4. Перечень, весовые коэффициенты и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки частоты аварий на подводных переходах МГ

4. Перечень, весовые коэффициенты
и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки
частоты аварий на подводных переходах МГ

4.1. Перечень учитываемых факторов влияния и весовые коэффициенты групп и факторов в каждой группе применительно к указанному варианту приведены в таблице N 40. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 36, определяются с помощью БФФ, описанных в 4.2.1 - 4.2.7.

Таблица N 40

Перечень и весовые коэффициенты факторов влияния
применительно к подводным переходам газопроводов

Группа факторов влияния
Вес группы pi
Фактор влияния
Вес фактора в группе qij
FG1: Возможные механические воздействия третьих лиц
0,06
<*> F11
<*> Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком
0,18
<*> F12
<*> Уровень антропогенной активности
0,18
<*> F13
<*> Согласовательно-разъяснительная работа
0,10
<*> F14
<*> Наличие сигнальных знаков на берегах
0,10
F15
Частота патрулирования перехода
0,14
F16
Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний
0,20
F17
Аварии и отказы, имевшие место на МГ из-за воздействий 3-х лиц
0,10
FG2: Наружная коррозия (без учета КРН)
0,06
F21
Коррозионные свойства грунтов
0,09
F22
Температура перекачиваемого газа
0,06
F23
Наличие зон блуждающих токов
0,09
F24
Результаты шурфований
0,07
F25
Тип и состояние изоляционного покрытия
0,18
F26
Время, прошедшее с момента последних электрометрических обследований
0,14
F27
Качество работы устройств ЭХЗ
0,18
F28
Мониторинг и контроль эффективности ЭХЗ
0,09
F29
Аварии и отказы, имевшие место по причине наружной коррозии
0,10
FG3: Коррозия под напряжением (КРН)
0,22
F31
Комбинированный фактор (НДС + условия развития КРН), состоящий из подфакторов:
F31-1- коррозионная активность грунта
F31-2- - тип и состояние изоляционного покрытия
F31-3- - удаленность участка МГ от КС
F31-4- - отношение фактического давления в МГ к проектному
F31-5- - диаметр МГ (учитывается в виде коэффициента kD)
0,60
<*> F32
Наличие водотоков
0,15
F33
Уровень грунтовых вод
0,15
F34
Аварии и отказы, имевшие место по причине стресс-коррозии
0,10
FG4: Качество производства труб и оборудования
0,20
F41
Изготовитель и год выпуска труб для газопровода
0,50
F42
Испытания газопровода
0,40
F43
Аварии и отказы, имевшие место по причине производственных дефектов труб и оборудования
0,10
FG5: Качество строительно-монтажных работ (СМР)
0,21
<*> F51
<*> Сложность строительства подводного перехода
0,20
F52
Климатический район и сезон производства СМР
0,20
F53
Контроль качества СМР
0,20
F54
Контроль качества сварных соединений
0,20
F55
Адекватность применяемых материалов и изделий
0,05
F56
Качество обращения с материалами
0,05
F57
Аварии и отказы, имевшие место по причине дефектов СМР
0,10
FG6: Природные воздействия
0,20
<*> F61
<*> Фоновые опасные природные процессы
0,10
<*> F62
<*> Тип подводного перехода по степени опасности размыва
0,15
<*> F63
<*> Наличие провисов труб
0,20
<*> F64
<*> Наличие размывов на береговых урезах
0,15
<*> F65
<*> Уровень опасности ледохода
0,05
<*> F66
<*> Наличие запорной арматуры на берегах
0,05
<*> F67
<*> Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий
0,20
F68
Аварии и отказы, имевшие место по причине природных воздействий
0,10
FG7: Уровень технической эксплуатации
0,05
F71
Эксплуатационная документация
0,09
F72
Техническая оснащенность ЛЭС
0,15
F73
Укомплектованность ЛЭС
0,15
F74
Периодичность ТО и ППР
0,18
F75
Квалификация персонала
0,18
F76
Системы телемеханики и автоматики
0,15
F77
Аварии и отказы, имевшие место по причине нарушений правил эксплуатации
0,10

--------------------------------

<*> Новые или модифицированные (по отношению к факторам для сухопутных участков) факторы влияния, отражающие специфику подводных переходов.

4.2. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 40, определяются с помощью соответствующих БФФ, описанных ниже в настоящем подразделе.

4.2.1. БФФ для факторов влияния из группы FG1 "Возможные механические воздействия третьих лиц"

4.2.1.1. БФФ для фактора F11 "Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком"

Данный фактор состоит из двух подфакторов:

- Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части (0 - 6 баллов);

- Глубина водоема над минимально заглубленным в грунт участком газопровода (0 - 4 балла).

БФФ имеет вид:

при 0 <= (hгр + hдоп) <= 3 (м)
(29)
при 0 <= hв <= 40 (м)
B11 = 0
при (hгр + hдоп) > 3 (м) и hв > 40 (м),

где hгр - толщина слоя грунта над верхней образующей МГ, м;

hдоп - толщина слоя грунта, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МГ (определяется по таблице N 6);

hв - фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным (в грунт) участком перехода;

4.2.1.2. БФФ для фактора F12 "Уровень антропогенной активности (применительно к подводным переходам"

Данный фактор влияния применительно к подводным переходам включает 3 подфактора, БФФ которых приведены в таблице N 41 (m - номер подфактора).

Таблица N 41

БФФ для составляющих фактора F12 "Уровень антропогенной
активности" <*>

m
Составляющие фактора F12, их значения и балльно-факторные функции
1
Плотность населения (Н) в районе прохождения трассы МГ:
<-
- при 0 <= Н <= 150 (чел./км2)
- при Н > 150 (чел./км2)
2
Активность подводно-строительных работ и промышленного рыболовства в районе перехода:
- высокая (в пределах 500 м от оси МГ подводно-строительные, дноуглубительные, сейсмографические и т.п. работы, как правило, ведутся более 3 месяцев в году)
3
- умеренная (указанные работы ведутся от 1 до 3 месяцев в году
2
- низкая (указанные работы носят эпизодический характер)
1
- отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)
0
3
- Интенсивность судоходства
- высокая
4
- средняя
2 - 3
- низкая
1
- река несудоходная
0
<*> Если подводный МГ располагается на территории с потенциальной опасностью совершения противоправных действий (диверсий) на МГ, то балльная оценка данного фактора влияния принимается равной 10 баллов.

Итоговая балльная оценка фактора рассчитывается как сумма балльных оценок 3-х подфакторов:

4.2.1.3. БФФ для фактора F13 "Согласовательно-разъяснительная работа (применительно к подводным переходам).

Количество и названия подфакторов и их БФФ совпадают с соответствующими подфакторами и БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2.3.). Есть лишь следующие изменения в формулировках названий подфакторов и , отражающие специфику согласовательной работы в отношении подводных переходов:

- "Наличие у землепользователей обновляемых топографических карт (а в бассейновых управлениях водного пути - лоцманских карт) с нанесенной трассой МГ и подводным переходом МГ";

- "Разъяснительная работа в бассейновых управлениях водного пути, других организациях и среди населения".

4.2.1.4. БФФ для фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах".

БФФ для данного фактора представлена в таблице N 42.

Таблица N 42

БФФ фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах"

N
Возможные значения фактора F14:
B14
1
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, исправны, хорошо просматриваются
0
2
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, но плохо просматриваются или есть знак только на одном берегу
5
3
Сигнальных знаков на обоих берегах нет
10

4.2.1.5. БФФ для фактора F15 "Частота патрулирования перехода"

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.5).

4.2.1.6. БФФ для фактора F16 "Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний"

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.6).

4.2.1.7. БФФ для фактора F17 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за воздействий 3-х лиц"

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.7).

4.2.2. БФФ для факторов влияния из группы FG2 "Наружная коррозия (без учета коррозии под напряжением) применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2).

4.2.3. БФФ для факторов влияния из группы FG3 "Коррозия под напряжением применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.3).

4.2.4. БФФ для факторов влияния из группы FG4 "Качество производства труб и оборудования применительно к подводным переходам".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.4).

4.2.5. БФФ для факторов влияния из группы FG5 "Качество строительно-монтажных работ применительно к подводным переходам".

4.2.5.1. БФФ для фактора F51 "Сложность строительства подводного перехода".

Сложность строительства подводного перехода оценивается в зависимости не только от ширины водоема, но и от его типа по степени опасности размыва (таблица N 44). БФФ представлена в виде следующей матрицы (таблица N 43).

Таблица N 43

БФФ для фактора F51 "Сложность строительства
подводного перехода"

Балльные оценки B51 возможных значений фактора F51
     \ Тип перехода
       \
Ширина   \
водоема <*>\
Тип 1
Тип 2
Тип 3
Тип 4
До 50 м
4
5
6
7
50 м и более
7
8
9
10
<*> Ширина водоема (границы подводного перехода) определяется уровнем воды в водоеме 10%-ой обеспеченности.

Таблица N 44

Классификация подводных переходов по степени опасности
размыва дюкера

Тип участка перехода
Характеристика водной преграды
Степень опасности размыва
1-го типа
Глубинные переформирования незначительны, газопроводы, как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)
Незначительная.
Эксплуатация перехода ведется без осложнений
2-го типа
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов).
Умеренная и умеренно высокая.
Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера
3-го типа
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения газопровода водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов.
Высокая.
Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб
4-го типа
Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.
Очень высокая.
Строительство подводных газопроводов не рекомендуется

Для остальных факторов F52, F53, F54, F55, F56, F57 данной группы БФФ совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.5.).

4.2.6. БФФ для факторов влияния из группы FG6 "Природные воздействия применительно к подводным переходам".

Вес p6 группы (по сравнению с сухопутными участками) увеличился с 6% до 20%. Количество факторов влияния в группе увеличилось до 8-ми. Введено 4 новых фактора: "Тип подводного перехода по степени опасности размыва", "Наличие провисов труб", "Наличие размывов на береговых урезах", "Уровень опасности ледохода", "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий". Изменились названия и весовые коэффициенты следующих факторов:

фактор F61 "Подвижки и деформации грунта" (q61 = 50%) стал называться F61 "Фоновые опасные природные процессы (q61 = 10%)";

фактор F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" (q63 = 10%) превратился в F66 "Наличие запорной арматуры на берегах" (q66 = 5%).

4.2.6.1. БФФ для фактора F61 "Фоновые опасные природные процессы".

Данный фактор для сухопутных участков МГ назывался "Подвижки и деформации грунта" (пункт 3.2.6) и учитывал негативное влияние на подземный газопровод оползневых, карстовых, селевых, сейсмических и ММП-процессов, приводящих к опасным для газопровода деформациям грунта. Для подводных переходов эти процессы переходят в разряд фоновых, уступая место опасным гидрологическим процессам непосредственно в русловой части перехода. В связи с этим уменьшен весовой коэффициент фактора F61 внутри группы (с 50 до 10%). БФФ совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков при (таблица N 26 пункта 3.2.6.1).

4.2.6.2. БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени опасности размыва".

БФФ для данного фактора приведена в таблице N 45.

Таблица N 45

БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени
опасности размыва"

N
Возможные значения фактора F62
B62
1
1-й тип: Переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами. Степень опасности размыва - незначительная.
0 - 2
2
2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями до 1 м, плановыми - до 5 м.
Степень опасности размыва - умеренная при правильно определенной глубине заложения дюкера.
4 - 5
3
2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями от 1 до 2 м, плановыми - от 5 до 10 м.
Степень опасности размыва - умеренно высокая при неправильно определенной глубине заложения дюкера.
6 - 7
4
3-й тип: Мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования или пойменной многорукавности, глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. Степень опасности размыва - высокая.
8 - 9
5
4-й тип: Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.
Степень опасности размыва - очень высокая.
10

4.2.6.3 БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб".

Наличие фактических провисов ниток перехода, образовавшихся в результате размывов, определяется при осмотрах и обследованиях перехода. Если на подводном переходе имеются провисы труб, то резко возрастает вероятность повреждения и разрушения газопровода, например, в результате гидродинамического воздействия потока, ледохода, якорей и волокуш судов и плотов. БФФ представлена в таблице N 46.

Таблица N 46

БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб"

N
Возможные значения фактора F63
B63
1
Провисы труб есть
10
2
Провисов труб нет
0

4.2.6.4. БФФ для фактора F64 "Наличие размывов на береговых урезах".

Наличие размывов ниток перехода на береговых урезах определяется при периодических осмотрах перехода. При оголении газопровода в результате размывов на береговых урезах он оказывается на границе раздела сред "грунт-вода-атмосфера" и становится уязвимым сразу в нескольких отношениях: интенсифицируются процессы атмосферной коррозии и стресс-коррозии, увеличиваются напряжения в стенках трубы из-за потери проектного положения, увеличивается вероятность повреждения газопровода ледоходом, плотами (на сплавных реках), повышается уязвимость от террористических воздействий. БФФ дана в таблице N 47.

Таблица N 47

БФФ для фактора F64 "Наличие размывов труб
на береговых урезах"

N
Возможные значения фактора F64
B64
1
Размывы на береговых урезах есть
10
2
Размывов на береговых урезах нет
0

4.2.6.5. БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода".

Ледоход представляет опасность для подводного газопровода, особенно в тех случаях, когда имеются размывы или провисы труб. На реках с интенсивным ледоходом и высокой вероятностью образования заторов крупные льдины могут повредить даже заглубленный в грунт газопровод. При ликвидации ледяных заторов, приводящих, как правило, к резкому подъему воды в реке и наводнениям, проводят взрывные работы, что также увеличивает опасность повреждения подводного газопровода. БФФ представлена в таблице N 48.

Таблица N 48

БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода"

N
Возможные значения фактора F65
B65
1
Ледоход интенсивный, скорость течения 1 м/с и выше, толщина льдин 0,5 м и больше, образуются ледяные заторы
10
2
Ледоход интенсивный, скорость течения 0,6 - 0,9 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, образуются заторы
7 - 9
3
Ледоход средней интенсивности, скорость течения 0,3 - 0,5 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, заторы, как правило, не образуются
4 - 6
4
Ледоход спокойный, скорость течения 0,1 - 0,2 м/с, толщина льдин незначительна, заторы не образуются
1 - 2
5
Ледохода не бывает
0

4.2.6.6. БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах".

Данный фактор аналогичен фактору F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" для сухопутных участков" и отражает дополнительное влияние тяжелых узлов запорной арматуры, устанавливаемых на берегах, на вероятность разгерметизации газопровода из-за неравномерной осадки грунта и связанных с этим изгибных деформаций участков газопровода, примыкающих к кранам. БФФ для фактора задана в табличном виде (таблица N 49).

Таблица N 49

БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах"

N
Возможные значения фактора F66
B66
1
На берегах присутствует запорная арматура со сложной обвязкой без фундамента
10
2
На берегах присутствует запорная арматура на фундаменте
4
3
Запорная арматура на берегах отсутствует
0

4.2.6.7. БФФ для фактора F67 "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий".

Фактор отражает влияние на вероятность нарушения целостности подводных газопроводов давности проведения приборно-водолазных обследований переходов и гидрологических изысканий. Приборно-водолазные обследования проводятся с использованием эффективных средств приборной диагностики, таких как электронные тахеометры, эхолоты, гидролокаторы, трассоискатели, полевые компьютеры, спутниковые средства позиционирования и позволяют своевременно обнаруживать неисправности переходов с последующим целенаправленным ремонтом. Гидрологические изыскания позволяют определить причины переформирования дна и берегов и дать рекомендации по защите переходов и регулированию русловых процессов, что в свою очередь снижает вероятность размыва дюкеров.

Фактор включает 2 подфактора:

- - время, прошедшее с момента последних приборно-водолазных обследований (6 баллов из 10);

- - время, прошедшее с момента последних гидрологических изысканий (4 балла из 10).

БФФ подфакторов заданы, исходя из предположения, что чем больше лет прошло с даты последних обследований или гидрологических изысканий, тем больше степень незнания о техническом состоянии подводного газопровода и о состоянии русла и тем выше вероятность разрушения газопровода. В качестве критического значения того и другого подфактора (соответствующего 6 и 4 баллам) определен срок 5 лет, учитывая, что процессы переформирования дна рек и, как следствие, размывы газопроводов могут происходить достаточно быстро. БФФ имеет вид:

при 0 < Tобсл <= 5
при Tобсл > 5
(31)
при 0 < Tизыск <= 5
при Tизыск > 5

4.2.6.8. БФФ для фактора F68 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за природных воздействий".

БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.6.5).

4.2.7. БФФ для факторов влияния из группы FG7 "Уровень технической эксплуатации".

БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.7).