7. Части задаваемые вопросы

7. Части задаваемые вопросы

1. Об исполнении требований пункта 5.68 ФАП-128.

В связи с изменениями Бермудскими авиационными властями (письмо в адрес Росавиации от 29.03.2020) порядка подготовки, подписания и распространения одобрительных и разрешительных документов в соответствии с которыми произведен переход на издание их только в электронном виде и в целях создания единой правоприменительной практики при реализации требований пункта 5.68 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее ФАП-128) сообщаем.

В соответствии с абзацами 2, 3, 4 указанного пункта ряд документов допускается предъявлять в виде копии в течение 30 дней с даты его выдачи. Понятие электронного документа содержится в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под которым понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-коммуникационным сетям и или обработке в информационных системах.

В связи с этим, для целей контроля соблюдения исполнения положений пункта 5.68 ФАП-128 на воздушных судах бермудской регистрации при проверке факта нахождения на борту воздушного судна сертификата летной годности и иных документов необходимо иметь указанную документацию на бумажных носителях или их заверенных копий, либо на электронном носителе (электронном полетном планшете EFB).

2. О подготовке по перевозке опасных грузов сотрудников эксплуатантов не перевозящих в качестве авиагруза или почты опасные грузы.

В соответствии с требованиями статьи 113 Воздушного кодекса Российской Федерации Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденные приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141 (далее ФАП-141) разработаны для реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 18 "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху") и распространяются на полеты воздушных судов гражданской авиации (далее - воздушные суда) в воздушном пространстве Российской Федерации, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов и (или) эксплуатируемых эксплуатантами, имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта Российской Федерации, а также на наземное обслуживание воздушных судов в гражданских аэропортах (аэродромах) Российской Федерации.

Пунктом 11 ФАП-141 установлено что, программы подготовки специалистов эксплуатанта, грузоотправителя и других лиц, указанных в Правилах и Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) и участвующих в грузовой отправке, обработке, упаковке и перевозке опасных грузов воздушными судами, составляются, обновляются и утверждаются в установленном порядке в соответствии с требованиями Технических инструкций.

Пунктом 4.2.7. Части 1 Главы 4 технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Doc 9284 AN/905 установлено, что сотрудники эксплуатантов, не перевозящих в качестве авиагруза или почты опасные грузы, должны проходить подготовку в соответствии с выполняемыми ими обязанностями. Изучаемые предметы, с которыми должны быть ознакомлены различные категории сотрудников, приводятся в таблице 1-5.

Таблица 1-5. Содержание учебных курсов для эксплуатантов, не перевозящих в качестве авиагруза или почты опасные грузы.

Содержание
Категории сотрудников
13
14
15
16
17
Общие принципы
X
X
X
X
X
Ограничения
X
X
X
X
X
Знаки опасности и маркировка
X
X
X
X
X
Документ перевозки опасных грузов и другая соответствующая документация
X
Распознавание незадекларированных опасных грузов
X
X
X
X
X
Положения для пассажиров и экипажа
X
X
X
X
X
Порядок действий в аварийной обстановке
X
X
X
X
X

КАТЕГОРИИ

13 - сотрудники эксплуатантов и агентов по наземной обработке грузов, осуществляющие приемку грузов или почты (кроме опасных грузов);

14 - сотрудники эксплуатантов и агентов по наземной обработке грузов, отвечающие за обработку, хранение и погрузку грузов (кроме опасных грузов) или почты и багажа;

15 - сотрудники, занимающиеся обслуживанием пассажиров;

16 - члены летного экипажа, старшие по загрузке, специалисты по планированию загрузки и сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры;

17 - члены экипажа (кроме летного экипажа).

3. О подготовке специалистов по техническому обслуживанию с учетом человеческого фактора.

В соответствии с требованиями пункта 50 Федеральных авиационных правил "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285 (далее - ФАП-285) программа подготовки персонала организации по ТО состоит из первоначальной и периодической подготовки (проводимой не реже чем один раз в 3 года) и предназначена для обеспечения подготовки и поддержания квалификации каждого работника организации по ТО к выполнению возложенных на него обязанностей.

Подпунктом д) части 3 пункта 61 ФАП-285 установлено, что процедуры системы контроля качества должны содержать требования к квалификации и опыту работы персонала, процедуры планирования, организации и учета подготовки персонала организации по ТО, внесения изменений в программы подготовки персонала с учетом человеческого фактора организации по ТО, а также оценки квалификации персонала организации по ТО.

То есть, программы подготовки специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов должны быть разработаны с учетом стандарта Международной организации гражданской авиации "Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов" Doc 9806 AN/763.