IV. ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ НАСЫПНЫЕ ОТВАЛЫ И ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ ПУНКТЫ

IV. ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ НАСЫПНЫЕ ОТВАЛЫ
И ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ ПУНКТЫ

136. Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры, определяются техническим проектом разработки месторождения.

Ведение горных работ на отвалах и перегрузочных пунктах должно проводиться по документации на производство работ, разработанной на основании проекта разработки месторождения. Документация на производство работ утверждается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза и должна содержать: порядок образования и эксплуатации, число и размеры секторов, схемы освещения и электроснабжения, световую и звуковую сигнализацию, схемы маневров на разгрузочной площадке перегрузочного пункта, пути передвижения людей.

137. На участках размещения отвалов должны быть проведены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания. Характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов, с оценкой их влияния на устойчивость отвала указывается в документации на производство работ на отвалах.

138. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов и отработанных участков угольного разреза должен определяться документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

139. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом, без разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых.

140. При размещении отвалов на косогорах (с наклоном основания более 5°) в документации производства горных работ должны быть предусмотрены меры, препятствующие сползанию отвалов.

В документации на производство горных работ должен быть предусмотрен отвод грунтовых, паводковых и ливневых вод.

141. Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы и на рельеф.

Запрещается складирование снега в породные отвалы.

142. Складирование пород в отвал должно осуществляться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и по документации на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. В документации на производство работ должны быть указаны проектные параметры и предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в любое время года.

143. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения мер безопасности. Работы должны прекращаться в случае превышения регламентированных инструкциями по отвалообразованию скоростей деформации отвалов. Работы на отвале должны возобновляться только после контрольных замеров скоростей деформаций отвалов с письменного разрешения технического руководителя (главного инженера) угольного разреза.

144. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и не осушенных территориях определяется техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

145. Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы возможного обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются в проекте разработки месторождения по расчетам в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способов отвалообразования, рельефа местности и несущей способности нагруженных отвалов.

146. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки путей устанавливается в зависимости от устойчивости яруса отвала и должно составлять не менее 1600 мм - при грузоподъемности думпкара до 60 т, не менее 1800 мм - при грузоподъемности думпкара более 60 т.

147. На отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно составлять не менее 1600 мм - для колеи 1520 мм, не менее 1300 мм - для колеи 900 мм.

148. На железнодорожных путях необщего пользования:

расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяется в зависимости от высоты отвала, отвальных грунтов, типа используемого железнодорожного подвижного состава и устанавливается владельцем железнодорожного пути необщего пользования;

расстояние от нижней бровки отвала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 4 м.

149. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100 - 150 мм. Допускается при разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути располагать на одном уровне оба рельса разгрузочного тупика на экскаваторных отвалах в месте выгрузки думпкаров.

150. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры, выполняемые по документации, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. Упоры оснащаются исправными указателями путевого заграждения, освещаются в темное время суток или покрываются светоотражающими материалами. Засыпку участка отвала от приямка до тупика, при длине разгрузочных путей менее 1,5 длины состава необходимо осуществлять по мерам безопасности, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

151. Указатели путевого заграждения следует располагать со стороны машиниста локомотива и выносить от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

152. На разгрузочном тупике устанавливается предупредительный знак на расстоянии наибольшей длины состава от места разгрузки.

153. Прием груженых поездов для разгрузки породы в отвал после каждой передвижки отвального пути допускается только с разрешения руководителя смены с записью в книге нарядов или книге приема-сдачи смен.

154. Подача груженых поездов на разгрузочные тупики отвалов должна производиться вагонами вперед, за исключением подачи их на пути абзетцерных отвалов. Подача груженых поездов локомотивами вперед допускается только при условии разработки дополнительных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

155. При разгрузке думпкаров люди должны находиться вне зоны развала горной массы. Вдоль железнодорожного пути в месте разгрузки состава с противоположной от приямка стороны должна быть спланирована площадка для обслуживающего состав персонала.

156. Очистка думпкаров должна быть механизирована. Допускается ручная очистка думпкаров при соблюдении разработанных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. Запрещается очистка думпкаров вручную на приямках.

157. Для безопасной разгрузки думпкаров, груженных смерзающимися, налипающими породами и крупногабаритными кусками породы, должны быть разработаны мероприятия, утвержденные техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

158. Опрокидывание кузовов думпкаров и возвращение их в транспортное положение после разгрузки должны производиться без помощи подставок, шпал, рельсов.

159. На время передвижки и ремонта железнодорожных путей участок пути, на котором производятся эти работы, должен быть огражден предупредительными знаками и (или) сигналами.

160. Проезжие дороги должны располагаться за пределами границ скатывания кусков породы с откосов отвалов и должны быть отделены от нее заградительным валом, высота которого должна быть не менее 1 м.

161. Горнотранспортное оборудование должно разгружаться на отвале в местах, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, вне призмы обрушения (сползания) породы. Размеры этой призмы устанавливаются данным проектом, подтверждаются работниками маркшейдерской службы и регулярно доводятся до сведения лиц, работающих на отвале.

162. На отвалах должны устанавливаться схемы движения транспортных средств.

163. Площадки бульдозерных отвалов и перегрузочных пунктов должны иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала на длину базы работающих автосамосвалов, и необходимый фронт для маневровых операций транспортных средств, автопоездов, бульдозеров. Размеры площадки для маневровых операций транспортных средств определяются документацией на производство работ в соответствии с техническим проектом разработки месторождения в зависимости от параметров применяемого оборудования.

164. Зона разгрузки должна быть обозначена с обеих сторон светоотражающими знаками в виде изображения автосамосвала с поднятым кузовом с указателем направления разгрузки. По всему фронту в зоне разгрузки должен быть сформирован в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, предохранительный вал высотой не менее 0,5 диаметра колеса транспортного средства максимальной грузоподъемности, применяемого на угольном разрезе в данных условиях. Внутренняя бровка предохранительного вала должна располагаться вне призмы возможного обрушения яруса отвала. Высота предохранительного вала должна быть не менее 1 м. Предохранительный вал служит ориентиром для водителя. Запрещается наезжать на предохранительный вал при разгрузке автосамосвала.

165. При высоте предохранительного вала менее требуемой запрещается подъезжать к бровке отвала ближе, чем на 5 м, или ближе расстояния, указанного в документации на производство работ. Все работники на отвале и перегрузочном пункте должны быть ознакомлены с документацией на производство работ под подпись.

166. Высота ограждения загрузочного отверстия приемного бункера должна быть не менее 0,5 диаметра колеса транспортного средства. При использовании транспортных средств различной грузоподъемности подъезд к приемному бункеру должен быть разбит на секторы с высотой ограждения загрузочного отверстия для транспортных средств соответствующей грузоподъемности.

167. Подача автосамосвала на разгрузку должна осуществляться задним ходом, а работа бульдозера - проводиться перпендикулярно верхней бровке откоса площадки. При этом движение бульдозера производится только отвалом вперед с одновременным формированием перед отвалом бульдозера предохранительного вала в соответствии с документацией на производство работ.

Запрещается разгрузка автосамосвалов в пределах призмы обрушения при подработанном экскаватором откосе яруса.

168. Работа на отвале и перегрузочном пункте должна производиться в соответствии с документацией на производство работ и регулироваться знаками и аншлагами.

169. Запрещается одновременная работа в одном секторе на отвале бульдозера и автосамосвалов, а на перегрузочном пункте - бульдозера, автосамосвала и экскаватора (погрузчика). Для обозначения зоны планировки и ее границ допускается размещение знаков на бульдозерной технике.

170. Расстояние между стоящими на разгрузке, проезжающими транспортными средствами и работающим бульдозером должно быть не менее 5 м.

171. На территории складирования горной массы, на разгрузочных площадках, перегрузочных пунктах (складах) запрещается нахождение посторонних лиц, транспортных средств и другой техники, не связанных с технологией ведения погрузочно-разгрузочных работ. Работники должны находиться от механизма на безопасном расстоянии, но не менее чем 5 м.

172. Маркшейдерской и геологической службами угольного разреза должен быть организован контроль устойчивости отвалов, а при размещении отвалов на косогорах (более 5°) - инструментальные наблюдения за деформациями на всей площади отвала. Частота наблюдений, число профильных линий и их длина, расположение, тип грунтовых реперов и расстояние между ними на профильных линиях определяются проектом наблюдательной станции, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРООТВАЛОВ, ВОДОХРАНИЛИЩ,
ОТСТОЙНИКОВ И ХВОСТОШЛАМОХРАНИЛИЩ

173. В процессе эксплуатации гидроотвалов, водохранилищ, отстойников и хвостошламохранилищ на угольных разрезах и при наращивании ограждающих дамб запрещается срезка грунта, устройство карьеров и котлованов в нижнем бьефе и на низовом откосе дамбы, а также в ложе хранилища.

174. Для контроля за уровнем воды в отстойном пруду в удобном месте должна быть установлена водомерная рейка из недеформируемого материала с сантиметровыми делениями. Нуль рейки должен быть привязан к опорному реперу и ежегодно проверяться. Превышение отметки гребня дамбы наливных гидроотвалов или отметка надводного пляжа у верхового откоса дамбы обвалования намывных гидроотвалов над уровнем воды должны быть не менее 1,5 м - для хвостохранилищ I и II классов, 1 м - для хвостохранилищ III и IV классов <6>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6447).

175. Для исключения перелива на гребень и низовой откос дамбы при выпуске пульпы на пляж, должно быть превышение гребня гидроотвала у верхового откоса над пляжем не менее диаметра пульповыпуска и не менее 0,5 м.

176. Длина надводного пляжа в течение всего срока эксплуатации намывных гидроотвалов должна соответствовать проекту разработки месторождения.

177. Участки намытого гидроотвала должны быть ограждены и на них установлены предупредительные плакаты и знаки. Для обслуживания намыва гидроотвала должны устанавливаться мостики с перилами. Запрещается подходить к воде пруда-отстойника, вымоинам, провалам или воронкам, образовавшимся на гидроотвале, а также ходить по льду пруда-отстойника.

178. Для обеспечения безаварийной работы гидроотвала должны проводиться натурные наблюдения и инструментальный контроль с использованием контрольно-измерительной аппаратуры.

179. При появлении на бермах и гребне дамб гидроотвалов, отстойников карьерных вод видимых признаков деформаций необходимо прекратить сброс пульпы шлама и карьерной воды, установить причину деформаций и принять меры по восстановлению тела дамбы. При обнаружении трещин и просадок должна проводиться их заделка грунтом, из которого состоит дамба сооружения. Плотность грунта при заделке трещин должна быть не ниже, чем при отсыпке тела дамбы.

180. Для предотвращения размыва дамбы гидроотвала запрещается подача пульпы с низкой консистенцией и увеличенным удельным расходом по сравнению с заданными в техническом проекте разработки месторождения значениями. При промывке пульповодов необходимо принимать меры, предотвращающие размыв.

181. При намыве сооружения из мелких грунтов устройство обвалования бульдозером производить только после проверки грунта на влажность и плотность, при которых обеспечивается проходимость техники и людей.

182. Для гидроотвалов, расположенных над подработанной или подрабатываемой территорией, должен быть выполнен прогноз возможных зон водопроводящих трещин, разломов, провалов с учетом нагрузок от сооружений гидроотвала при его заполнении до проектной отметки, а также прогноз фильтрационных утечек в выработанное пространство.

183. В случае резкого понижения воды в гидроотвале, расположенном над подработанной или подрабатываемой территорией, сброс пульпы в него должен быть немедленно прекращен и должны быть приняты меры по сбросу и организованному отводу воды из прудка.

184. Для оперативной ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на гидроотвалах необходимо иметь резервы строительных материалов и возможность использования землеройной техники, транспортных средств, других механизмов, предусмотренных ПЛА на гидротехнических сооружениях (далее - ГТС).

185. Все водосбросные и водосборные сооружения гидроотвалов следует рассчитывать на максимально возможный приток. По окончании работ с использованием средств гидромеханизации должны быть осмотрены все водосбросные сооружения.

186. Для подхода к сбросному и водозаборному колодцам должен быть проложен мостик с перилами. Устье водосбросного колодца гидроотвала должно иметь ограждение, исключающее возможность падения людей в колодец.

187. Отвалы свеженамытых отложений необходимо обозначать знаками, запрещающими хождение по отвалам.