1 РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. Оценка частоты утечек нефти (нефтепродукта) на участке линейной части ОПО МН и МНПП

1. Оценка частоты утечек нефти (нефтепродукта) на участке
линейной части ОПО МН и МНПП

Аварии на ОПО МН и МНПП характеризуются наличием существенных различий в значениях удельной частоты (вероятности) аварий на ОПО МН и МНПП и их отдельных участках , различающихся по своим конструктивным технологическим характеристикам, особенностям проектирования, строительства и эксплуатируемым в различных условиях окружающей и социальной среды.

Механизм учета распределения аварий при оценке риска реализуют с использованием процедуры деления трассы анализируемого ОПО МН и МНПП на участки, характеризуемые примерно постоянным значением локальной частоты (удельной интенсивности) аварии внутри каждого участка. Локальную частоту аварийных отказов на каждом из таких участков определяют с учетом конечного множества факторов, влияющих на надежность ОПО МН и МНПП (приложение N 6 Руководства). На практике деление трассы на участки производят с использованием признака наиболее существенного изменения значения того или иного фактора влияния.

В зависимости от совокупности конкретных значений различных факторов влияния, имеющих место на рассматриваемом участке трассы, интенсивность аварийных отказов на нем будет в той или иной степени отличаться от среднестатистической для данной трассы . Таким образом, на каждом n-ом участке трассы определяют значение интегрального коэффициента kвл, показывающего, во сколько раз удельная частота (вероятность) аварий на участке отличается от среднестатистической для данной трассы :

. (1)

Расчет коэффициента kвл производят с использованием балльной оценочной системы, при которой каждому значению фактора Fij ставится в соответствие определенное, назначаемое на основании расчета или экспертной оценки количество баллов Bij (по 10-балльной шкале), отражающее интенсивность его влияния. При рассмотрении конкретного n-го участка трассы последовательно оценивают степень влияния каждого из факторов. Полученные для всех факторов влияния балльные оценки {Bij, i от 1 до I, j от 1 до J} подставляют в формулу

kвл = Bn / Bср. (2)

Bn определяется как:

Bср определяется как:

,

где N - общее количество рассматриваемых участков трассы ОПО МН и МНПП.

Основные факторы по каждой из рассматриваемых групп, доля каждого фактора в группе qij и методика оценки балльных значений Bij приведены в приложении N 6 к Руководству. Для коэффициента , приведенного в приложении N 5 (таблицы N 1 и 25), значения qij и Bij носят базовый характер, в существенной мере зависят от времени эксплуатации и места расположения ОПО МН и МНПП. Величины коэффициентов , qij и Bij рекомендуется уточнять для каждого конкретного ОПО МН и МНПП с использованием данных Ростехнадзора по статистике отказов и аварий за последние 5 лет.

При отсутствии данных или для проектируемых ОПО МН и МНПП среднюю балльную оценку Bср рекомендуют принимать равной 3.

Коэффициент прочности kn определяют как величину, обратную отношению действительного запаса прочности ОПО МН и МНПП на рассматриваемом участке к значению коэффициента запаса прочности для ОПО МН и МНПП. При отсутствии данных принимают равным 1.

Коэффициент, учитывающий способ прокладки kнн принимают равным 0,1 на участках, выполненных технологией микротоннелирования; 0,4 - на участках, выполненных наклонно-направленным бурением; 0,6 - на участках, выполненных по технологии "труба в трубе" или с применением обетонированных труб и 1 - на всех иных участках.

Для участков, состоящих из отрезков с существенно различными факторами вдоль его длины, значение Bп определяют как сумму оценок составляющих его отрезков с учетом длин этих отрезков. Например, если на один километр участка приходится переход через реку длиной 300 м, а на остальной части длиной 700 м находится лес, то:

Bn = 0,3 · B1 + 0,7 · B0, (3)

где B0, B1 - балльные оценки соответствующих отрезков рассматриваемого участка.

Значение определяют из данных статистики по авариям в организации, эксплуатирующей ОПО МН (или МНПП), или (если нет достоверных и точных данных) равной среднестатистической удельной частоте аварий на ОПО МН (или МНПП) за последние 5 лет. Для проектируемых трубопроводов допускают принимать величину среднего значения аварийности в 10 раз меньше, чем для действующих.

Рассчитанные по формуле (1) значения используют для оценки риска в пределах n-го участка трассы в качестве удельной статистической вероятности возникновения аварии на этом участке.