Приложение 14. ОБЩАЯ СХЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛА ОБОРУДОВАНИЯ, ТРУБОПРОВОДОВ И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

Приложение N 14
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Правила
контроля основного металла, сварных
соединений и наплавленных поверхностей
при эксплуатации оборудования,
трубопроводов и других элементов атомных
станций", утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 7 декабря 2015 г. N 502

ОБЩАЯ СХЕМА
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛА ОБОРУДОВАНИЯ, ТРУБОПРОВОДОВ
И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

1. Общая схема принятия решения по результатам эксплуатационного неразрушающего контроля металла оборудования, трубопроводов и других элементов АС при эксплуатации представлена на рисунках 14.1 и 14.2 настоящего приложения.

2. Термин, применяемый в настоящем приложении.

Значения показателей контроля, превышающие уровень фиксации, - значения, начиная с которых показатели неразрушающего контроля должны документироваться, анализироваться и сравниваться со значениями показателей предыдущих контролей; показатели выражаются в условных параметрах (например эквивалентная площадь или условная протяженность) или физических единицах (например геометрические размеры).

                                         ┌───────────────────────┐
                                         │     Эксплуатация      │
               ┌────────────────────────>│       блока АС        │
               │                         └───────────┬───────────┘
               │                                    \/
               │                         ┌───────────────────────┐
               │                         │  0. Эксплуатационный  │
               │                         │       контроль        │
               │                         └───────────┬───────────┘
               │                                    \/
               │                         ┌───────────────────────┐
               │                         │1. Показатели контроля │
               │                         │  (уровень фиксации)   │
               │                         └───────────┬───────────┘
               │                                    \/
               │                            ───────────────────       ┌────────────────────────┐
   ┌───────────┴─────────┐                /    2. Показатели    \  да │Сравнение с результатами│
   │                     │           нет /  контроля превышают   \───>│  предыдущего контроля  │
   │  13. Разрешение на  │         ┌─────\   уровень фиксации    /    └───────────┬────────────┘
   │    эксплуатацию     │         │      \                     /                \/
   │                     │         │        ───────────────────             ─────────────
   └─────────────────────┘         │                                  нет /3. Несплошность\ да
              /\                   │                                 ┌────\  (отклонение) /────┐
               │                   │                                \/      ─────────────     \/
    ┌──────────┴─────────┐         │                           ─────────────          ────────────────
    │                    │<────────┘                         /               \      /  5. Показатели   \ нет
    │  12. Техническое   │                              нет /  4. Показатели  \ да /    несплошности    \──┐
    │освидетельствование │<─────────────────────────────────\   увеличились   /───>\(отклонения) или ее /  │
    │                    │                                   \               /      \прироста допустимы/   │
    └────────────────────┘                                     ─────────────          ────────┬───────     │
          /\    /\                                                                         да │            │
           │     └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘            │
           │                                                                         ┌──────────────────┐  │
           │                                                                         │6. Дополнительный │  │
           │                                                                         │   контроль для   │<─┘
     ┌─────┴───────────────────────────────────────────────┐                         │    выявления     │
     │9. Исключение причин, дополнительные (компенсирующие)│<─────────────┐          │параметров дефекта│
     └─────────────────────────────────────────────────────┘              │          └─────────┬────────┘
                /\                                                        │да                 \/
                 │                                                   ─────┴─────     ┌──────────────────┐
┌────────────────┴────────────────┐  ┌───────────────────────┐     /     8.      \   │ 7. Анализ причин │
│11. Предэксплуатационный контроль│  │10. Исправление дефекта│нет / Несплошность  \  │появления дефекта,│
│     отремонтированного узла     │<─┤  (ремонт) или замена  │<───\ (отклонение)  /<─┤оценка результатов│
└─────────────────────────────────┘  └───────────────────────┘     \  допустима  /   │  неразрушающего  │
                                                                     ───────────     │     контроля     │
                                                                                     └──────────────────┘

Рис. 14.1. Схема принятия решения и оценка допустимости
несплошности при проведении эксплуатационного контроля
металла оборудования, трубопроводов других элементов АС

                               от этапа 6
                                   │
                                  \/
              ┌─────────────────────────────────────────┐
              │                                         │
 ┌────────────┴─────────────┐               ┌───────────┴──────────────┐
 │    Оценка показателей    │               │    Оценка показателей    │
 │неразрушающего контроля в │               │неразрушающего контроля в │
 │                          │               │   физических единицах    │
 └────────────┬─────────────┘               └────────────┬─────────────┘
              │                                          │
             \/                                         \/
   ──────────────────────                        ───────────────               ┌──────────────────────┐
 /  Имеются нормы оценки  \                    / Имеются таблицы \             │Обоснование допустимых│
/качества для изготовления,\да             да /допустимых размеров\ нет        │размеров несплошности │
\  которые распространены  /──┐           ┌───\   несплошностей   /───────────>│   (отклонений) на    │
 \    на эксплуатацию     /   │           │    \   (отклонений)  /             │   заданный период    │
   ───────────┬──────────     │           │      ───────────────               └──────────┬───────────┘
              │нет            │           │                                               │
             \/               │           │                                              \/
      ────────────────        │           │                                        ────────────────
    /    Показатели    \      │           │                                      /    Показатели    \
   / контроля превышают \     │           └────────────────┐                 нет/ контроля превышают \да
 ┌─\браковочный критерий/     │                            │                ┌───\ допустимый размер  /──┐
 │  \                  /      │                            │                │    \ (по обоснованию) /   │
 │нет ───────┬────────       \/                           \/                │      ────────────────     │
 │         да│      ───────────────────           ───────────────────       │                           │
 │           │    /     Показатели      \       /     Показатели      \     │                           │
 │           │   /  контроля превышают   \     /  контроля превышают   \    │                           │
 │           │ ┌─\браковочный критерий по/─┐ ┌─\браковочный критерий по/─┐  │                           │
 │           │ │  \ нормам эксплуатации /  │ │  \      таблицам       /  │  │                           │
 │           │ │нет ───────────────────  да│ │нет ───────────────────  да│  │                           │
 │           └─(───────────────────────────о─(───────────────────────────о──(──────────────────────────\/
 │             │                             │                           │  │
\/─────────────о─────────────────────────────о───────────────────────────)──┘
               │                                                         │
              \/                                                        \/
  ┌──────────────────────────┐                              ┌──────────────────────────┐
  │Несплошность (отклонение) │                              │Несплошность (отклонение) │
  │ допустима в конструкции  │                              │не допустима в конструкции│
  └────────────┬─────────────┘                              └─────────────┬────────────┘
               └─────────────────────────────┬────────────────────────────┘
                                             │
                                            \/ к этапу 8

Рис. 14.2. Схема принятия решения и оценка допустимости
несплошности при проведении эксплуатационного контроля
металла оборудования, трубопроводов других элементов АС
(расшифровка этапа 7 на рис. 14.1 настоящего приложения)

3. Общая схема принятия решения по результатам эксплуатационного контроля металла оборудования, трубопроводов и других элементов АС при эксплуатации должна предусматривать следующие этапы:

Этап 0 - проведение эксплуатационного неразрушающего контроля в соответствии с требованиями типовой программы контроля.

Этап 1 - регистрация показателей контроля, превышающих уровень фиксации.

Этап 2 - оценка значений показателей неразрушающего контроля, превышающих уровень фиксации.

Этап 3 - выявление новых несплошностей по сравнению со значениями показателей предыдущего неразрушающего контроля (если новых несплошностей не возникло, то должен быть проведен анализ изменения значений показателей зафиксированных ранее несплошностей).

Этап 4 - выявление изменений значений показателей несплошностей, зафиксированных в предыдущий неразрушающий контроль (если выявлено изменение показателей, то должна быть оценена величина изменений и сделано заключение относительно причин и времени этих изменений).

Этап 5 - оценка допустимости значений показателей несплошности и (или) ее прироста (сравнение показателей несплошностей с браковочными критериями по выявлению дефектов, а также оценка допустимости возникновения новых или прироста значений показателей зафиксированных ранее несплошностей).

Этап 6 - если несплошности выявлены впервые или установлено увеличение значений показателей несплошностей, выявленных в предыдущий контроль, то должен быть проведен дополнительный измерительный неразрушающий контроль, и дано заключение о виде, положении и величине несплошности и установлена причина ее появления (подроста).

Этап 7 - анализ причин появления новых несплошностей или увеличения скоростей подроста, зафиксированных ранее несплошностей (детализация этапа 7 представлена на рис. 14.1 настоящего приложения):

а) если состояние оборудования, трубопроводов и других элементов АС изменилось, то есть, выявлены новые значения показателей неразрушающего контроля или обнаружено увеличение значений показателей ранее выявленных несплошностей, то с учетом результатов предыдущего неразрушающего контроля должно быть сделано заключение относительно причин и скорости этих изменений;

б) если подтверждается, что возникло новое состояние, то есть обнаружена новая недопустимая несплошность, возникшая в процессе эксплуатации, или увеличились значения показателей ранее выявленной несплошности, дальнейшая эксплуатация оборудования или трубопроводов допускается только после устранения дефектов. Если причины возникновения несплошностей не установлены, должно быть разработано обоснование безопасности эксплуатации отремонтированного оборудования или трубопроводов до следующего останова блока АС. Решение о возможности дальнейшей эксплуатации и сроках проведения последующего эксплуатационного контроля оборудования и трубопроводов принимается эксплуатирующей организацией по результатам выполненного обоснования. Данное решение должно быть согласовано разработчиками проекта РУ и (или) проекта АС, организацией-изготовителем (для оборудования, отнесенного к первому классу безопасности), головной материаловедческой организацией и направлено вместе с результатами обоснования и заключением организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на рассмотрение в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

в) для установления причин возникновения новой или увеличения показателей ранее выявленной несплошности и принятия решения должна быть создана комиссия. В состав комиссии должны входить представители эксплуатирующей организации, представители головной материаловедческой организации, проектной (конструкторской) организации и представители организации-изготовителя;

г) при работе комиссии должен проводиться:

повторный дополнительный измерительный контроль для уточнения геометрических характеристик несплошности, а также контроль аналогичных мест и узлов с аналогичными нагружениями и условиями работы;

анализ материалов поверочного расчета на прочность в соответствии с требованиями нормативных документов, а при его отсутствии выполнение соответствующего поверочного расчета на прочность;

расчет допустимых несплошностей в металле оборудования и трубопроводов проводится методами механики разрушения. Оценка допустимости выявленной несплошности должна проводиться по нормам допустимых несплошностей на стадии эксплуатации, установленным настоящими Правилами.

Результаты работы комиссии, отчетные документы о проведенном контроле и заключения комиссии должны передаваться в эксплуатирующую организацию.

Этап 8 - в зависимости от характера и размера выявленной несплошности комиссия подготавливает соответствующие предложения. Выявленные причины и результаты анализа причин появления и механизма развития несплошности должны быть учтены при установлении предела допустимой несплошности и принятии решения, допустима ли эксплуатация оборудования, трубопровода или другого элемента АС с выявленной несплошностью или нет.

Этап 9 - если характер и размер выявленной несплошности удовлетворяют нормам допустимых несплошностей на стадии эксплуатации, то комиссия дает предложения о возможности допуска оборудования, трубопроводов и других элементов АС с выявленной несплошностью в эксплуатацию, при условии исключения причин ее возникновения и выполнения дополнительных (компенсирующих) мероприятий.

Этап 10 - если характер и размер выявленной несплошности не удовлетворяют нормам допустимых несплошностей на стадии эксплуатации, то комиссия дает предложения о необходимости исправления выявленной несплошности (ремонта узла) и (или) замены элемента, исключения причин ее возникновения и выполнения дополнительных (компенсирующих) мероприятий.

На основании заключения и предложений комиссии эксплуатирующая организация принимает соответствующее решение о возможности допуска оборудования, трубопровода или другого элемента АС в эксплуатацию, о замене оборудования, о проведении ремонта.

Этап 11 - при замене или ремонте оборудования, трубопроводов и других элементов АС до начала их эксплуатации должен быть проведен предэксплуатационный контроль замененного оборудования, участка трубопровода и другого элемента АС или отремонтированного участка.

Этап 12 - техническое освидетельствование отремонтированного узла или замененного оборудования, трубопровода и другого элемента АС.

Этап 13 - подготовка разрешения на эксплуатацию оборудования, трубопровода и другого элемента АС по результатам их контроля и технического освидетельствования.

4. Если принято решение об эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов АС с выявленной несплошностью, должна быть устранена причина ее возникновения и, при необходимости, проведены дополнительные мероприятия (этап 9), например:

а) сокращена периодичность контроля;

б) выполнено усиление конструкции;

в) изменены условия эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов АС с выявленной несплошностью.

5. Если принято решение о проведении ремонта или замене оборудования, трубопровода и другого элемента АС (этапы 9 и 10), должна быть устранена причина возникновения несплошности, а эффективность выполненных работ в процессе дальнейшей эксплуатации контролироваться:

а) установлением измерительной аппаратуры;

б) сокращением интервалов контроля;

в) увеличением объема контроля;

г) изменением, при необходимости, условий эксплуатации отремонтированного узла или замененного оборудования, трубопровода и другого элемента АС.

6. Если при анализе результатов ультразвукового или вихретокового контроля используется метод оценки результатов по изображениям, уровни фиксации должны быть видны на изображении, а процедура оценки результатов контроля по изображениям должна быть строго формализована.