1 РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ. Балльная оценка факторов влияния состояния эксплуатируемого ОПО МН и МНПП на степень риска аварии

1. Балльная оценка факторов влияния состояния
эксплуатируемого ОПО МН и МНПП на степень риска аварии

Из статистических данных по авариям на ОПО МН и МНПП для эксплуатируемых ОПО МН и МНПП рассматриваются следующие группы факторов влияния:

а) внешние антропогенные воздействия;

б) коррозия;

в) природные воздействия;

г) конструктивно-технологические факторы;

д) дефекты тела трубы и сварных швов.

Значения весовых коэффициентов для эксплуатируемых ОПО МН и МНПП приведены в таблице N 1 данного приложения.

Таблица N 1

Весовые коэффициенты для эксплуатируемых ОПО МН и МНПП

Обозначение и наименование группы факторов
Доля группы,
Гр1
Внешние антропогенные воздействия
0,30
Гр2
Коррозия
0,20
Гр3
Природные воздействия
0,10
Гр4
Конструктивно-технологические факторы
0,20
Гр5
Дефекты тела трубы и сварных швов
0,20

1.1. Группа 1 - внешние антропогенные воздействия

В группу 1 входят внешние по отношению к рассматриваемому ОПО МН и МНПП факторы, приведенные в таблице N 2 данного приложения, влияющие на вероятность повреждения ОПО МН и МНПП со стороны третьих лиц.

Таблица N 2

Факторы группы 1

Обозначение и наименование фактора влияния
Доля в группе qij
F11
Минимальная глубина заложения подземного ОПО МН и МНПП
0,4
F12
Уровень антропогенной активности
0,2
F13
Опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти, нефтепродукта
0,4

1.1.1. Фактор F11 - минимальная глубина заложения подземного ОПО МН и МНПП.

В качестве глубины минимального заложения h необходимо рассматривать фактическую толщину слоя грунта над верхней образующей самого мелкозаглубленного отрезка анализируемого участка ОПО МН и МНПП, независимо от протяженности этого отрезка. В соответствии с СП 36.13330.2012, требуемая минимальная глубина заглубления варьируется в зависимости от диаметра и назначения ОПО МН и МНПП, а также от местных грунтовых условий и характера землепользования от 0,6 до 1,1 м от земной поверхности до верхней образующей ОПО МН и МНПП (в среднем h = 0,9 м).

Балльное значение для фактической глубины заложения на сухопутном участке ОПО МН и МНПП рассчитывают по следующим формулам:

B11 = 0
при
h >= 1,8;
(1)
B11 = 0,83(1,8 - h)
при
0,6 < h < 1,8;
(2)
B11 = 1 + 25 · (h - 0,6) 2
при
0 < h < 0,6,
(3)

где h = hгр + hдоп, hдоп определяется по таблице N 3 данного приложения.

Таблица N 3

Эквивалентная толщина дополнительного механического
защитного покрытия ОПО МН и МНПП

Тип и толщина дополнительного покрытия
Эквивалентная толщина слоя грунта, hдоп, м
Бетонное покрытие толщиной 0,05 м
0,2
Бетонное покрытие толщиной 0,1 м
0,6
Защитный кожух (футляр)
0,6
Железобетонная плита
0,6

Для подводных переходов роль основной защиты от механического повреждения играет глубина заложения ОПО МН и МНПП в донный грунт hгр и дополнительные защитные покрытия (бетонное или композитное покрытие на поверхности трубы (наряду с футеровкой) или железобетонная плита над ОПО МН и МНПП). Также важную роль играет глубина водоема, прежде всего, для переходов через судоходные реки, сплавные реки, водоемы активного промышленного рыболовства.

Балльное значение на переходах через водные преграды для комбинации фактической глубины заложения и глубины водоема B11 рассчитывается по формулам:

B11 = 0,67 · (hгр + hдоп - 3) 2 + 0,16 · (hв - 5) 2
(4)
при 0 < (hгр + hдоп) < 3,0 м и 0 < hв < 5 м;
B11 = 0
(5)
при (hгр + hдоп) > 3,0 м и hв > 5 м.

При отсутствии информации о реальном состоянии подводного перехода B11 выбирают равным 6.

1.1.2. Фактор F12 - уровень антропогенной активности.

В таблице N 4 данного приложения приведены значения отдельных составляющих фактора F12 и соответствующие им балльные оценки , где m - номер составляющей. Итоговую балльную оценку для данного фактора рекомендуется рассчитывать как сумму балльных оценок нижеприведенных пяти составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B12 = 10.

Таблица N 4

Уровень антропогенной активности

m
Наименование составляющей m
1
Плотность населения Hнас в среднем в трехкилометровой полосе вдоль трассы
0 < Hнас < 50 чел./км2
0,06 · Hнас
Hнас > 50 чел./км2
3
2
Активность проведения в охранной зоне ОПО МН и МНПП строительных и работ на момент проведения количественного анализа риска аварий (по разрешениям на право проведения работ в охранных зонах)
высокая (указанные работы, как правило, ведутся более трех месяцев в году)
3
умеренная (указанные работы ведутся от одного до трех месяцев в году)
2
низкая (указанные работы носят эпизодический характер)
1
отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)
0
3
Наличие ОПО МН и МНПП и других коммуникаций иной ведомственной принадлежности в охранной зоне ОПО МН и МНПП
большое количество (более двух)
2
небольшое количество (не более двух)
0,5
вневедомственные коммуникации отсутствуют
0
4
Наличие участков автомобильных и железных дорог в пределах охранной зоны ОПО МН и МНПП
присутствуют
2
отсутствуют
0
5
Интенсивность судоходства (только для подводных переходов)
высокая (30 и более судов в сутки)
4
средняя (от пяти до 30 судов в сутки)
2
низкая (менее пяти судов в сутки)
1
река несудоходна
0

1.1.3. Фактор F13 - опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти (нефтепродукта).

Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих фактора F13. В том случае если сумма баллов превышает 10, то B13 в принимается равным 10.

Сведения об опасности диверсий и врезок приведены в таблице N 5 данного приложения.

Таблица N 5

Опасность диверсий и врезок

m
Наименование составляющей m
1
Несанкционированные врезки.
На эксплуатируемом участке ОПО МН и МНПП, попыток хищения нефти (нефтепродуктов) не фиксировалось
0
На эксплуатируемом участке фиксировали попытки хищения нефти (нефтепродуктов). С целью предотвращения несанкционированных врезок осуществляют патрулирование трассы ОПО МН и МНПП
наземный осмотр трассы выполняет обходчик ежедневно (воздушный осмотр трассы проводят от двух до пяти раз в неделю)
2
наземный осмотр трассы выполняет обходчик два или три раза в неделю (осмотр трассы с воздуха не проводят)
5
наземный осмотр трассы выполняет обходчик один раз в неделю (осмотр трассы с воздуха не проводят)
8
На эксплуатируемом участке фиксировали попытки хищения нефти (нефтепродуктов). На ОПО МН и МНПП установлена автоматизированная система обнаружения врезок (система виброакустического мониторинга, система "Капкан" или иное)
0
На эксплуатируемом участке ранее фиксировали попытки хищения нефти (нефтепродуктов), но меры защиты не принимали
10
2
Диверсии на ОПО МН и МНПП.
Анализируемый участок ОПО МН и МНПП располагается в Северо-Кавказском федеральном округе (на территории Республики Дагестан, Ингушетии, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, южных районов Ставропольского края)
5

1.2. Группа 2 - коррозия

Данная группа факторов оценивает объективно существующие на трассе условия, способствующие интенсификации почвенной коррозии (коррозионной активности грунтов, обводненности, наличии других подземных металлических сооружений, в том числе токопроводящих), и эффективность пассивной и активной защиты ОПО МН и МНПП от агрессивных коррозионных воздействий. Факторы, входящие в данную группу, приведены в таблице N 6 данного приложения.

Таблица N 6

Факторы группы 2

Обозначение и наименование фактора влияния
Доля в группе, q2j
F21
Коррозионная активность грунта
0,25
F22
Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи ОПО МН и МНПП
0,25
F23
Защищенность ОПО МН и МНПП средствами ЭХЗ
0,25
F24
Контроль защищенности ОПО МН и МНПП
0,25

1.2.1. Фактор F21 - коррозионная активность грунта.

Коррозионные свойства грунта зависят от его температуры, влажности, пористости, газопроницаемости, содержания солей - характеристик, которые интегрированы в удельном сопротивлении грунта . Данные о коррозионной активности грунта для двух составляющих фактора F21 приведены в таблице N 7 данного приложения. Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих. Если сумма баллов превышает 10 (или при отсутствии данных о свойствах грунта), то B21 принимают равным 10.

Таблица N 7

Коррозионная активность грунта

M
Наименование составляющей m фактора F21 - коррозионная активность грунта
1
Удельное сопротивление грунта , Ом·м:
;
10
;
;
;
0
2
Кислотность грунта, pH:
3 <= pH <= 7;
8,75 - 1,25 · pH
pH > 7
0

1.2.2. Фактор F22 - наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи ОПО МН и МНПП.

Балльная оценка протяженности зон электрохимического взаимодействия ОПО МН и МНПП с другими металлическими подземными и наземными сооружениями (в том числе электрифицированными), линиями электропередачи рассчитывается как сумма оценок двух составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B22 принимают равным 10.

Сведения о наличии подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи ОПО МН и МНПП приведены в таблице N 8 данного приложения.

Таблица N 8

Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем
вблизи ОПО МН и МНПП

m
Наименование составляющей m фактора F22 - наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи ОПО МН и МНПП
1
Количество находящихся в пределах 50 м от трассы металлических сооружений на анализируемом участке
отсутствуют
0
от 1 до 10
3
от 11 до 25
7
более 25
10
2
Наличие энергосистем постоянного и переменного тока
отсутствуют в пределах 50 м от трассы
0
присутствуют, но предусмотрена защита от блуждающих токов
5
присутствуют, защита от блуждающих токов отсутствует
10

1.2.3. Фактор F23 - защищенность ОПО МН и МНПП средствами ЭХЗ.

Балльная оценка данного фактора оценивается по таблице N 9 данного приложения.

Таблица N 9

Защищенность ОПО МН и МНПП средствами ЭХЗ

Наименование фактора F23 - защищенность ОПО МН и МНПП средствами ЭХЗ
B23
Срок ввода ЭХЗ в эксплуатацию на данном участке:
а) одновременно с ОПО МН и МНПП;
0
б) менее чем через 1 год после начала эксплуатации ОПО МН и МНПП;
1
в) через 1 - 2 года после начала эксплуатации ОПО МН и МНПП;
2
г) через 3 и более лет после начала эксплуатации ОПО МН и МНПП
4

1.2.4. Фактор F24 - контроль защищенности ОПО МН и МНПП.

Балльная оценка контроля защищенности ОПО МН и МНПП определяется временем (количеством лет), прошедшим с момента проведения последних измерений с помощью выносного электрода. Сведения о контроле защищенности ОПО МН и МНПП приведены в таблице N 10 данного приложения.

Таблица N 10

Контроль защищенности ОПО МН и МНПП

N п/п
Наименование фактора F24 - контроль защищенности ОПО МН и МНПП
B24
1
2
3
10

1.3. Группа 3 - природные воздействия

В данной группе рассматривают факторы влияния, связанные с природными воздействиями механического характера:

а) повреждения ОПО МН и МНПП при деформациях грунта, происходящих в форме обвалов, оползней, селевых потоков, термокарста, пучения грунта, солифлюкции;

б) неравномерная осадка ОПО МН и МНПП, которая более всего проявляется на наземных узлах разветвленной конфигурации (узлах подключения к НПС), линейной арматуре, камерах пуска и приема очистных устройств, береговых "гребенках" и на примыкающих к ним участках;

в) размывы траншеи на подводном переходе ОПО МН и МНПП, связанные с переформированием русла реки, и повреждения ОПО МН и МНПП от гидродинамического воздействия потока.

Факторы, входящие в группу, приведены в таблице N 11 данного приложения.

Таблица N 11

Факторы группы 3

Обозначение и наименование фактора влияния
Доля в группе, q3j
F31
Вероятность перемещений грунта
0,2
F32
Несущая способность грунта
0,15
F33
Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов
0,15
F34
Проведение превентивных мероприятий
0,5

1.3.1. Фактор F31 - вероятность перемещений грунта или размыва подводного перехода.

Балльную оценку определяют в соответствии с вероятностью перемещений грунта или размыва подводного перехода, приведенной в таблице N 12 данного приложения.

Таблица N 12

Вероятность перемещения грунта или размыва
подводного перехода

N
п/п
Наименование фактора F31 - вероятность перемещения грунта
B31
1
Высокая вероятность. Перемещения грунта являются обычным явлением, наблюдаются регулярные сдвиги и разрывы грунта, оползни, оседания, обвалы, пучения. Зоны опасных сейсмических процессов (выше 8 баллов по СП 14.13330.2011), зоны вечной мерзлоты, зоны шахтных разработок, горные районы. Подводный переход относится к типу 3 или 4 по степени опасности размыва
10
2
Средняя вероятность. Топография и типы грунта не исключают возможности перемещений грунта, однако значительные деформации грунта наблюдаются редко. Повреждений или недопустимых изменений положения ОПО МН и МНПП по этой причине не зарегистрировано. Зоны малоопасных сейсмических процессов (6 или 7 баллов по СП 14.13330.2011). Подводный переход относится к типу 2
5
3
Низкая вероятность. Перемещения грунта наблюдаются редко. Смещения и повреждения ОПО МН и МНПП практически исключены. Подводный переход относится к типу 1. Участок ОПО МН и МНПП расположен вне сейсмически опасных зон
1
4
Никаких признаков, указывающих на потенциальную угрозу, связанную с перемещениями грунта, нет
0
5
Информация о возможности перемещений грунта на подводном переходе отсутствует
10

Категории подводных переходов по степени опасности размыва дюкера при переходах через водные преграды принимают в соответствии с таблицей N 13 данного приложения.

Таблица N 13

Классификация подводных переходов по степени опасности
размыва дюкера

Тип участка перехода
Характеристика водной преграды
Степень опасности размыва
1
Глубинные переформирования незначительны, ОПО МН и МНПП, как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)
Незначительная. Эксплуатация перехода ведется без осложнений
2
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов)
Умеренная и умеренно высокая. Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера
3
Глубинные деформации - до 2 м, плановые - до 100 м (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения ОПО МН и МНПП водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов
Высокая. Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб
4
Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом.
Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев
Очень высокая. Строительство подводных ОПО МН и МНПП не рекомендуется

1.3.2. Фактор F32 - несущая способность грунта.

Состав грунта определяет его несущую способность, влияющую на устойчивость проектного положения оси ОПО МН и МНПП, и, следовательно, на вероятность нарушения целостности ОПО МН и МНПП. Чем выше несущая способность грунта, тем устойчивее положение ОПО МН и МНПП и тем меньше вероятность возникновения недопустимых напряжений в стенке трубы, которые могут привести к ее разгерметизации. Балльная оценка проводится по таблице N 14 данного приложения.

Таблица N 14

Несущая способность грунта

N п/п
Наименование фактора F32 - несущая способность грунта
B32
1
Низкая (торфяники - сильно и слаборазложившиеся; зоны болот; пески - пылеватые твердомерзлые и пылеватые с включениями гальки, гравия и валунов; супеси пластичные, мерзлые, мало- и сильнольдистые; мягкопластичные глины и суглинки)
10
2
Средняя (суглинки полутвердые тугопластичные, твердомерзлые - малольдистые и льдистые, суглинки с включениями гравия и гальки, полутвердые тугопластичные глины; мелкие плотные влажные и водонасыщенные пески)
5
3
Нормальная (глины твердомерзлые - малольдистые и льдистые; глинистые сланцы с кварцевыми жилами, твердые суглинки и супеси; гравелистые крупные влажные и водонасыщенные пески)
2

1.3.3. Фактор F33 - наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов.

Фактор учитывает дополнительное влияние, оказываемое наличием на ОПО МН и МНПП тяжелой наземной арматуры, на вероятность возникновения при сезонных колебаниях температуры и неравномерной осадке грунта значительных напряжений и деформаций изгиба участков ОПО МН и МНПП, примыкающих к наземным узлам и, следовательно, на вероятность разрушения ОПО МН и МНПП. Балльную оценку определяют по таблице N 15 данного приложения.

Таблица N 15

Наличие на участке линейной арматуры, надземных
технологических трубопроводов

N п/п
Наименование фактора F33 - наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов
B33
1
На участке присутствует надземный узел со сложной обвязкой и арматурой без фундамента
10
2
На участке присутствует сложный надземный узел с арматурой на фундаменте, рамная конструкция рассчитана с учетом рекомендаций современных нормативных документов
5
3
На участке присутствует линейная арматура без фундамента
7
4
На участке присутствует линейная арматура на фундаменте
3
5
Надземные сооружения отсутствуют
0

1.3.4. Фактор F34 - проведение превентивных мероприятий.

К превентивным мероприятиям относятся:

а) меры, обеспечивающие физическую защиту или ослабление напряжений в ОПО МН и МНПП: заложение ОПО МН и МНПП ниже глубины деформаций грунта (для подводных переходов ниже предполагаемой глубины размыва), перенос участка трассы, устройство подпорных стенок на косогорах, установка компенсаторов, грунтовая разгрузка ОПО МН и МНПП с помощью устройства параллельных траншей;

б) меры по изменению свойств грунта, например, осушение грунта с помощью систем дренажа;

в) проведение мониторинга деформаций грунта и перемещений ОПО МН и МНПП.

Балльная оценка зависит от наличия или отсутствия предупредительных мероприятий на анализируемом участке трассы, в случае необходимости их проведения. Балльную оценку рассчитывают как сумму балльных оценок трех составляющих. Сведения о проведении превентивных мероприятий приведены в таблице N 16 данного приложения.

Таблица N 16

Проведение превентивных мероприятий

m
Наименование составляющей m фактора F34 - проведение превентивных мероприятий
1
Меры по ослаблению напряжений в ОПО МН и МНПП
имели место или не требуются
0
не имели места или неадекватны
2
2
Мероприятия по изменению свойств грунта
проводятся или не требуются
0
не проводятся или проводятся неадекватно
1,5
3
Мониторинг деформаций грунта и перемещений ОПО МН и МНПП
проводится постоянно с помощью, например, инженерно-сейсмометрических станций
0
проводится визуально два раза в год (весной и осенью) с помощью неподвижных реперов на трассе
1
не проводится или проводится редко
3
напряженно-деформированное состояние контролируется с помощью "интеллектуальных вставок"
0

1.4. Группа 4 - конструктивно-технологические факторы

Данная группа включает факторы, отражающие качественное влияние основных проектных решений на вероятность аварии. Здесь оценивается точность учета всех возможных нагрузок и воздействий на ОПО МН и МНПП при расчете его конструкции.

Обозначения и наименования факторов влияния в группе 4 приведены в таблице N 17 данного приложения.

Таблица N 17

Факторы группы 4

Обозначение и наименование фактора влияния
Доля в группе, q4j
F41
Отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой
0,35
F42
Усталость металла
0,30
F43
Возможность возникновения гидравлических ударов
0,15
F44
Системы телемеханики
0,20

1.4.1. Фактор F41 - отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой.

Расчетное значение толщины стенки ОПО МН и МНПП сравнивают с наименьшим в пределах данного участка фактическим значением толщины стенки , полученным либо путем измерений, либо вычитанием максимального производственного допуска из номинального значения толщины стенки труб, уложенных на анализируемом участке ОПО МН и МНПП. Итоговую балльную оценку рассчитывают через отношение с помощью формул:

при
;
(6)
B41 = 0
при
.
(7)

1.4.2. Фактор F42 - усталость металла.

Циклические изменения напряжений в стенке ОПО МН и МНПП в основном вызываются колебаниями давления перекачиваемой среды, которые в стационарном режиме перекачки обусловлены конструктивными особенностями рабочих органов насосов, а в нестационарном - частичными или полными отказами насосов. Зоны активных динамических нагрузок наблюдаются на расстоянии от 2 до 15 км от НПС вниз по потоку. Кроме того, циклы изменения нагрузок на ОПО МН и МНПП наблюдаются на переходах через автомобильные и железные дороги, а также при перекачке жидкостей с разными плотностями.

Балльная оценка данного фактора базируется на оценке степени "неблагоприятности" комбинации числа циклов нагружения, имевших место за все время эксплуатации анализируемого участка, и амплитуды этой нагрузки, выраженной в процентах от рабочего давления Pраб в ОПО МН и МНПП. Данные об амплитуде нагрузки и числе циклов нагружения приведены в таблице N 18 данного приложения.

Если на участке выявлено несколько источников циклических напряжений, то за итоговую балльную оценку принимают наибольшую из полученных балльных оценок для каждого участка.

В случае, когда число циклов нагружения и амплитуду перепада давления достоверно оценить невозможно, балльную оценку данного фактора влияния на трехкилометровых участках вблизи НПС принимают равной 9.

Таблица N 18

Амплитуда нагрузки и число циклов нагружения

Значение фактора F42 в зависимости от амплитуды нагрузки и числа циклов нагружения
Амплитуда нагрузки, % от Pраб
Число циклов нагружения в течение всего периода эксплуатации
Менее 103
103 - 104
104 - 105
105 - 106
Более 106
100
5,5
6,7
8,0
9,3
10,0
90
4,0
6,0
7,3
8,7
9,3
75
3,4
5,5
6,7
8,0
8,7
50
2,7
4,7
6,0
7,3
8,0
25
2,0
4,0
5,5
6,7
7,3
10
1,4
3,4
4,7
6,0
6,7
5
1,0
2,7
4,0
5,5
6,0

Пример оценки фактора F42

На участке ОПО МН и МНПП идентифицировано два типа циклической нагрузки:

первого типа - повышение давления в ОПО МН и МНПП около 50% от Pраб, вызванное пуском насоса два раза в неделю;

второго типа - движение транспортных средств по дороге над ОПО МН и МНПП, вызывающее повышение давления на 5% от Pраб частотой не менее 100 транспортных средств в 1 день. Рассматриваемая секция ОПО МН и МНПП эксплуатируется 4 года. Нагрузки от транспортных средств и указанные циклы нагружения насоса происходили с момента ввода участка в эксплуатацию.

Для первого типа циклы нагружения составят: два запуска в неделю x 52 недели x 4 года = 416 циклов.

В таблице N 18 выбираем строку, соответствующую амплитуде нагрузке 50% от Pраб, и столбец, соответствующий числу циклов нагружения менее 103. Балльная оценка для этого источника циклических напряжений B42(1) = 2,7.

Для второго типа циклы нагружения составят: 100 транспортных средств в 1 день x 365 дней x 4 года = 146 000 циклов.

В таблице N 18 выбираем строку, соответствующую амплитуде нагрузке 5% от Pраб, и столбец, соответствующий числу циклов нагружения в диапазоне от 104 до 105. Балльная оценка для этого источника циклических напряжений B42(2) = 5,5.

Таким образом, за итоговую балльную оценку для данного участка принимаем B42 = 5,5.

1.4.3. Фактор F43 - возможность возникновения гидравлических ударов

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварийной ситуации при перекачке жидких сред определяется вероятностью образования волн давления, превышающих рабочее давление в ОПО МН и МНПП Pраб более чем на 10%. Балльную оценку определяют по таблице N 19 данного приложения.

Таблица N 19

Возможность возникновения гидравлических ударов

N п/п
Наименование фактора F43 - возможность возникновения гидравлических ударов
B43
1
Высокая вероятность гидравлических ударов
8
2
Средняя или низкая вероятность гидравлических ударов (параметры и скорость жидкости не исключают возможности возникновения волн давления, но опасности они не представляют, поскольку гасятся соответствующими устройствами: уравнительными резервуарами, предохранительными клапанами, устройствами медленного закрытия запорной арматуры)
4
3
Низкая или нулевая вероятность гидравлических ударов (практически исключена возможность возникновения всплеска давления, превышающего на 10% Pраб)
0

1.4.4. Фактор F44 - системы телемеханики и автоматики.

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварии вследствие повышения давления сверх допустимого уровня определяется тем, насколько полно (по охвату эксплуатационного участка), точно (по месту) и оперативно система обеспечивает дистанционное измерение давления в пределах эксплуатируемого участка, обеспечивает ли аварийную сигнализацию по давлению, автоматическое управление системами отключения перекачивающих агрегатов и соответствующей арматуры, включает ли подсистему предотвращения гидроударов.

Сведения о системах телемеханики и автоматики приведены в таблице N 20 данного приложения.

Таблица N 20

Системы телемеханики и автоматики

N п/п
Наименование фактора F44 - системы телемеханики и автоматики
B44
1
Системы телемеханики и автоматики обеспечивают телеизмерение давления на НПО и ЛЧ ОПО МН и МНПП в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию и автоматическое отключение магистральных насосов (остановку перекачки) в случае недопустимого повышения давления. На ОПО МН и МНПП имеются системы гашения ударной волны и системы обнаружения утечек на участках ОПО МН и МНПП
0
2
Системы телемеханики обеспечивают телеизмерение давления в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения линейных запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию технологических параметров
5

1.5. Группа 5 - дефекты тела трубы и сварных швов

В данную группу входят три фактора, отражающие контроль (диагностику) состояния ОПО МН и МНПП с помощью ВИП. Учитывают время, прошедшее после последней диагностики, принятые меры, количество (плотность) и опасность дефектов трубы (гофров, вмятин, потерь металла, расслоений, трещин), обнаруженных с помощью ВИП.

При отсутствии данных о проведении внутритрубной диагностики для участка ОПО МН и МНПП, балльную оценку данной группы факторов рекомендуется принимать максимальной. B5 принимают равной 10.

Данные о факторах группы 5 приведены в таблице N 21 данного приложения.

Таблица N 21

Факторы группы 5

Обозначение и наименование фактора влияния
Доля в группе, q5j
F51
Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы
0,3
F52
Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы
0,2
F53
Диагностика
0,5

1.5.1. Фактор F51 - количество опасных дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы.

Оценку фактора F51, связанного со средним количеством (плотностью) дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года, обнаруженных ВИП на 1 км участка, определяют по таблице N 22 данного приложения.

Таблица N 22

Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации
не более 1 года на однокилометровом участке трассы
ОПО МН и МНПП

N п/п
Наименование фактора F51 - количество дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года на участке трассы
B51
1
Более 10
10
2
От одного до 10
7
3
От 0,1 до одного
3
4
Менее 0,1
1
5
Дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года не обнаружено
0

1.5.2. Фактор F52 - количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы.

Оценку фактора F52, связанного со средним количеством дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет, обнаруженных ВИП на 1 км участка, определяют по таблице N 23 данного приложения.

Таблица N 23

Количество дефектов с предельным сроком эксплуатации
от 1 до 6 лет на участке трассы ОПО МН и МНПП

N п/п
Наименование фактора F52 - количество дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет на участке трассы
B52
1
Более 50
10
2
От 30 до 50
7
3
От 10 до 30
3
4
Менее 10
1
5
Дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет не обнаружено
0

1.5.3. Фактор F53 - диагностика.

Балльную оценку этого фактора определяют в зависимости от количества лет , прошедших со дня последнего пропуска ВИП, по одной из формул:

при
;
(8)
при
;
(9)
B63 = 10
при
,
(10)

где - параметр для различных типов ВИП для случаев обнаружения дефектов с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет и дефектов с предельным сроком эксплуатации не более 1 года. Значение коэффициента , приведено в таблице N 24 данного приложения.

Если участок ОПО МН и МНПП эксплуатируют с неустраненными дефектами с предельным сроком эксплуатации не более 1 года сверх лимитированного срока, то B53 принимают равным 10.

Таблица N 24

Диагностика

Значение коэффициента в зависимости от вида дефектов и типа ВИП
Вид дефекта
"Калипер"
"Ультраскан-WM"
Магнитный дефектоскоп
Ультразвуковой "CD"
Другие типы
Дефекты с предельным сроком эксплуатации от 1 до 6 лет
0,1
0,5
0,3
0,5
0,2
Дефекты с предельным сроком эксплуатации не более 1 года
0,05
0,25
0,15
0,25
0,1