4. Перечень, весовые коэффициенты и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки частоты аварий на подводных переходах МГ
4. Перечень, весовые коэффициенты
и балльно-факторные функции факторов влияния для оценки
частоты аварий на подводных переходах МГ
4.1. Перечень учитываемых факторов влияния и весовые коэффициенты групп и факторов в каждой группе применительно к указанному варианту приведены в таблице N 40. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 36, определяются с помощью БФФ, описанных в 4.2.1 - 4.2.7.
Таблица N 40
Перечень и весовые коэффициенты факторов влияния
применительно к подводным переходам газопроводов
Группа факторов влияния
|
Вес группы pi
|
Фактор влияния
|
Вес фактора в группе qij
|
|
FG1: Возможные механические воздействия третьих лиц
|
0,06
|
<*> F11
|
<*> Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком
|
0,18
|
<*> F12
|
<*> Уровень антропогенной активности
|
0,18
|
||
<*> F13
|
<*> Согласовательно-разъяснительная работа
|
0,10
|
||
<*> F14
|
<*> Наличие сигнальных знаков на берегах
|
0,10
|
||
F15
|
Частота патрулирования перехода
|
0,14
|
||
F16
|
Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний
|
0,20
|
||
F17
|
Аварии и отказы, имевшие место на МГ из-за воздействий 3-х лиц
|
0,10
|
||
FG2: Наружная коррозия (без учета КРН)
|
0,06
|
F21
|
Коррозионные свойства грунтов
|
0,09
|
F22
|
Температура перекачиваемого газа
|
0,06
|
||
F23
|
Наличие зон блуждающих токов
|
0,09
|
||
F24
|
Результаты шурфований
|
0,07
|
||
F25
|
Тип и состояние изоляционного покрытия
|
0,18
|
||
F26
|
Время, прошедшее с момента последних электрометрических обследований
|
0,14
|
||
F27
|
Качество работы устройств ЭХЗ
|
0,18
|
||
F28
|
Мониторинг и контроль эффективности ЭХЗ
|
0,09
|
||
F29
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине наружной коррозии
|
0,10
|
||
FG3: Коррозия под напряжением (КРН)
|
0,22
|
F31
|
Комбинированный фактор (НДС + условия развития КРН), состоящий из подфакторов:
F31-1- коррозионная активность грунта
F31-2- - тип и состояние изоляционного покрытия
F31-3- - удаленность участка МГ от КС
F31-4- - отношение фактического давления в МГ к проектному
F31-5- - диаметр МГ (учитывается в виде коэффициента kD)
|
0,60
|
<*> F32
|
Наличие водотоков
|
0,15
|
||
F33
|
Уровень грунтовых вод
|
0,15
|
||
F34
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине стресс-коррозии
|
0,10
|
||
FG4: Качество производства труб и оборудования
|
0,20
|
F41
|
Изготовитель и год выпуска труб для газопровода
|
0,50
|
F42
|
Испытания газопровода
|
0,40
|
||
F43
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине производственных дефектов труб и оборудования
|
0,10
|
||
FG5: Качество строительно-монтажных работ (СМР)
|
0,21
|
<*> F51
|
<*> Сложность строительства подводного перехода
|
0,20
|
F52
|
Климатический район и сезон производства СМР
|
0,20
|
||
F53
|
Контроль качества СМР
|
0,20
|
||
F54
|
Контроль качества сварных соединений
|
0,20
|
||
F55
|
Адекватность применяемых материалов и изделий
|
0,05
|
||
F56
|
Качество обращения с материалами
|
0,05
|
||
F57
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине дефектов СМР
|
0,10
|
||
FG6: Природные воздействия
|
0,20
|
<*> F61
|
<*> Фоновые опасные природные процессы
|
0,10
|
<*> F62
|
<*> Тип подводного перехода по степени опасности размыва
|
0,15
|
||
<*> F63
|
<*> Наличие провисов труб
|
0,20
|
||
<*> F64
|
<*> Наличие размывов на береговых урезах
|
0,15
|
||
<*> F65
|
<*> Уровень опасности ледохода
|
0,05
|
||
<*> F66
|
<*> Наличие запорной арматуры на берегах
|
0,05
|
||
<*> F67
|
<*> Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий
|
0,20
|
||
F68
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине природных воздействий
|
0,10
|
||
FG7: Уровень технической эксплуатации
|
0,05
|
F71
|
Эксплуатационная документация
|
0,09
|
F72
|
Техническая оснащенность ЛЭС
|
0,15
|
||
F73
|
Укомплектованность ЛЭС
|
0,15
|
||
F74
|
Периодичность ТО и ППР
|
0,18
|
||
F75
|
Квалификация персонала
|
0,18
|
||
F76
|
Системы телемеханики и автоматики
|
0,15
|
||
F77
|
Аварии и отказы, имевшие место по причине нарушений правил эксплуатации
|
0,10
|
--------------------------------
<*> Новые или модифицированные (по отношению к факторам для сухопутных участков) факторы влияния, отражающие специфику подводных переходов.
4.2. Балльные оценки Bij факторов влияния, перечисленных в таблице N 40, определяются с помощью соответствующих БФФ, описанных ниже в настоящем подразделе.
4.2.1. БФФ для факторов влияния из группы FG1 "Возможные механические воздействия третьих лиц"
4.2.1.1. БФФ для фактора F11 "Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части и глубина водоема над этим участком"
Данный фактор состоит из двух подфакторов:
- Минимальная глубина заложения подводного газопровода в грунт в русловой части (0 - 6 баллов);
- Глубина водоема над минимально заглубленным в грунт участком газопровода (0 - 4 балла).
БФФ имеет вид:
при 0 <= (hгр + hдоп) <= 3 (м)
|
(29)
|
|
при 0 <= hв <= 40 (м)
|
||
B11 = 0
|
при (hгр + hдоп) > 3 (м) и hв > 40 (м),
|
где hгр - толщина слоя грунта над верхней образующей МГ, м;
hдоп - толщина слоя грунта, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МГ (определяется по таблице N 6);
hв - фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным (в грунт) участком перехода;
4.2.1.2. БФФ для фактора F12 "Уровень антропогенной активности (применительно к подводным переходам"
Данный фактор влияния применительно к подводным переходам включает 3 подфактора, БФФ которых приведены в таблице N 41 (m - номер подфактора).
Таблица N 41
БФФ для составляющих фактора F12 "Уровень антропогенной
активности" <*>
m
|
Составляющие фактора F12, их значения и балльно-факторные функции
|
|||
1
|
Плотность населения (Н) в районе прохождения трассы МГ:
|
<-
|
||
- при 0 <= Н <= 150 (чел./км2)
|
||||
- при Н > 150 (чел./км2)
|
||||
2
|
Активность подводно-строительных работ и промышленного рыболовства в районе перехода:
|
|||
- высокая (в пределах 500 м от оси МГ подводно-строительные, дноуглубительные, сейсмографические и т.п. работы, как правило, ведутся более 3 месяцев в году)
|
3
|
|||
- умеренная (указанные работы ведутся от 1 до 3 месяцев в году
|
2
|
|||
- низкая (указанные работы носят эпизодический характер)
|
1
|
|||
- отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)
|
0
|
|||
3
|
- Интенсивность судоходства
|
|||
- высокая
|
4
|
|||
- средняя
|
2 - 3
|
|||
- низкая
|
1
|
|||
- река несудоходная
|
0
|
|||
<*> Если подводный МГ располагается на территории с потенциальной опасностью совершения противоправных действий (диверсий) на МГ, то балльная оценка данного фактора влияния принимается равной 10 баллов.
|
Итоговая балльная оценка фактора рассчитывается как сумма балльных оценок 3-х подфакторов:
4.2.1.3. БФФ для фактора F13 "Согласовательно-разъяснительная работа (применительно к подводным переходам).
Количество и названия подфакторов и их БФФ совпадают с соответствующими подфакторами и БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2.3.). Есть лишь следующие изменения в формулировках названий подфакторов и , отражающие специфику согласовательной работы в отношении подводных переходов:
- "Наличие у землепользователей обновляемых топографических карт (а в бассейновых управлениях водного пути - лоцманских карт) с нанесенной трассой МГ и подводным переходом МГ";
- "Разъяснительная работа в бассейновых управлениях водного пути, других организациях и среди населения".
4.2.1.4. БФФ для фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах".
БФФ для данного фактора представлена в таблице N 42.
Таблица N 42
БФФ фактора F14 "Наличие сигнальных знаков на берегах"
N
|
Возможные значения фактора F14:
|
B14
|
1
|
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, исправны, хорошо просматриваются
|
0
|
2
|
Сигнальные знаки на обоих берегах есть, но плохо просматриваются или есть знак только на одном берегу
|
5
|
3
|
Сигнальных знаков на обоих берегах нет
|
10
|
4.2.1.5. БФФ для фактора F15 "Частота патрулирования перехода"
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.5).
4.2.1.6. БФФ для фактора F16 "Нарушения охранной зоны и зоны минимальных безопасных расстояний"
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.6).
4.2.1.7. БФФ для фактора F17 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за воздействий 3-х лиц"
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.1.7).
4.2.2. БФФ для факторов влияния из группы FG2 "Наружная коррозия (без учета коррозии под напряжением) применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.2).
4.2.3. БФФ для факторов влияния из группы FG3 "Коррозия под напряжением применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.3).
4.2.4. БФФ для факторов влияния из группы FG4 "Качество производства труб и оборудования применительно к подводным переходам".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.4).
4.2.5. БФФ для факторов влияния из группы FG5 "Качество строительно-монтажных работ применительно к подводным переходам".
4.2.5.1. БФФ для фактора F51 "Сложность строительства подводного перехода".
Сложность строительства подводного перехода оценивается в зависимости не только от ширины водоема, но и от его типа по степени опасности размыва (таблица N 44). БФФ представлена в виде следующей матрицы (таблица N 43).
Таблица N 43
БФФ для фактора F51 "Сложность строительства
подводного перехода"
Балльные оценки B51 возможных значений фактора F51
|
||||
\ Тип перехода \ Ширина \ водоема <*>\ |
Тип 1
|
Тип 2
|
Тип 3
|
Тип 4
|
До 50 м
|
4
|
5
|
6
|
7
|
50 м и более
|
7
|
8
|
9
|
10
|
<*> Ширина водоема (границы подводного перехода) определяется уровнем воды в водоеме 10%-ой обеспеченности.
|
Таблица N 44
Классификация подводных переходов по степени опасности
размыва дюкера
Тип участка перехода
|
Характеристика водной преграды
|
Степень опасности размыва
|
1-го типа
|
Глубинные переформирования незначительны, газопроводы, как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)
|
Незначительная.
Эксплуатация перехода ведется без осложнений
|
2-го типа
|
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов).
|
Умеренная и умеренно высокая.
Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера
|
3-го типа
|
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения газопровода водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов.
|
Высокая.
Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб
|
4-го типа
|
Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.
|
Очень высокая.
Строительство подводных газопроводов не рекомендуется
|
Для остальных факторов F52, F53, F54, F55, F56, F57 данной группы БФФ совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.5.).
4.2.6. БФФ для факторов влияния из группы FG6 "Природные воздействия применительно к подводным переходам".
Вес p6 группы (по сравнению с сухопутными участками) увеличился с 6% до 20%. Количество факторов влияния в группе увеличилось до 8-ми. Введено 4 новых фактора: "Тип подводного перехода по степени опасности размыва", "Наличие провисов труб", "Наличие размывов на береговых урезах", "Уровень опасности ледохода", "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий". Изменились названия и весовые коэффициенты следующих факторов:
фактор F61 "Подвижки и деформации грунта" (q61 = 50%) стал называться F61 "Фоновые опасные природные процессы (q61 = 10%)";
фактор F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" (q63 = 10%) превратился в F66 "Наличие запорной арматуры на берегах" (q66 = 5%).
4.2.6.1. БФФ для фактора F61 "Фоновые опасные природные процессы".
Данный фактор для сухопутных участков МГ назывался "Подвижки и деформации грунта" (пункт 3.2.6) и учитывал негативное влияние на подземный газопровод оползневых, карстовых, селевых, сейсмических и ММП-процессов, приводящих к опасным для газопровода деформациям грунта. Для подводных переходов эти процессы переходят в разряд фоновых, уступая место опасным гидрологическим процессам непосредственно в русловой части перехода. В связи с этим уменьшен весовой коэффициент фактора F61 внутри группы (с 50 до 10%). БФФ совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков при (таблица N 26 пункта 3.2.6.1).
4.2.6.2. БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени опасности размыва".
БФФ для данного фактора приведена в таблице N 45.
Таблица N 45
БФФ для фактора F62 "Тип подводного перехода по степени
опасности размыва"
N
|
Возможные значения фактора F62
|
B62
|
1
|
1-й тип: Переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами. Степень опасности размыва - незначительная.
|
0 - 2
|
2
|
2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями до 1 м, плановыми - до 5 м.
Степень опасности размыва - умеренная при правильно определенной глубине заложения дюкера.
|
4 - 5
|
3
|
2-й тип: Средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов с глубинными деформациями от 1 до 2 м, плановыми - от 5 до 10 м.
Степень опасности размыва - умеренно высокая при неправильно определенной глубине заложения дюкера.
|
6 - 7
|
4
|
3-й тип: Мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования или пойменной многорукавности, глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м. Степень опасности размыва - высокая.
|
8 - 9
|
5
|
4-й тип: Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев.
Степень опасности размыва - очень высокая.
|
10
|
4.2.6.3 БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб".
Наличие фактических провисов ниток перехода, образовавшихся в результате размывов, определяется при осмотрах и обследованиях перехода. Если на подводном переходе имеются провисы труб, то резко возрастает вероятность повреждения и разрушения газопровода, например, в результате гидродинамического воздействия потока, ледохода, якорей и волокуш судов и плотов. БФФ представлена в таблице N 46.
Таблица N 46
БФФ для фактора F63 "Наличие провисов труб"
N
|
Возможные значения фактора F63
|
B63
|
1
|
Провисы труб есть
|
10
|
2
|
Провисов труб нет
|
0
|
4.2.6.4. БФФ для фактора F64 "Наличие размывов на береговых урезах".
Наличие размывов ниток перехода на береговых урезах определяется при периодических осмотрах перехода. При оголении газопровода в результате размывов на береговых урезах он оказывается на границе раздела сред "грунт-вода-атмосфера" и становится уязвимым сразу в нескольких отношениях: интенсифицируются процессы атмосферной коррозии и стресс-коррозии, увеличиваются напряжения в стенках трубы из-за потери проектного положения, увеличивается вероятность повреждения газопровода ледоходом, плотами (на сплавных реках), повышается уязвимость от террористических воздействий. БФФ дана в таблице N 47.
Таблица N 47
БФФ для фактора F64 "Наличие размывов труб
на береговых урезах"
N
|
Возможные значения фактора F64
|
B64
|
1
|
Размывы на береговых урезах есть
|
10
|
2
|
Размывов на береговых урезах нет
|
0
|
4.2.6.5. БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода".
Ледоход представляет опасность для подводного газопровода, особенно в тех случаях, когда имеются размывы или провисы труб. На реках с интенсивным ледоходом и высокой вероятностью образования заторов крупные льдины могут повредить даже заглубленный в грунт газопровод. При ликвидации ледяных заторов, приводящих, как правило, к резкому подъему воды в реке и наводнениям, проводят взрывные работы, что также увеличивает опасность повреждения подводного газопровода. БФФ представлена в таблице N 48.
Таблица N 48
БФФ для фактора F65 "Уровень опасности ледохода"
N
|
Возможные значения фактора F65
|
B65
|
1
|
Ледоход интенсивный, скорость течения 1 м/с и выше, толщина льдин 0,5 м и больше, образуются ледяные заторы
|
10
|
2
|
Ледоход интенсивный, скорость течения 0,6 - 0,9 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, образуются заторы
|
7 - 9
|
3
|
Ледоход средней интенсивности, скорость течения 0,3 - 0,5 м/с, толщина льдин 0,3 - 0,4 м, заторы, как правило, не образуются
|
4 - 6
|
4
|
Ледоход спокойный, скорость течения 0,1 - 0,2 м/с, толщина льдин незначительна, заторы не образуются
|
1 - 2
|
5
|
Ледохода не бывает
|
0
|
4.2.6.6. БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах".
Данный фактор аналогичен фактору F63 "Наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации" для сухопутных участков" и отражает дополнительное влияние тяжелых узлов запорной арматуры, устанавливаемых на берегах, на вероятность разгерметизации газопровода из-за неравномерной осадки грунта и связанных с этим изгибных деформаций участков газопровода, примыкающих к кранам. БФФ для фактора задана в табличном виде (таблица N 49).
Таблица N 49
БФФ для фактора F66 "Наличие запорной арматуры на берегах"
N
|
Возможные значения фактора F66
|
B66
|
1
|
На берегах присутствует запорная арматура со сложной обвязкой без фундамента
|
10
|
2
|
На берегах присутствует запорная арматура на фундаменте
|
4
|
3
|
Запорная арматура на берегах отсутствует
|
0
|
4.2.6.7. БФФ для фактора F67 "Время, прошедшее с момента последних обследований и изысканий".
Фактор отражает влияние на вероятность нарушения целостности подводных газопроводов давности проведения приборно-водолазных обследований переходов и гидрологических изысканий. Приборно-водолазные обследования проводятся с использованием эффективных средств приборной диагностики, таких как электронные тахеометры, эхолоты, гидролокаторы, трассоискатели, полевые компьютеры, спутниковые средства позиционирования и позволяют своевременно обнаруживать неисправности переходов с последующим целенаправленным ремонтом. Гидрологические изыскания позволяют определить причины переформирования дна и берегов и дать рекомендации по защите переходов и регулированию русловых процессов, что в свою очередь снижает вероятность размыва дюкеров.
Фактор включает 2 подфактора:
- - время, прошедшее с момента последних приборно-водолазных обследований (6 баллов из 10);
- - время, прошедшее с момента последних гидрологических изысканий (4 балла из 10).
БФФ подфакторов заданы, исходя из предположения, что чем больше лет прошло с даты последних обследований или гидрологических изысканий, тем больше степень незнания о техническом состоянии подводного газопровода и о состоянии русла и тем выше вероятность разрушения газопровода. В качестве критического значения того и другого подфактора (соответствующего 6 и 4 баллам) определен срок 5 лет, учитывая, что процессы переформирования дна рек и, как следствие, размывы газопроводов могут происходить достаточно быстро. БФФ имеет вид:
при 0 < Tобсл <= 5
|
||
при Tобсл > 5
|
(31)
|
|
при 0 < Tизыск <= 5
|
||
при Tизыск > 5
|
4.2.6.8. БФФ для фактора F68 "Аварии и отказы, имевшие место на переходе из-за природных воздействий".
БФФ для данного фактора совпадает с соответствующей БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.6.5).
4.2.7. БФФ для факторов влияния из группы FG7 "Уровень технической эксплуатации".
БФФ для всех факторов данной группы совпадают с соответствующими БФФ для сухопутных участков (пункт 3.2.7).