II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ, ИНЦИДЕНТОВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, ПОВРЕЖДЕНИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН
АВАРИЙ, ИНЦИДЕНТОВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ,
ПОВРЕЖДЕНИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Порядок организации работ по проведению технического
расследования причин аварии на опасном производственном
объекте, повреждения гидротехнического сооружения

9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, повреждения гидротехнического сооружения объекта промышленности и водохозяйственного комплекса (далее - аварии, повреждения ГТС) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, повреждения ГТС, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, повреждении ГТС, а также на разработку мер по устранению их последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий, повреждений ГТС на данном и других поднадзорных Службе объектах.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, повреждения ГТС, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 2).

10. На опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении (далее - ГТС) техническое расследование причин аварии, повреждения ГТС проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии, повреждения ГТС (далее - комиссия по техническому расследованию) назначается, в зависимости от характера и возможных последствий аварии, повреждения ГТС, приказом территориального органа Службы или приказом Службы в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии, повреждении ГТС.

В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или ГТС;

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС (но не более 50% членов комиссии);

вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);

страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или ГТС, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

профсоюзных организаций;

других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При авариях, повреждениях ГТС, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также, для уточнения данных о последствиях аварии, повреждения ГТС и уровнях загрязнения, привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения соответствующих качественных и количественных измерений.

В состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов.

В необходимых случаях в состав комиссии по техническому расследованию могут включаться представители предприятий - изготовителей оборудования (технических устройств), при эксплуатации которого произошла авария.

11. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.

12. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а их учет производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.

13. Техническое расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Службы, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария.

14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, повреждения гидротехнического сооружения, инциденте, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на поднадзорном Службе объекте, либо повреждения ГТС расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию с составлением соответствующих актов. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73.

15. Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

16. В зависимости от характера аварии, повреждения ГТС и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 14 настоящего Порядка срок технического расследования причин аварии, повреждения ГТС может быть увеличен приказом территориального органа Службы или приказом Службы, назначившими данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию, но не более чем на 15 календарных дней.

Копия приказа территориального органа Службы о продлении срока технического расследования причин аварии, повреждения ГТС с указанием причин продления, заверенная руководителем (либо лицом, замещающим его) территориального органа Службы, незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в центральный аппарат Службы (в управление по соответствующему виду надзора) и в ОДС. Заверенная копия приказа о продлении срока технического расследования причин аварии, повреждения ГТС и обоснование причин такого продления прилагаются к акту технического расследования.

17. В ходе проведения расследования комиссия по техническому расследованию осуществляет следующие мероприятия:

1) производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, повреждения ГТС, протокол осмотра места аварии, повреждения ГТС;

2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и других аварийно-спасательных подразделений, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии, повреждения ГТС;

3) опрашивает очевидцев аварии, повреждения ГТС и должностных лиц, получает от них письменные объяснения;

4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, повреждению ГТС, устанавливает причины их возникновения;

5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности ГТС;

7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

8) проверяет качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений;

9) проверяет соответствие области применения оборудования;

10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;

11) проверяет квалификацию промышленно-производственного персонала поднадзорного Службе объекта;

12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

13) проверяет качество технической документации на эксплуатацию поднадзорного Службе объекта;

14) устанавливает причины аварии, повреждения ГТС и сценарий ее (его) развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии, повреждения ГТС и проведенной проверки (расследования);

15) определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС, послужившие причиной аварии, повреждения ГТС, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

16) предлагает меры по устранению причин аварии, повреждения ГТС, а также предупреждению возникновения подобных аварий, повреждений ГТС;

17) определяет в установленном порядке ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.

18. Комиссия по техническому расследованию может привлечь к расследованию причин аварии, повреждения ГТС экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности (безопасности ГТС), изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений (повреждений) сооружений и/или технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию могут образовываться экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования.

19. Организацией, на объекте которой произошла авария, повреждение ГТС, осуществляется расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии, повреждения ГТС, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Расчет вреда осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Расчет вреда прилагается к акту технического расследования.

По поручению председателя комиссии по техническому расследованию представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, повреждением ГТС, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации для получения заключения.

20. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии, повреждения ГТС осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, на котором произошла авария, повреждение ГТС.

21. По результатам технического расследования причин аварии, повреждения ГТС в течение 3 рабочих дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, повреждения ГТС, по обеспечению безаварийной и стабильной работы опасного производственного объекта, ГТС, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности (безопасности ГТС).

22. Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию, в течение 10 рабочих дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий представляется руководителем организации в территориальный орган Службы и в организации, представители которых участвовали в проведении технического расследования.

Руководителем территориального органа Службы, на подконтрольной территории которого располагается эксплуатируемый объект, информация о выполнении мероприятий в течение 10 рабочих дней направляется в центральный аппарат Службы (в управление по соответствующему виду надзора) и в ОДС.

Порядок оформления, учета и анализа материалов технического
расследования причин аварии на опасном производственном
объекте, причин повреждения гидротехнического сооружения

23. Перечень материалов технического расследования причин аварии, причин повреждения ГТС определяется председателем комиссии по техническому расследованию в зависимости от характера и обстоятельств аварии, повреждения ГТС.

24. Материалы технического расследования включают в себя:

1) приказ о назначении комиссии по техническому расследованию;

2) акт технического расследования;

3) протокол осмотра места аварии, повреждения ГТС с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (в случае такой необходимости) и другие решения председателя комиссии;

5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии, повреждения ГТС с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

6) докладные записки участвовавших военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и других аварийно-спасательных подразделений о ходе ликвидации последствий аварии, повреждения ГТС;

7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, повреждению ГТС, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (безопасности ГТС);

8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации промышленно-производственного персонала поднадзорного Службе объекта и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

9) справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба, в том числе экологического, от аварии, повреждения ГТС;

10) акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве (при наличии пострадавших);

11) копию договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

12) сведения о нарушениях требований норм и правил промышленной безопасности (безопасности ГТС), с указанием конкретных пунктов соответствующих документов;

13) копию оперативного сообщения об аварии, повреждении ГТС, направленного организацией, в которой произошла авария, повреждение ГТС, в территориальный орган Службы;

14) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии, повреждении ГТС в территориальный орган Службы (при сроке задержки более 24 часов);

15) копия приказа соответствующего территориального органа Службы о продлении сроков расследования причин аварии, повреждения ГТС в случае, если расследование продлевалось;

16) другие материалы, характеризующие аварию, повреждение ГТС, обстоятельства и причины их возникновения.

К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых документов и необходимые фото- и видеоматериалы.

25. Комиссией по техническому расследованию принимаются к рассмотрению подлинники документов, с которых, при необходимости, снимаются копии и/или делаются выписки, заверяемые должностным лицом организации, в которой произошла авария, повреждение ГТС. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных (не заверенных в установленном порядке) поправок и дополнений.

26. Организация, на объекте которой произошла авария, повреждение ГТС, не позднее 3 рабочих дней после окончания расследования рассылает по одному экземпляру материалов технического расследования в центральный аппарат или территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию, в соответствующий орган прокуратуры и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.

27. Территориальный орган Службы не позднее 3 рабочих дней после окончания расследования направляет в центральный аппарат Службы (в управление по соответствующему виду надзора) по электронной почте электронную версию акта технического расследования в сканированном виде. Материалы технического расследования в двухнедельный срок направляются данным территориальным органом Службы в центральный аппарат Службы, а при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.) - также в территориальный орган, в котором эти устройства зарегистрированы.

28. До направления в центральный аппарат Службы, но не позднее 14 календарных дней после окончания технического расследования причин аварий, повреждения ГТС, материалы технического расследования и предлагаемые меры по их предупреждению рассматриваются на совещаниях территориальных органов Службы, проводивших расследование.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования на совещании территориального органа Службы могут быть приняты следующие решения:

1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;

2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

Решение совещания территориального органа Службы по рассмотрению результатов технического расследования причин аварий, повреждения ГТС прилагается к материалам технического расследования.

29. По результатам рассмотрения материалов проведенного технического расследования в центральном аппарате Службы могут быть приняты следующие решения:

1) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

2) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

3) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварий, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Службы, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, центральный аппарат может принять решение о снятии такой аварии с учета территориальным органом Службы.

30. Учет аварий, повреждений ГТС ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, повреждений ГТС по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку и один раз в полугодие, при наличии аварий, повреждений ГТС, информация об авариях, повреждениях ГТС и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект.

Организация, эксплуатирующая поднадзорный Службе объект, по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляет информацию о причинах возникновения аварий, повреждений ГТС и принимаемых (принятых) мерах по их устранению (предупреждению) в течение 3 рабочих дней после получения запроса.

31. В территориальном органе Службы в установленном Службой порядке организуется учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, повреждениях ГТС, их причинах и принятых мерах, предложениях по предотвращению подобных аварий, повреждений ГТС.

Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах по повышению качества расследования аварий, повреждений ГТС и результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий, повреждений ГТС приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов Службы о результатах деятельности за отчетный год.

Порядок расследования причин инцидентов
на опасных производственных объектах, гидротехнических
сооружениях, их учета и анализа

32. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах и ГТС, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, и согласованными с территориальным органом Службы, осуществляющим надзор за данными объектами.

33. Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов.

34. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.

35. Учет инцидентов на поднадзорном Службе объекте ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, ГТС, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.

Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается:

1) количество инцидентов;

2) характер инцидентов;

3) анализ причин возникновения инцидентов;

4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, ГТС, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.