Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 30 декабря 2021 г. N 474

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2022 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);

Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений);

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".

Ростехнадзор и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) (по состоянию на 1 октября 2021 г.) составляет 21 405, из них:

810 ГТС (комплексов ГТС) промышленности;

435 ГТС (комплексов ГТС) энергетики;

20 160 ГТС (комплексов ГТС) водохозяйственного назначения.

ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:

I класса - 160 ГТС (комплексов ГТС);

II класса - 359 ГТС (комплексов ГТС);

III класс - 3 627 ГТС (комплексов ГТС);

IV класса - 17 259 ГТС (комплексов ГТС).

Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается:

нормальный уровень безопасности имеют 3 610 ГТС (комплексов ГТС);

пониженный уровень безопасности имеют 7 369 ГТС (комплексов ГТС);

неудовлетворительный уровень безопасности имеют 8 106 ГТС (комплексов ГТС);

опасный уровень безопасности, характеризуемый частичной потерей работоспособности, имеют 2 320 ГТС (комплексов ГТС).

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора.

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области безопасности
гидротехнических сооружений за 2020 год и 12 месяцев
2021 года (по состоянию на 17 декабря 2021 г.)

N п/п
Наименование мероприятия
Количество мероприятий
2020
2021
1.
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, в том числе:
9
39
1.1.
проведено профилактических бесед <**> в ходе контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий
8
35
1.2.
принято участие или проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.)
1 <*>
4 <*>
2.
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
2
2
3.
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего
0
0

--------------------------------

<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики;

<**> Профилактические беседы с представителями поднадзорных организаций в ходе осуществления выездных проверок (контрольных (надзорных) мероприятий).

1.3. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа

Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС согласно своду правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр)": для I класса - 5 x 10-5, II класса - 5 x 10-4, III класса - 2,5 x 10-3, IV класса - 5 x 10-3. В периоды паводков и половодий риск возникновения аварии ГТС резко возрастает, т.к. сооружения испытывают максимальное воздействие от водного потока.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации Программы являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражается в графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора.

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показатели результативности и эффективности Программы определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таблица 2

Показатели результативности и эффективности Программы

N п/п
Профилактическое мероприятие
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
1.
Информирование
100%
100%
100%
2.
Обобщение правоприменительной практики
100%
100%
100%
3.
Объявление предостережения
609
1840
+5%
4.
Консультирование
-
-
100%
5.
Меры стимулирования добросовестности
-
-
100%

Таблица 3

Перечень мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований

N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки (периодичность) проведения
Ответственный исполнитель
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора)
пункт 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
До 30 января 2022 года по итогам работы за 2021 год
Территориальные управления Ростехнадзора
пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений;
2.2.
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Ростехнадзора
До 1 апреля 2022 года
Ответственное структурное подразделение Ростехнадзора
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
3.
Объявление предостережения
3.1.
Объявление предостережения
(в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
пункты 39 - 46 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
4.
Консультирование
4.1.
Консультирование
(по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
(контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных управлений Ростехнадзора в соответствии с утвержденными планами-графиками)
пункты 55 - 61 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
5.
Меры стимулирования добросовестности
5.1.
Меры стимулирования добросовестности
(оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений)
Постоянно
Территориальные управления Ростехнадзора
пункты 47 - 54 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений