1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления надзора за обеспечением транспортной безопасности

1. Состояние нормативно-правового
регулирования для осуществления надзора за обеспечением
транспортной безопасности

Федеральное и ведомственное законодательство в полном объеме имеется в информационно-правовых справочниках "Гарант" или "Консультант Плюс", а также в зависимости от необходимости опубликовано в свободном доступе на официальных сайтах Ространснадзора и его территориальных управлений.

Управлением транспортной безопасности проведен анализ действующих нормативных правовых актов, используемых сотрудниками Управления и профильных подразделений территориальных органов Ространснадзора для осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (смотри таблицу N 90).

Таблица N 90

N пп
Реквизиты нормативного правового акта <*>
Анализ нормативного правового акта, не соответствующего современным требованиям, в том числе возможности его исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
1.
Толкование требований пунктов 5.7, 5.8 Пр МТ РФ N 40 не позволяет однозначно отнести их длящимся или не длящимся
2.
ФЗ N 16
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. При этом не определена правомерность предъявления требований законодательства к ОТИ и ТС, не имеющих категорию
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
1.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта" (далее - Пр МТ РФ N 40)
1) Требования Пр МТ РФ N 40 разработаны в расчете на крупные субъекты транспортной инфраструктуры, и некоторые из требований (пп. 5.5., 5.6., 5.9. - 5.36. и т.д.) практически невозможно применять к субъектам малого предпринимательства, в особенности к микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям.
2) Нормы и требования Пр МТ РФ N 40 неприменимы в некоторых случаях, а именно:
- при реорганизации субъекта транспортной инфраструктуры, категорированные объекты и/или ТС будут принадлежать новому юридическому лицу;
- при замене категорированных транспортных средств на другие, не внесенные в Реестр категорированных ОТИ и ТС
2.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (далее - Пр МТ РФ N 56)
Согласно п. 2 Пр МТ РФ N 56 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, при этом не обозначены временные рамки понятия "незамедлительно"
3.
ФЗ N 16 и Пр МТ РФ N 40
В ч. 1 ст. 9 ФЗ N 16 указано, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны направлять разработанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в компетентные органы не позднее трех месяцев после утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ или ТС. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 предусмотрен месячный срок для компетентных органов на вынесение решения об утверждении либо об отказе в утверждении плана ОТБ. С другой стороны, пунктом 5.8 Пр МТ РФ N 40 установлен общий срок в три месяца на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Сроки исполнения одного и того же требования отличаются в разных нормативных правовых актах
4.
Пр МТ РФ N 40
Трактовка п. 5.8. Пр МТ РФ N 40: "Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ" не позволяет инспектору однозначно считать отдельным нарушением отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности
5.
Требуются изменения и согласования статей 11.3.1 (Авиационная безопасности) и статей 11.15.1 (Транспортная безопасность) в связи с тем, что ФЗ N 16 включил понятие "авиационная безопасность" в "транспортную безопасность"

--------------------------------

Примечание: <*> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.