Утверждено
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
В.Ф.БАСАРГИН
3 апреля 2023 г.

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ РЕЖИМА ТРУДА
И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ (В ЧАСТИ ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ
СРЕДСТВОМ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА)

I. Общие положения

Руководство по соблюдению обязательных требований норм режима труда и отдыха водителей (в части времени управления транспортным средством и времени отдыха) (далее - Руководство) разработано в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях предупреждения нарушений обязательных требований норм режима труда и отдыха водителей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Задачей Руководства является информирование субъектов транспортной деятельности, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом, о способах соблюдения обязательных требований, примеров соблюдения обязательных требований, рекомендациях по принятию перевозчиками конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.

Руководство применяется перевозчиками на добровольной основе.

Деятельность перевозчиков и действия их работников, осуществляемые в соответствии с Руководством, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

II. Способы соблюдения обязательных требований

Субъектам транспортной деятельности для соблюдения норм режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и груза необходимо:

1. Иметь в штате необходимое количество водительского состава.

2. При организации перевозок пассажиров и (или) грузов по территории Российской Федерации руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Минтранса России от 2 октября 2020 г. N 424 (далее - Особенности).

3. Оснащать эксплуатируемые транспортные средства тахографами и поддерживать их исправное состояние.

4. Обеспечивать водителей картами тахографа, выгружать данные с этих карт каждые 28 дней.

5. Анализировать выгруженные данные с карт тахографа, выявлять нарушения требований, установленных Особенностями в части норм времени управления и времени отдыха, устранять причины их возникновения.

III. Примеры соблюдения обязательных требований

Время управления транспортным средством не должно превышать 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха (рисунок 1).

Рисунок 1

Итого времени управления 8 ч 42 м

Рисунок (не приводится)

Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели (рисунок 2).

Рисунок 2

Итого времени управления 9 ч 42 м

Рисунок (не приводится)

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва (рисунок 3).

Рисунок 3

Итого перерыв 47 м

Рисунок (не приводится)

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут (рисунок 4).

Рисунок 4

Итого перерыв 48 м

Рисунок (не приводится)

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут (рисунок 5).

Рисунок 5

Итого перерыв 48 м

Рисунок (не приводится)

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов (рисунок 6).

Рисунок 6

Рисунок (не приводится)

Время управления автомобилем в течение любых двух последовательных календарных недель не должно превышать 90 часов (рисунок 7).

Рисунок 7

Рисунок (не приводится)

Ежедневный период - каждый период времени, не превышающий 24 часов, ограниченный началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода (рисунок 8).

Рисунок 8

Рисунок (не приводится)

Допускается разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов (рисунок 9).

Рисунок 9

Рисунок (не приводится)

Допускается сокращение ежедневного отдыха до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего (рисунок 10).

Рисунок 10

Рисунок (не приводится)

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов (рисунок 11).

Рисунок 11

Рисунок (не приводится)

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха (рисунок 12).

Рисунок 12

Рисунок (не приводится)

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом (рисунок 13).

Рисунок 13

Рисунок (не приводится)

IV. Примеры нарушений обязательных требований

Водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем после окончания времени отдыха или специального перерыва. Таким образом управление автомобилем в течение 4 часов 30 и более минут не удовлетворяет указанному условию и будет являться нарушением (рисунок 14).

Рисунок 14

Рисунок (не приводится)

Специальный перерыв продолжительностью менее 45 минут является нарушением (рисунок 15).

Рисунок 15

Рисунок (не приводится)

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут. В данном примере несмотря на то, что общая продолжительность специального перерыва составляет 51 минуту, первая часть составляет менее 15 минут, что не удовлетворяет совокупному условию, и является нарушением (рисунок 16).

Рисунок 16

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 17) несмотря на то, что общая продолжительность специального перерыва составляет 1 час 20 минут, последняя часть составляет менее 30 минут, что не удовлетворяет совокупному условию и является нарушением.

Рисунок 17

Рисунок (не приводится)

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

В примере (рисунок 18) два нарушения:

1) суммарное время управления составило 4 ч 31 минуту, соответственно, не соблюдено условие, согласно которому специальный перерыв должен быть применен не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем;

2) вторая часть специального перерыва составила менее 10 минут (несмотря на общую продолжительность специальных перерывов, равную 1 ч 24 минутам).

Рисунок 18

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 19) два нарушения:

1) время управления автомобилем в течение одной календарной недели составило 57 часов (хотя не должно превышать 56 часов);

2) ежедневное время управления автомобилем (время управления транспортным средством в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха) трижды за неделю увеличено до 10 часов. При этом продолжительность такого времени должна составлять не более 9 часов, а его увеличение до 10 часов допускается не более 2 раз в течение календарной недели.

Рисунок 19

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 20), несмотря на то, что ежедневное время управления составляет 8 часов (не более 9 часов), суммарное еженедельное время управления составляет 48 часов (не более 56 часов), и еженедельный перерыв сделан не позднее 6 ежедневного периода и составляет более 45 часов, нарушено требование, в соответствии с которым время управления автомобилем в течение любых двух последовательных календарных недель не должно превышать 90 часов.

Рисунок 20

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 21) разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, не в полном объеме (19 часов вместо 21 часа).

Рисунок 21

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 22) еженедельный отдых сокращен до менее 24 подряд (21 ч).

Рисунок 22

Рисунок (не приводится)

В примере (рисунок 23) разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, использована водителем на отдых от управления автомобилем (19 ч) в течение четырех (вместо трех) подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, несмотря на то, что отдых компенсирован на 1 час больше (19 ч + 1 ч = 20 ч).

Рисунок 23

Рисунок (не приводится)