей, в Стороны берут на себя следующие обязательства:
7.17.1. Проводить совместно мониторинг сегмента рынка труда на соответствие потребностям в квалификациях работников, появления новых профессий, специализаций, изменений в наименованиях и перечнях (должностей) профессий;
7.17.2. Совместно разрабатывать и актуализировать профессиональные стандарты, организовывать их применение;
7.17.3. Использовать практику подтверждения квалификации работников в центрах оценки квалификаций;
7.17.4. Организовать и координировать деятельность по независимой оценке квалификаций;
7.17.5. Участвовать в определении потребностей в образовании и обучении в разработке профессиональных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально-общественной аккредитации программ профессионального обучения и образования;
7.17.6. В целях разработки проектов профессиональных стандартов разрабатывать, актуализировать, утверждать совместным решением отраслевые уровни квалификаций в оценочной деятельности в Российской Федерации и все изменения в них;
7.17.7. Разработать и внедрить систему общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере оценочной деятельности. Совместно разработать и утвердить соответствующие регламентирующие документы системы.