Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2022 г. N 112

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА 2022 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного энергетического надзора
в сфере электроэнергетики

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в сфере электроэнергетики на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);

Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 (далее - Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре);

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";

приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287).

Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений в процессе осуществления деятельности в сфере электроэнергетики, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере электроэнергетики.

Федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики осуществляется в 8 федеральных округах Российской Федерации, включающих 85 субъектов Российской Федерации.

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет (по состоянию на 1 января 2022 г.) 891 516, в том числе потребителей электроэнергии - 543 418.

Тепловых электростанций
-
506
Газотурбинных (газопоршневых) электростанций
-
448
Малых (технологических) электростанций
-
21 600
Гидроэлектростанций
-
161
Электрических подстанций
-
923 263
Линий электропередачи всего
-
4 918 145,76 км
в том числе:
напряжением до 1 кВ
-
2 515 239,89 км
напряжением от 1 кВ до 110 кВ
-
2 166 548,32 км
напряжением 220 кВ и выше
-
236 357,55 км

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора).

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики приведены в таблице N 1.

Таблица N 1

Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области федерального
государственного энергетического надзора в сфере
электроэнергетики за 2020 год и 2021 год
(по состоянию на 1 января 2022 г.)

N п/п
Наименование мероприятия
Количество мероприятий
2020
2021
1.
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений.
1 <*>
7 <*>
2.
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
2
2
3.
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
1624
2 305

--------------------------------

<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики.

1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа, и пути их снижения (исключения)

Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики прежде всего направлены на информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований в указанной сфере деятельности, в том числе разъяснение обязательных требований, ознакомление с результатами правоприменительной практики и основными типовыми нарушениями (с целью дальнейшего их исключения). Конечной целью является снижение на объектах энергетики аварийности и несчастных случаев со смертельным исходом.

С целью снижения уровня смертельного травматизма субъектам электроэнергетики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, следует обратить особое внимание на:

доведение до работников материалов анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;

повышение уровня организации производства работ на электрических установках, исключение допуска персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;

обеспечение проверки знаний персонала нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок; недопущение персонала, не прошедшего проверку знаний, к работам в электроустановках;

обеспечение установленного порядка содержания, применения и испытания средств защиты;

повышение производственной дисциплины, а также усиление контроля за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;

повышение уровня организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;

недопущение персонала к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств.

С целью снижения уровня аварийности субъектам электроэнергетики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, следует исключить случаи:

несоблюдения сроков и невыполнения в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;

неисправности релейной защиты и автоматики, износа оборудования в процессе длительной эксплуатации;

неправильной работы средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;

неквалифицированных действий обслуживающего персонала;

производственных дефектов оборудования, приводящих к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации Программы являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности должностных лиц поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражаются в плане-графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора, согласно таблице N 2.

Таблица N 2

Перечень
профилактических мероприятий при осуществлении федерального
государственного энергетического надзора
в сфере электроэнергетики

N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные исполнители
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
пункт 27 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре
Ответственные за подготовку документов - отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
До 20 января 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
пункт 28 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре;
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
2.2.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
До 30 января 2023 года
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора
2.3.
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленником и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
До 25 февраля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.4.
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2022 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений
До 25 февраля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.5.
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.6.
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.7.
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики за 2022 год
Ежегодно в соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Информация размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов
Территориальные органы Ростехнадзора с участием представителей центрального аппарата Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора
2.8.
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия
Территориальные органы Ростехнадзора
3.
Объявление предостережения
3.1.
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора
пункты 29 - 31 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре. Их сравнение по годам приведено в таблице N 3.

Таблица N 3

Показатели результативности и эффективности Программы

N п/п
Профилактическое мероприятие
2020 г.
2021 г.
Прогноз на 2022 г.
1.
Информирование
100%
100%
100%
2.
Обобщение правоприменительной практики
100%
100%
100%
3.
Объявление предостережения
1624
2 305
+ 5% к показателям прошлого года