III. Общие требования к учету и контролю ядерных материалов в организации

III. Общие требования к учету и контролю ядерных
материалов в организации

25. Распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) должна быть создана служба или назначено структурное подразделение учета и контроля ЯМ (далее - служба) и утвержден состав такой службы.

26. Руководителем организации должны быть назначены следующие лица:

ответственные (ответственный) за организацию учета и контроля ЯМ в организации;

ответственный за обеспечение учета и контроля ЯМ в организации;

ответственный за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля;

ответственный за организацию работ по применению пломб в организации.

27. Для каждой ЗБМ руководителем организации должны быть назначены лица:

ответственные за организацию учета и контроля ЯМ в данной ЗБМ;

ответственные за осуществление учета и контроля ЯМ в данной ЗБМ;

материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ, с которыми необходимо заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности;

ответственные за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

Совмещение одним МОЛ функций материальной ответственности за ЯМ в разных ЗБМ не допускается, за исключением случаев, когда между ЗБМ не осуществляются передачи ЯМ.

28. В организации должно быть разработано положение по учету и контролю ЯМ (далее - Положение), которое утверждается руководителем организации. В Положении должны быть определены:

организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, состав службы;

схемы, границы и описание ЗБМ, описание зон отчетности организации;

применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ;

применяемые в организации в целях учета и контроля ЯМ меры контроля доступа и СКД;

перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов;

порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ;

порядок административного контроля состояния системы учета и контроля ЯМ;

порядок расследования аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ;

порядок подготовки и допуска персонала к работе по учету и контролю ЯМ;

порядок проведения физических инвентаризаций ЯМ;

порядок оперативно-технического учета ЯМ;

меры учета и контроля ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций.

При наличии в организации отдельных документов, регламентирующих вопросы, указанные в настоящем пункте, в Положении допускается привести ссылки на соответствующие документы.

Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

29. Для каждой ЗБМ в организации должна быть разработана инструкция по учету и контролю ЯМ (далее - Инструкция), которая утверждается руководителем организации. В Инструкции должны быть определены:

структура ЗБМ, в том числе границы ЗБМ, категории и виды ЯМ в ЗБМ, их формы (УЕ или балк-форма), химические (например, гексафторид, двуокись) и физические (например, порошок, раствор) формы ЯМ, находящихся в ЗБМ, места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (например, хранилище, установка, рабочие места), КТИ;

перечень персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ в ЗБМ;

процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО;

перечень СКД, применяемых в ЗБМ;

перечень объектов применения СКД;

процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в ЗБМ;

процедуры перевода ЯМ в РВ и РАО;

формы учетных и отчетных документов (или ссылка на эти формы в Положении), порядок ведения учетных и отчетных документов;

формы всех документов, в том числе журналов, требований-накладных, нарядов, расписок (или ссылки на эти формы в Положении), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ (по каждому документу указываются должностные лица, имеющие право подписи).

Инструкция должна устанавливать особенности учета и контроля ЯМ в конкретной ЗБМ и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

30. Требования и процедуры учета и контроля ЯМ, установленные в документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами.