МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МОНИТОРИНГУ
ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ

I. Общие положения

Цель пилотного проекта - организация системы, позволяющей Федеральной службе по надзору в сфере транспорта дистанционно, без взаимодействия с предприятиями водного транспорта (предприятия/субъекты надзора) осуществлять непрерывный мониторинг исполнения субъектами надзора обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации при осуществлении организациями хозяйственной деятельности, а также изучения возможности и целесообразности перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов надзора в области водного транспорта.

Непрерывный мониторинг - постоянное (систематическое) опосредованное получение информации об исполнении субъектами надзора обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры водного транспорта.

Для целей непрерывного мониторинга информация об исполнении субъектами надзора обязательных требований, поступающая в Ространснадзор в рамках норм, предусмотренных действующим законодательством, а также представляемая субъектами надзора в рамках самодекларирования, используется для наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора, выявления предпосылок нарушения обязательных требований и установленных параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в целях превентивного устранения возможных нарушений.

Пилотный проект по непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований планируется провести в период с 2019 по 2020 год параллельно и независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных действующим законодательством.

II. Порядок проведения непрерывного мониторинга

Участие в пилотном проекте по непрерывному мониторингу имеет добровольный характер. Принять участие в проекте может любой субъект надзора, осуществляющий деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.

Для целей непрерывного мониторинга между Ространснадзором и субъектами надзора заключается соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого субъект надзора представляет информацию о выполнении обязательных требований по видам деятельности, осуществляемым предприятием (далее - представление декларации исполнения обязательных требований/самодекларирование).

Самодекларирование осуществляется в электронном виде в личном кабинете субъекта надзора, созданном в Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора), посредством направления результатов самостоятельной оценки исполнения обязательных требований в автоматизированную систему управления рисками (СУР) ЕИАС Ространснадзора.

Самодекларированию предшествует этап самооценки исполнения субъектом надзора обязательных требований.

В свою очередь модуль самооценки состоит из двух сервисов:

- сервис тестовой самооценки;

- сервис самооценки с последующим декларированием.

Сервис тестовой самооценки размещен на официальном интернет сайте Ространснадзора http://rostransnadzor.ru и предназначен для самостоятельной оценки субъектом надзора исполнения применимых к нему обязательных требований, в целях выявления имеющихся недостатков и самостоятельного принятия мер по их устранению.

Тестовая самооценка осуществляется посредством заполнения в электронном виде опросных листов, содержащих информацию об исполнении обязательных требований. Перечень обязательных требований для каждого субъекта надзора формируется в ЕИАС Ространснадзора автоматически, с учетом осуществляемых субъектом надзора видов деятельности.

При проведении тестовой самооценки идентификация субъекта надзора не осуществляется, информация о результатах самооценки в ЕИАС Ространснадзора не направляется. Тестовая самооценка, носящая обезличенный характер, служит для подготовки к самооценке в личном кабинете субъекта надзора с последующим декларированием исполнения обязательных требований. Самостоятельное устранение недостатков до проведения Ространснадзором контрольно-надзорных мероприятий направлено на повышение безопасности на транспорте посредством предупреждения и превентивное устранения возможных нарушений.

Количество проведения субъектом надзора тестовых самооценок неограниченно.

Сервис самооценки с последующим декларированием аналогичен сервису тестовой самооценки, находится в личном кабинете субъекта надзора.

Доступ субъекта надзора в личный кабинет и работа в личном кабинете осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе IV настоящей Концепции.

Сервис предназначен для самостоятельной оценки идентифицированным субъектом надзора исполнения обязательных требований с последующим направлением результатов самооценки в автоматизированную систему управления рисками ЕИАС Ространснадзора и декларированием исполнения обязательных требований.

Направление в СУР ЕИАС Ространснадзора декларации свидетельствует об исполнении субъектом надзора применимых к его видам деятельности обязательных требований и о принятии субъектом надзора необходимых мер для обеспечения безопасности своих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Декларирование исполнения обязательных требований возможно только при положительном результате прохождения самооценки в личном кабинете.

Представление при декларировании заведомо недостоверной информации не влечет никакой ответственности субъекта надзора, однако будет свидетельствовать о его недобросовестности.

На период проведения пилотного проекта по непрерывному мониторингу исполнения обязательных требований периодичность самодекларирования составляет один раз в 6 месяцев.

В дальнейшем, при принятии решения о целесообразности использования при осуществлении транспортного надзора данной формы надзора - "непрерывный мониторинг", периодичность самодекларирования может устанавливаться с учетом отнесения деятельности субъекта надзора к одной их категории риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре", например:

предприятия высокого риска - самодекларирование ежеквартально;

значительного риска - раз в 6 месяцев;

среднего риска - один раз в год;

низкого риска - один раз в год.

При проведении непрерывного мониторинга Ространснадзором, помимо проведения анализа информации, представляемой субъектом надзора при самодекларировании, рассматривается также иная информация, полученная в рамках межведомственного информационного взаимодействия (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем), а также сведения от средств фото-видео фиксации, датчиков и приборов, установленных на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, и предназначенных для дистанционного мониторинга соблюдения установленных параметров деятельности, а также фиксации нарушений (при наличии обязательных требований об их установке и передаче информации).

Под средствами фото-видео фиксации, датчиками и приборами подразумеваются средства видеонаблюдения, в том числе управляемые средства видеонаблюдения, осуществляющие фото- и (или) видеосъемку, фиксирование установленных параметров деятельности и фиксацию нарушений обязательных требований с передачей фото- и (или) видеоизображений, информации о параметрах деятельности и нарушениях в государственные информационные системы, без возможности в таких государственных информационных системах внесения изменений в зафиксированное изображение/данные.

Передача информации от приборов, датчиков, средств фото-видео фиксации, осуществляется непрерывно в соответствии с целями мониторинга, с учетом наступления нарушений, установленных параметров деятельности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры субъекта надзора.

При выявлении в ходе непрерывного мониторинга нарушений или признаков нарушений обязательных требований и/или установленных параметров деятельности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры субъекта надзора, в субъект надзора направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Непринятие субъектом надзора мер по устранению изложенных в предостережении нарушений/признаках нарушений обязательных требований и/или параметров деятельности субъекта надзора, которые определены Минтрансом России в качестве индикаторов риска нарушения обязательных требований в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, может являться основанием для проведения внеплановой проверки.

III. Результаты непрерывного мониторинга

При положительных результатах мониторинга предполагается рассмотреть целесообразность перехода на новый вид надзора - "непрерывный мониторинг" с отказом от проведения плановых проверок в отношении субъектов надзора водного транспорта.

Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, в частности в положение о Федеральном государственном транспортном надзоре, предусматривающих проведение такого вида надзора.

В проекте Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрена форма государственного контроля (надзора) - "мониторинг".

Текст проектов изменений в нормативные правовые акты предполагается подготовить в период проведения пилотного проекта, в рамках мероприятий "регуляторной гильотины" до 2021 года.

Система непрерывного мониторинга позволит:

отказаться от проведения плановых проверок в отношении предприятий водного транспорта;

снизить административную нагрузку на бизнес, заменив выездные проверки дистанционным взаимодействием с поднадзорными субъектами;

снизить финансовые и материальные затраты Ространснадзора, связанные с проведением выездных плановых проверок;

наладить систему заблаговременного выявления признаков возможных нарушений обязательных требований, следствием которых могут стать аварийные ситуации на водном транспорте;

создать систему принятия мер профилактического характера по предупреждению нарушений.

IV. Вход и работа в личном кабинете

Вход в личный кабинет

Личный кабинет субъекта надзора является модулем Единой информационной автоматизированной системы Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора).

Для входа в личный кабинет субъект надзора использует логин и пароль, полученные при регистрации в федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по адресу https://www.gosuslugi.ru (далее - единый портал госуслуг).

Вход в личный кабинет может осуществляться руководителем организации и/или сотрудником организации, имеющим полномочия действовать от имени организации и зарегистрированный в профиле организации на едином портале госуслуг.

Для входа в личный кабинет необходимо на интернет сайте Ространснадзора по адресу http://rostransnadzor.ru в разделе "Пилотный проект - Непрерывный мониторинг" выбрать вкладку "Войти в личный кабинет" и ввести логин и пароль, полученные при регистрации на едином портале госуслуг.

В случае успешной авторизации будет осуществлен вход в личный кабинет субъекта надзора в ЕИАС Ространснадзора.

В личном кабинете представлена следующая информация:

1. Общая информация об организации (поступает из зарегистрированных государственных информационных систем в автоматическом режиме без взаимодействия с субъектом надзора);

2. Виды осуществляемой организацией деятельности;

3. Перечень объектов, являющихся предметом надзора;

4. Наличие разрешительных документов (при осуществлении видов деятельности, на которые требуется получение разрешительных документов);

5. Результаты проведенных в отношении субъекта надзора проверок, выявленных нарушениях, наложенных административных штрафах и т.д.;

6. Информация о присвоенной категории риска;

7. Информация о поступлении сведений о возможном несоблюдении субъектом надзора обязательных требований и/или нарушениях по вопросам безопасности на транспорте;

8. О планируемых проверках в отношении субъекта надзора;

9. Иная информация.

Также доступны следующие сервисы:

1. Профилирование субъекта надзора (перечень видов деятельности субъекта - загружен автоматически из ЕИАС Ространснадзора). Уточнение осуществляемых видов деятельности может быть осуществлено субъектом надзора самостоятельно перед началом проведения самооценки в целях получения полного перечня применимых обязательных требований.

2. Самооценка.

3. Самодекларирование.

Самооценка

Сервис самооценки предназначен для самостоятельной оценки субъектом надзора выполнения применимых к нему обязательных требований, в целях выявления имеющихся недостатков и самостоятельного принятия мер, направленных на их устранение. Самостоятельное устранение недостатков, до проведения Ространснадзором контрольно-надзорных мероприятий направлено на повышение безопасности на транспорте посредством предупреждения и устранения возможных нарушений.

Сервис самооценки функционирует следующим образом:

При выборе субъектом надзора в личном кабинете вкладки "Самооценка", ему будет предложено выбрать виды осуществляемой предприятием деятельности (профилирование). Лист самооценки с перечнем применимых обязательных требований (далее - лист самооценки) будет сформирована ЕИАС Ространснадзора автоматически, с учетом проведенного профилирования.

По результатам заполнения листа самооценки ЕИАС Ространснадзора в автоматическом режиме будет проведена оценка степени соответствия субъекта надзора обязательным требованиям.

В личный кабинет субъекта надзора будет направлен сформированный результат самооценки.

Если по результатам самооценки будет выявлено, что отдельные обязательные требования не выполнены, субъекту надзора будет представлена информация о необходимости принятия мер по устранению нарушения.

Самодекларирование является продолжением сервиса самооценки.

По итогам самооценки субъектом надзора направляется в ЕИАС Ространснадзора сведения о результатах оценки в статусе декларации о выполнении субъектом надзора обязательных требований (далее - Декларация соответствия).

ЕИАС Ространснадзора проводит автоматизированное сопоставление сведений из Декларации соответствия с результатами контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ранее в отношении данного субъекта надзора, а также информации и данных, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, а также сведения от средств фото-видео фиксации, датчиков и приборов, установленных на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, и предназначенных для дистанционного мониторинга соблюдения установленных параметров деятельности, а также фиксации нарушений (при наличии обязательных требований об их установке и передаче информации).

При проведении указанного сопоставления ЕИАС Ространснадзора в автоматическом режиме будут выявляться признаки нарушений обязательных требований и/или параметров деятельности субъекта надзора, определенные Минтрансом России в качестве индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые будут учитываться при присвоении субъекту надзора категории риска.