3.2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

3.2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

3.2.1. Вертикальные соединения листов стенки.

Вертикальные соединения листов стенки рекомендуется выполнять стыковыми с полным проплавлением по толщине листов в соответствии с рисунком 2 настоящего Руководства по безопасности.

а) без разделки кромок; б) со скосом двух кромок;
в) с двумя скосами кромок; г) с криволинейным скосом кромок

Рисунок 2. Вертикальные стыковые соединения стенки
(не приводится)

Вертикальные заводские и монтажные швы стенок резервуаров класса опасности IV, сооружаемых методом рулонирования, рекомендуется располагать на одной линии.

Для прочих резервуаров вертикальные заводские и монтажные соединения на смежных поясах стенки смещаются относительно друг друга на величину не менее 10 · t (где t - толщина нижележащего пояса стенки) и не менее 500 мм для стенок полистовой сборки.

3.2.2. Горизонтальные соединения листов стенки.

Горизонтальные соединения листов стенки выполняются двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением в соответствии с рисунком 3 настоящего Руководства по безопасности.

а) без разделки кромок; б) с криволинейным скосом одной
кромки верхнего листа; в) с двумя скосами одной кромки
верхнего листа

Рисунок 3. Горизонтальные стыковые соединения стенки
(не приводится)

Для РВС пояса стенки располагают по осевой вертикальной линии или совмещают по наружной или по внутренней поверхности; для РВСП и РВСПК пояса стенки совмещают по внутренней поверхности.

3.2.3. Соединения днища.

3.2.3.1. Двусторонние стыковые соединения применяются для сварки рулонируемых полотнищ днищ.

Односторонние стыковые соединения на остающейся подкладке применяются для соединения между собой кольцевых окраек, а также при полистовой сборке центральной части днищ или днищ без окраек. Остающаяся подкладка имеет толщину не менее 4 мм и присоединяется прерывистым швом к одной из стыкуемых деталей. При выполнении стыкового соединения на остающейся подкладке без разделки кромок зазор между кромками стыкуемых листов толщиной до 6 мм составляет не менее 4 мм; для стыкуемых листов толщиной более 6 мм - не менее 6 мм. При необходимости используются металлические распорки для обеспечения раскрытия корня шва на требуемую величину.

Для стыковых соединений кольцевых окраек предусматривается переменный зазор клиновидной формы в соответствии с рисунком 4 настоящего Руководства по безопасности, изменяющийся от 4 до 6 мм по наружному контуру окраек и от 8 до 12 мм по внутреннему контуру, учитывающий усадку кольца окраек в процессе сварки.

Рисунок 4. Соединение центральной части с окрайками днища
(не приводится)

Для остающихся подкладок применяются материалы, соответствующие материалу стыкуемых деталей.

3.2.3.2. Нахлесточные соединения днища применяются для соединения между собой рулонируемых полотнищ днищ, листов центральной части днищ при их полистовой сборке в соответствии с рисунком 5 настоящего Руководства по безопасности, а также для соединения центральной части днищ с кольцевыми окрайками. Нахлесточные соединения днищ свариваются сплошным односторонним угловым швом только с верхней стороны. В зоне пересечения нахлесточных соединений днища с нижним поясом стенки предусматривается ровная поверхность днища в соответствии с рисунком 6 настоящего Руководства по безопасности.

Рисунок 5. Соединение листов центральной части днища
(не приводится)

Рисунок 6. Соединения полотнищ днища (не приводится)

3.2.4. Для соединения днища со стенкой применяется двустороннее тавровое соединение без скоса кромок или с двумя симметричными скосами нижней кромки листа стенки. Рекомендуемый катет углового шва таврового соединения не более 12 мм.

Если толщины нижнего пояса стенки или листа днища не превышают 12 мм, то применяется соединение без скосов кромок с катетом углового шва, равным толщине более тонкого из соединяемых листов, в соответствии с рисунком 7а настоящего Руководства по безопасности.

Если толщина нижнего пояса стенки или листа днища превышает 12 мм, то применяется соединение со скосами кромок, при этом сумма глубины скоса и катета углового шва равняется толщине более тонкого из соединяемых листов в соответствии с рисунком 7б настоящего Руководства по безопасности.

Узел соединения днища со стенкой исполняется с учетом доступа для осмотра в процессе эксплуатации резервуара. При наличии на стенке резервуара теплоизоляции рекомендуется не доходить до днища на расстояние не менее 100 мм или выполнять в съемном исполнении с целью снижения возможности коррозии данного узла и обеспечения наблюдения за его состоянием.

t - толщина стенки; t1 - толщина окрайки; k - величина
катета шва. а) при толщине нижнего пояса стенки или окрайки
до 20 мм включительно; б) при толщине нижнего пояса стенки
или окрайки свыше 20 мм

Рисунок 7. Соединение днища со стенкой (не приводится)

3.2.5. Соединение листов крыши.

3.2.5.1. Настил крыши выполняется:

из отдельных листов;

укрупненных карт;

полотнищ заводского изготовления.

3.2.5.2. Монтажные соединения настила выполняются, как правило, внахлест со сваркой сплошного углового шва только с верхней стороны.

3.2.5.3. Нахлест листов в направлении по уклону крыши рекомендуется выполнять таким образом, чтобы верхняя кромка нижнего листа накладывалась поверх нижней кромки верхнего листа с целью снижения возможности проникновения конденсата внутрь нахлеста.

3.2.5.4. Монтажные соединения настила бескаркасных конических или сферических крыш могут выполняться двусторонними стыковыми или нахлесточными швами.

3.2.5.5. Для соединения настила с каркасом крыши применяются прерывистые угловые швы при малоагрессивной степени воздействия внутренней среды резервуара. Для средне и сильноагрессивной степени воздействия внутренней среды резервуара согласно ГОСТ 31385-2008 "Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 31 июля 2009 г. N 274-ст (таблица 8), указанное соединение выполняется сплошными угловыми швами минимального сечения с добавлением припуска на коррозию.

3.2.5.6. При выполнении крыши во взрывозащищенном исполнении (легко сбрасываемой) настил крыши рекомендуется приваривать только к верхнему кольцевому элементу стенки угловым швом катетом не более 5 мм, приварка настила к каркасу крыши не рекомендуется. Указанный "ослабленный узел" соединения настила крыши со стенкой обеспечивает частичный или полный отрыв настила крыши от стенки резервуара и быстрый сброс избыточного давления, предотвратив разрушение стенки и узла крепления стенки к днищу и разлив продукта.

3.2.6. Рекомендации к конструкциям стационарных крыш приведены в пункте 3.7 настоящего Руководства по безопасности.