ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 февраля 2022 г. N 37
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на исследовательских ядерных установках согласно приложению к настоящему приказу.
2. Межрегиональным территориальным управлениям по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора принять Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на исследовательских ядерных установках к руководству.
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 11 февраля 2022 г. N 37
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ
Глава I. Общие положения
1. Методические рекомендации по осуществлению постоянного государственного надзора на исследовательских ядерных установках (далее - Методические рекомендации) содержат рекомендации по порядку планирования и осуществления постоянного государственного надзора, осуществляемого в соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (далее - Регламент).
2. Методические рекомендации разработаны с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии:
Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии";
Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 (далее - Положение);
Перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 21 июля 2017 г. N 277;
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (согласно Перечню актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (приложение N 3), утвержденному приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. N 421), применяемых в настоящем документе:
"Правила ядерной безопасности критических стендов" (НП-008-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 23 августа 2016 г. N 348;
"Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (НП-009-17), утвержденные приказом Ростехнадзора от 4 августа 2017 г. N 295;
"Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-019-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 июня 2015 г. N 242;
"Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-020-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 июня 2015 г. N 243;
"Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасности" (НП-021-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 июня 2015 г. N 244;
"Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" (НП-024-2000), утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 28 декабря 2000 г. N 16;
"Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10), утвержденное приказом Минприроды России от 31 мая 2010 г. N 185;
"Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации исследовательских ядерных установок" (НП-028-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 4 апреля 2017 г. N 108;
"Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-033-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. N 348;
"Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" (НП-043-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. N 92;
"Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии" (НП-044-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. N 93;
"Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии" (НП-045-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2018 г. N 94;
"Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов для объектов использования атомной энергии" (НП-046-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 марта 2018 г. N 113;
"Правила ядерной безопасности импульсных исследовательских ядерных реакторов" (НП-048-03), утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2003 г. N 9;
"Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-049-17), утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 декабря 2017 г. N 528;
"Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденные приказом Ростехнадзора от 5 августа 2014 г. N 347;
"Правила ядерной безопасности подкритических стендов ПБЯ ПКС-2005" (НП-059-05), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 4 мая 2005 г. N 2;
"Правила безопасности при хранении и транспортировании ядерного топлива на объектах использования атомной энергии" (НП-061-05), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 30 декабря 2005 г. N 23;
"Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объектах использования атомной энергии" (НП-064-17), утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2017 г. N 514;
"Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (НП-071-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2018 г. N 52;
"Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19), утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 мая 2019 г. N 181;
"Правила контроля основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций" (НП-084-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2015 г. N 502;
"Правила устройства и эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность" (НП-086-12), утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 марта 2012 г. N 176;
"Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок" (НП-089-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. N 521;
"Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85;
"Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" (НП-091-14), утвержденные приказом Ростехнадзора 20 мая 2014 г. N 216;
"Периодическая оценка безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-092-14), утвержденные приказом Ростехнадзора 12 сентября 2014 г. N 412;
"Сварка и наплавка оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок" (НП-104-18), утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2018 г. N 554;
"Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках" (НП-106-19), утвержденное приказом Ростехнадзора от 9 сентября 2019 г. N 351.
3. Постоянный государственный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами отделов инспекций ЯРБ (список сокращений приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям), а также должностными лицами отделов по надзору за ЯРБ межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - уполномоченные лица в соответствии с пунктом 95 Регламента).
Методические рекомендации предназначены для уполномоченных лиц и содержат рекомендации по планированию и проведению проверок и отдельных мероприятий по контролю на ИЯУ, включенных в Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 610-р.
4. В ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю уполномоченным лицам рекомендуется проверять формирование и поддержание культуры безопасности в соответствии с пунктом 1.2.9 НП-033-11.
5. Уполномоченным лицам рекомендуется использовать при проведении проверок и отдельных мероприятий по контролю технические приспособления (зеркала, бинокли, лупы, фонари и т.д.).
6. Выполнение проверок и отдельных мероприятий по контролю в рамках постоянного государственного надзора включает в себя:
планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю;
проведение проверок и отдельных мероприятий по контролю;
оформление результатов проверок и отдельных мероприятий по контролю и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер в случае выявления нарушений обязательных требований, а также нарушений УДЛ и УДР.
Глава II. Планирование проверок и отдельных мероприятий
по контролю
7. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с установленными Регламентом административными процедурами в сроки, установленные руководителями (заместителями руководителей) межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ по надзору за ЯРБ).
8. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю (включая сроки их проведения) осуществляется исходя из необходимости контроля обеспечения безопасности ИЯУ, а также сроков проведения ядерно опасных работ, монтажных работ, ремонтных работ, замены оборудования, испытаний оборудования, расследования произошедших нарушений в работе ИЯУ, сроков выполнения предписаний по результатам ранее проведенных проверок и отдельных мероприятий по контролю, выполнения требований УДЛ и УДР.
9. Отделами надзора (инспекций) за ЯРБ составляются планы работы с учетом необходимости равномерного и регулярного охвата проверками выполнения всех требований, перечисленных в пункте 94 Регламента.
10. Планы работы отделов надзора (инспекций) за ЯРБ формируются с учетом ежегодного плана проведения плановых проверок Ростехнадзора, пунктов 8, 9 Методических рекомендаций и, при необходимости, могут корректироваться в порядке, установленном Регламентом.
11. Отдельные мероприятия по контролю, не объявленные заблаговременно, рекомендуется проводить в ходе включаемых в планы работы отделов надзора (инспекций) за ЯРБ или вносить изменения в планы работы отделов надзора (инспекций) за ЯРБ на ИЯУ.
Такие мероприятия по контролю могут проводиться на усмотрение уполномоченных лиц в зависимости от состояния безопасности ИЯУ или при поступлении в МТУ по надзору за ЯРБ поручений центрального аппарата по проверке выполнения требований УДЛ и УДР, запросов правоохранительных органов, органов прокуратуры, а также с целью проверки информации, изложенной в обращениях граждан и организаций.
Глава III. Проведение проверок и отдельных мероприятий
по контролю
12. В рамках контроля соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю:
а) соблюдения требований к обеспечению ядерной безопасности ИЯУ, включая безопасность хранения ядерного топлива;
б) обеспечения технической безопасности, включая проверку требований:
к устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации работающих под избыточным, гидростатическим или вакуумметрическим давлением оборудования и трубопроводов, отнесенных к группам в соответствии с НП-089-15;
к устройству, изготовлению, испытаниям, транспортированию, хранению, монтажу и эксплуатации трубопроводной арматуры ИЯУ;
к выполнению сборки, сварки и наплавки и к контролю качества сварочных и наплавочных материалов;
по контролю состояния основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей оборудования, трубопроводов и других элементов ИЯУ, по контролю состояния основного металла, металла сварных соединений и металла наплавленных поверхностей при изготовлении, монтаже и эксплуатации;
к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов ИЯУ;
к контролю обследований и мониторинга технического состояния важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений ИЯУ и их оснований, а также элементов ИЯУ при продлении срока ее эксплуатации;
по выполнению регламентов технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;
к проведению оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;
к грузоподъемным машинам и механизмам, специально сконструированным сосудам и баллонам, работающим под избыточным давлением, специально сконструированным для применения в области использования атомной энергии трубопроводам пара и горячей воды;
в) обращения с радиоактивными отходами при их образовании, сборе, переработке, хранении, транспортировании и кондиционировании в соответствии с требованиями НП-058-14, НП-019-15, НП-020-15, НП-021-15;
г) подготовки и допуска персонала к самостоятельной работе, включая проверку:
наличия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам ИЯУ;
укомплектованности персоналом ИЯУ по должностям персонала, допущенного к самостоятельной работе в порядке, установленном эксплуатирующей организацией, минимальные требования к количеству и составу которого приведены в технологических регламентах безопасной эксплуатации ИЯУ;
наличия на местах допущенного к самостоятельной работе по соответствующим должностям персонала ИЯУ;
д) соблюдения требований по обеспечению радиационной безопасности, включая требования к средствам радиационного контроля и к обеспечению безопасности при эксплуатации радиационных источников;
е) выполнения программ обеспечения качества в соответствии с требованиями НП-090-11;
ж) соблюдение требований к обеспечению безопасности при вводе ИЯУ в эксплуатацию;
з) соблюдение требований к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации ИЯУ;
и) обеспечения соблюдения требований НП-064-17 в части учета внешних воздействий природного, техногенного происхождения на объекты ИЯУ.
13. Периодичность контроля, а также конкретизация объектов контроля (например, ИЯУ, систем, зданий, помещений) определяются уполномоченными лицами исходя из значимости мероприятий по контролю для конкретной ИЯУ с учетом необходимости равномерного и регулярного охвата проверками всех требований, перечисленных в пункте 6 Положения.
14. В рамках контроля соблюдения требований регламентов, инструкций по эксплуатации систем и элементов ИЯУ проводятся мероприятия, связанные с проверкой соблюдения требований НП-008-16, НП-009-17, НП-033-11, НП-048-03, НП-059-05, НП-089-15, НП-090-11.
15. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю:
а) соблюдения режимов эксплуатации систем и оборудования ИЯУ, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий в соответствии с требованиями производственных инструкций и технологических регламентов;
б) выполнения правил и приемов безопасной эксплуатации ИЯУ, хранилищ РАО, ОЯТ, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в технологических регламентах (регламентах), инструкции по ликвидации аварий, инструкциях по обеспечению ядерной безопасности при хранении, транспортировании и перегрузке ядерного топлива, инструкциях по эксплуатации оборудования и систем;
в) наличия и выполнения установленного эксплуатирующей организацией порядка ведения, хранения и пересмотра эксплуатационной документации, периодического обновления с учетом накапливаемого опыта и поддержания эксплуатационной документации в актуализированном состоянии;
г) организации разработки инструкций и регламентов, которые должны содержать конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях, а также при авариях.
16. При контроле организации разработки инструкций и регламентов рассматривается наличие разработанной и введенной в действие на ИЯУ процедуры разработки инструкций и регламентов, проверка соответствия данной процедуры ОРД и учета в разработанных документах требований НП-033-11, НП-089-15, НП-090-11.
17. При проведении контроля соблюдения требований регламентов и инструкций по эксплуатации систем и элементов ИЯУ осуществляется контроль соблюдения порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, контроль за выполнением персоналом ИЯУ указаний о способах ведения работ при различных режимах реактора и оборудования, а также о способах документирования сведений о контроле за пределами и условиями безопасной эксплуатации ИЯУ.
18. В рамках надзора за порядком расследования нарушений в работе ИЯУ (далее - расследование нарушения) уполномоченными лицами проводятся проверки и мероприятия по контролю соблюдения требований НП-027-10.
19. Уполномоченные лица контролируют:
а) своевременность направления и соответствие требованиям, установленным НП-027-10, оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе ИЯУ в Ростехнадзор;
б) создание комиссии по расследованию нарушения и порядок ее назначения;
в) соблюдение комиссией по расследованию нарушения установленных порядка и процедур расследования;
г) своевременность направления отчета о расследовании нарушения в Ростехнадзор.
20. По завершении расследования начальник отдела надзора за ЯРБ направляет письмо с информацией о соблюдении порядка и процедур расследования с оценкой действий комиссии и оценкой результатов расследования нарушения в Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора. Указанное письмо является внутренним документом Ростехнадзора и составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов:
своевременность назначения комиссии;
фактическое время начала работы комиссии;
выполнение комиссией требований НП-027-10;
достаточность с точки зрения отдела надзора за ЯРБ указанных в отчете корректирующих мер;
мнение отдела надзора за ЯРБ об установлении комиссией причин нарушения в работе ИЯУ (при необходимости);
другие важные с точки зрения отдела надзора за ЯРБ вопросы.
21. В рамках контроля соблюдения требований порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, проводятся мероприятия, связанные с контролем соблюдения требований раздела IX НП-071-18.
22. Уполномоченные лица осуществляют контроль:
организации процедуры регистрации;
осуществления процедуры регистрации;
осуществления процедуры перерегистрации;
осуществления процедуры снятия с регистрации.
23. При проведении контроля организации процедуры регистрации на ИЯУ оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
наличие ОРД ИЯУ о назначении комиссии по регистрации, соответствие ОРД требованиям, установленным в пункте 68 НП-071-18;
наличие перечней оборудования и трубопроводов, подлежащих регистрации, соответствие перечней, номенклатуры подлежащих регистрации оборудования, трубопроводов, а также соответствие границ регистрации требованиям пунктов 69, 70 НП-071-18;
наличие разработанных и введенных в действие на ИЯУ процедур регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, ведения реестра и внесения сведений в реестр, проверка учета в данных процедурах требований раздела IX НП-071-18;
наличие электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования, трубопроводов, кранов, а также обеспечение доступа к базе уполномоченных лиц, соответствие сведений, указанных в электронной базе (реестре), требованиям пункта 85 НП-071-18.
24. При проведении контроля осуществления процедуры регистрации на ИЯУ оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, котлов рассматриваются следующие вопросы:
наличие документа (уведомления, письма) о приглашении уполномоченного лица на заседание комиссии по регистрации, назначенной администрацией ИЯУ (далее - Комиссия). При проверке процесса регистрации оборудования и трубопроводов 3, 4 классов безопасности по НП-045-18 и/или крана группы В по НП-043-18, а также сосудов и котлов наличие уведомления не требуется;
наличие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов;
соответствие комплектов документов, необходимых для регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, положениям пунктов 72, 73, 74, 76 НП-071-18;
наличие результатов первичного технического освидетельствования и результатов неразрушающего предэксплуатационного контроля (для оборудования и трубопроводов, на которые распространяется действие НП-089-15);
порядок рассмотрения Комиссией документов по вопросам, указанным в пунктах 75, 77 НП-071-18;
порядок работы Комиссии по осмотру регистрируемого оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов по месту установки (монтажа) на предмет завершенности монтажа и их фактического состояния в соответствии с пунктом 79 НП-071-18;
порядок принятия и оформления решения о регистрации на период назначенного срока службы;
внесение информации о регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов.
25. При проведении контроля осуществления процедуры перерегистрации на ИЯУ оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов рассматриваются следующие вопросы:
номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, подлежащих перерегистрации;
выполнение Комиссией процедуры по перерегистрации с оформлением необходимых документов (перерегистрация осуществляется после проведения капитального ремонта и модернизации, а также при продлении срока службы оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов в случае обоснования и подтверждения остаточного ресурса);
внесение информации о перерегистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, сосудов, кранов.
26. При проведении контроля осуществления процедуры снятия с регистрации оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов рассматриваются следующие вопросы:
номенклатура оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, подлежащих снятию с регистрации, с указанием причины снятия с регистрации. Необходимость снятия с регистрации подтверждается путем мониторинга электронной базы (реестра) зарегистрированного оборудования на предмет исчерпания его назначенного ресурса, а также в рамках проверок соблюдения требований к оценке соответствия продукции и нарушения порядка регистрации в части наличия недостоверной информации, сведений, справок и иных документов, на основании которых принято решение о регистрации;
выполнение Комиссией процедуры по снятию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов с регистрации с оформлением необходимых документов;
внесение информации о снятии с регистрации в паспорта оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов;
установление запрета на эксплуатацию оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов, снятых с регистрации.
27. В рамках контроля соблюдения требований учета ресурса элементов и систем, важных для безопасности, их своевременной замены или продления срока эксплуатации при наличии соответствующего обоснования контролируется выполнение мероприятий по замене или продлению ресурса, важного для безопасности оборудования ИЯУ.
28. При эксплуатации ИЯУ в период дополнительного срока, кроме проверок, указанных в пунктах 14 - 17 Методических рекомендаций, уполномоченные лица проверяют выполнение правил и приемов безопасной эксплуатации ИЯУ, порядка выполнения операций, связанных с безопасностью, установленных в документах:
типовая программа эксплуатационного контроля состояния металла оборудования, трубопроводов и других элементов для ИЯУ на продленный срок эксплуатации;
программа управления ресурсом оборудования и трубопроводов ИЯУ (с учетом результатов оформленных решений о продлении срока службы оборудования и трубопроводов, а также оборудования и трубопроводов, ресурс которых исчерпан более чем на 80%).
29. В рамках контроля соблюдения требований порядка подготовки и проведения ядерно опасных работ на ИЯУ проводится контроль соблюдения требований пунктов 108, 109 НП-009-17, 5.2.1.1, 5.2.1.2 НП-033-11.
30. При контроле подготовки проведения ядерно опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:
а) наличие рабочей программы проведения ядерно опасных работ:
утвержденной руководством ИЯУ для ядерно опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом ИЯУ и инструкциями по эксплуатации и внесенной в УДЛ;
утвержденной руководством ИЯУ для ядерно опасных работ, предусмотренных перечнем ядерно-опасных работ ИЯУ;
б) соответствие рабочей программы проведения ядерно опасных работ требованиям пункта 109 НП-009-17, 107 НП-008-16;
в) соответствие фактического состояния систем (элементов) перед проведением ядерно опасных работ требованиям, установленным в рабочей программе проведения ядерно опасных работ, а также требованиям технологического регламента ИЯУ и инструкциям по эксплуатации;
г) наличие актов об окончании монтажа модернизируемого оборудования (при его наличии), проведении пусконаладочных и индивидуальных испытаний;
д) наличие акта готовности к работе систем, важных для безопасности;
е) наличие исправных технических и контрольно-измерительных средств, необходимых для проведения ядерно опасных работ, их готовность;
ж) проведение целевого инструктажа работников перед выполнением ими ядерно опасных работ;
з) организация подготовки рабочих мест для безопасного выполнения работ по дозиметрическим нарядам и распоряжениям.
31. При контроле процесса проведения ядерно опасных работ проводятся выборочные проверки по следующим вопросам:
а) соблюдение технических и организационных мер, установленных в рабочей программе проведения ядерно опасных работ, технологическом регламенте ИЯУ и инструкциях по эксплуатации, по обеспечению ядерной безопасности, при проведении переключений;
б) соблюдение порядка проведения ядерно опасных работ;
в) выполнение организационных мероприятий, обеспечивающих радиационную безопасность работ;
г) достижение критериев и выполнение контроля правильности завершения проведения ядерно опасных работ.
32. Контроль соблюдения требований выполнения предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора отделом надзора (инспекций) за ЯРБ, проверяется выполнение предписаний, выданных МТУ по надзору за ЯРБ и центральным аппаратом Ростехнадзора.
33. Проверка выполнения пункта (пунктов) предписания может быть начата после истечения срока, установленного пунктом (пунктами) предписания, или после получения информации (письма) от эксплуатирующей организации ИЯУ о выполнении пункта (пунктов) предписания. В месяц, предшествующий сроку окончания исполнения пункта предписания, в ежемесячный план отдела надзора (инспекций) за ЯРБ в соответствии с установленным Регламентом порядком вносится соответствующее мероприятие по контролю.
34. Сведения о проведенных проверках пунктов предписаний, выданных центральным аппаратом Ростехнадзора, представляются МТУ по надзору за ЯРБ в установленном порядке в Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора для снятия предписания с контроля при их выполнении.
35. В рамках контроля соблюдения требований процедур подготовки работников (персонала) ИЯУ уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю по следующим направлениям:
а) наличие процедур разработки, выполнения, анализа и корректировки программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала, а также выполнение указанных процедур (пункт 16 НП-090-11);
б) наличие в должностных инструкциях требований к объему знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения оперативным персоналом ИЯУ должностных обязанностей (пункт 16 НП-090-11);
в) соответствие уровня квалификации персонала, подготавливаемого ИЯУ для получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, требованиям, обоснованным в проекте и представленным в ООБ ИЯУ.
36. В рамках контроля соблюдения УДР уполномоченные лица проверяют выполнение обязательных требований, указанных в УДР, в части:
действия разрешения только на указанные в нем должности и объекты использования атомной энергии;
соблюдения владельцем разрешения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и производственных инструкций при эксплуатации ИЯУ, обязательных к исполнению национальных стандартов и сводов правил при сооружении (строительстве) ИЯУ в объеме, определенном должностной инструкцией;
отсутствия перерывов в выполнении владельцем разрешения должностных обязанностей более 6 месяцев;
соблюдения требований об извещении центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ при отстранении владельца разрешения от выполнения должностных обязанностей по медицинским противопоказаниям;
прохождения владельцем разрешения ежегодного обучения в системе непрерывного поддержания квалификации, действующей в эксплуатирующей организации, в объеме, установленном нормативными документами в области использования атомной энергии;
прохождения владельцем разрешения проверок теоретических знаний и практических навыков (при необходимости), сроки и объем которых установлены нормативными документами в области использования атомной энергии.
37. В рамках постоянного государственного надзора за соблюдением УДЛ проводятся проверки и отдельные мероприятия по контролю соблюдения УДЛ, выданных Ростехнадзором.
38. В рамках проверки выполнения общих требований УДЛ уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности ИЯУ и проводимых работ:
а) соблюдение проектных критериев, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий, требований эксплуатационной документации, установленных в документах:
ООБ или документы, заменяющие ООБ (техническое обоснование безопасности);
паспорт на ИЯУ;
программы обеспечения качества ИЯУ на площадке ИЯУ;
инструкции, программы и графики технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок систем, важных для безопасности;
типовые программы (регламенты) эксплуатационного контроля состояния основного металла и сварных соединений оборудования и трубопроводов систем, важных для безопасности;
регламенты и инструкции обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами;
б) наличие у предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения работ на ИЯУ, лицензий Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии;
в) обеспечение численности и квалификации оперативного персонала на уровне, обоснованном в проекте и приведенном в ООБ, и достаточном для безопасной эксплуатации ИЯУ.
39. В рамках проверки выполнения требований к отчетности о деятельности лицензиата уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:
представления информации, материалов и документов, необходимых для оценки ядерной и радиационной безопасности ИЯУ, по запросу центрального аппарата Ростехнадзора или МТУ по надзору за ЯРБ;
представления ежегодного отчета по оценке текущего состояния безопасности при эксплуатации ИЯУ в МТУ по надзору за ЯРБ и в центральный аппарат Ростехнадзора;
уведомления о выявленных нарушениях в работе ИЯУ, категория которых для определения является неочевидной до завершения расследования (в течение суток с момента обнаружения);
финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.
40. В рамках проверки выполнения лицензиатом требований к документации уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом обязательных требований, указанных в УДЛ, в части:
обеспечения соответствия документации, на основании которой сооружена ИЯУ, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период ее эксплуатации, и эксплуатационной документации реальному состоянию ИЯУ;
обеспечения хранения документации, на основании которой сооружена ИЯУ, а также документации, отражающей изменения, внесенные за период ее эксплуатации, и эксплуатационной документации до вывода ИЯУ из эксплуатации;
внесения в установленном порядке изменений в комплект документации для получения лицензий, направление извещений о внесенных изменениях в центральный аппарат Ростехнадзора и МТУ по надзору за ЯРБ.
41. В рамках проверки выполнения лицензиатом специальных требований уполномоченными лицами проверяется выполнение лицензиатом специальных требований, указанных в УДЛ, в т.ч.:
внесение изменений в ООБ;
внесение изменений и дополнений во все экземпляры эксплуатационной документации и ознакомление с ними персонала;
реализация изменений на ИЯУ.
42. В рамках надзора за готовностью ИЯУ к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий уполномоченными лицами проводятся мероприятия по контролю за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-027-10, НП-033-11, НП-075-19, НП-106-19, в частности, проверяются:
наличие на ИЯУ разработанных, утвержденных и обеспеченных необходимыми ресурсами планов мероприятий по защите персонала и населения, а также поддержание администрацией ИЯУ плана мероприятий по защите персонала в постоянной готовности;
принятие администрацией ИЯУ мер по своевременной корректировке плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ по результатам реконструкции действующих ИЯУ, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений);
готовность специальных технических средств для управления запроектными авариями;
наличие утвержденной руководством ИЯУ схемы оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании;
создание из состава руководителей и персонала ИЯУ комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ИЯУ (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на ИЯУ в условиях радиационно опасных ситуаций;
функционирование на ИЯУ внутреннего (в составе резервного пункта управления противоаварийными действиями на ИЯУ) и аварийных центров (далее - АЦ);
защищенность помещений АЦ от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях;
наличие технических возможностей в АЦ для обеспечения информационного взаимодействия с кризисным центром, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления;
укомплектованность АЦ материальными и техническими средствами и технической документацией, необходимыми для обеспечения функционирования АЦ, готовность их применения при осуществлении аварийного реагирования или при проведении учений и тренировок;
проведение на ИЯУ регламентных и контрольных проверок автоматизированной локальной системы оповещения для поддержания ее в постоянной готовности к работе;
наличие оформленных инструктажей персонала ИЯУ и всех лиц, находящихся на площадке ИЯУ и в санитарно-защитной зоне, о действиях после получения сигнала оповещения о введении на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации;
организация и проведение руководством ИЯУ в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей.
43. При проведении противоаварийных учений и тренировок на ИЯУ уполномоченные лица контролируют соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ, в частности, проверяются:
своевременность принятия решения руководством ЭО (лицом, исполняющим его обязанности) и отдачи указаний начальнику смены ИЯУ об объявлении на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ;
доведение до сведения работников (персонала) ИЯУ согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи информации об объявлении на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ;
приведение в состояние готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и средств для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций после объявления на ИЯУ состояния "Аварийная готовность";
своевременность доведения до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации об объявлении на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала, обязательность регистрации переданных сообщений;
оперативность, лаконичность, полнота и достоверность информирования участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на ИЯУ для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования эксплуатирующей организацией Ростехнадзора и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи ИЯУ в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
своевременность информирования руководством ЭО работников (персонал) ИЯУ о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности ИЯУ в случае возникновения радиационно опасной ситуации;
наличие на передаваемых сообщениях однозначно трактуемых названий "Учение" или "Тренировка";
своевременность направления в Ростехнадзор и соответствие установленным в НП-027-10 требованиям оперативного и предварительного сообщений о нарушении в работе ИЯУ;
принятие руководством ИЯУ мер по сохранению обстановки в месте нарушения такой, какой она была во время нарушения, прекращению всех работ на системах (элементах), где произошло нарушение, если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития нарушения, до создания комиссии по расследованию нарушения;
действия руководства ИЯУ на ранней и средней фазе развития аварии, действия НС и оперативного персонала, руководителей структурных подразделений ИЯУ при объявлении состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ.
Глава IV. Проведение отдельных мероприятий
по контролю перед осуществлением отдельных видов работ,
устанавливаемых УДЛ
44. Уполномоченные лица выборочно проводят отдельные мероприятия по контролю с целью проверки соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии перед осуществлением отдельных видов работ, устанавливаемых УДЛ:
а) ремонтные работы с применением сварки на:
оборудовании и трубопроводах, важных для безопасности ИЯУ;
оборудовании и трубопроводах, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18;
несущих конструкциях грузоподъемных машин и механизмов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18;
б) работы по реконструкции/модернизации систем и оборудования (элементов), важных для безопасности, ИЯУ, а также оборудования, трубопроводов, подлежащих регистрации в соответствии с требованиями НП-071-18;
в) пуск ИЯУ после ППР;
г) пуск ИЯУ после останова, связанного с нарушением в работе ИЯУ;
д) отправка ОЯТ;
е) приемка свежего ядерного топлива.
Указанный перечень может уточняться для каждого ИЯУ с учетом УДЛ.
45. Выполнение мероприятий по контролю при проведении ремонтных работ и работ по реконструкции/модернизации (подпункты "а", "б" пункта 44 Методических рекомендаций).
46. До начала выполнения работ уполномоченными лицами проводится анализ документации, относящейся к конкретному виду работ, и проверка фактической готовности систем (элементов), важных для безопасности, оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов под давлением, зарегистрированных в соответствии с требованиями НП-071-18. Проверяются аттестация и квалификация привлекаемого к проведению работ персонала, а также наличие инструктажа по проведению данных работ.
47. При выполнении ремонтных работ рассматриваются документы, подтверждающие возможность выполнения ремонтных работ и включающие в том числе:
техническое решение (протокол) по выполнению ремонтных работ с применением сварки по результатам эксплуатационного контроля металла или технического освидетельствования;
проект производства работ и/или технологическую документацию (карты, инструкции и т.д.) проведения ремонтных работ;
акты входного контроля на оборудование, трубопроводы, в том числе на изделия, комплектующие, сварочные материалы, применяемые при проведении ремонтных работ, а также документы заводов-изготовителей (технические условия, паспорта, формуляры, сертификаты, планы качества и т.д.);
информацию об организациях, выполняющих работы, наличие у данных организаций лицензий Ростехнадзора;
документы по оценке соответствия оборудования, трубопроводов, кранов, сосудов под давлением, зарегистрированных в соответствии с требованиями НП-071-18, а также на комплектующие изделия, применяемые в составе оборудования, трубопроводов и кранов, включая решения о применении импортного оборудования (при наличии);
ремонтные ведомости;
свидетельства об аттестации технологии сварки;
свидетельство (формуляр) о ремонте оборудования с применением сварки.
48. При проведении работ по реконструкции (модернизации), кроме документов, перечисленных в пункте 47 Методических рекомендаций, рассматриваются:
решения о проведении реконструкции (модернизации);
изменения в УДЛ;
проектная документация по реконструкции (модернизации).
49. При проведении мероприятий по контролю при подготовке к пуску ИЯУ после ППР (подпункт в) пункта 44 Методических рекомендаций) рассматривается комплект документов, подтверждающих возможность пуска ИЯУ, включающий в том числе:
уведомление администрацией ЭО отдела надзора (инспекций) за ЯРБ, содержащее сведения о готовности ИЯУ к пуску после ППР и планируемый срок пуска;
сведения о выполнении всех запланированных работ в соответствии с ведомостью объема работ (пункт 264 НП-089-15);
отчетные документы, подтверждающие выполнение ППР, в соответствии с пунктом 265 НП-089-15;
сведения о выполнении работ по программам технического перевооружения и управления ресурсом оборудования;
документацию по техническому освидетельствованию оборудования и трубопроводов, по проведению эксплуатационного контроля металла и метрологической поверки средств измерений;
документацию по техническому освидетельствованию локализующих систем безопасности и их элементов;
решение эксплуатирующей организации о допуске в эксплуатацию оборудования и трубопроводов с дефектами (при их наличии), заключение организации научно-технической поддержки на указанное решение в соответствии с пунктом 157 НП-084-15 и результаты рассмотрения указанных документов уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В случае выявления в период ППР дефектов, повреждений и отказов отдел надзора (инспекций) за ЯРБ контролирует направление в центральный аппарат Ростехнадзора документированной информации о выявленных в период ППР несоответствиях установленным в нормативных, проектных и эксплуатационных документах требованиям и принятых мерах по устранению этих несоответствий;
документацию о готовности ИЯУ к эксплуатации, включая результаты расчетов в обоснование безопасности топливной загрузки, согласованные в установленном порядке, а также акт по результатам топливной загрузки;
документацию о готовности систем к пуску ИЯУ;
документацию о состоянии зданий, сооружений, включая справку о результатах контроля кренов и осадок, справку о состоянии зданий ИЯУ (акты об устранении дефектов зданий, помещений обстройки и гермообъема ИЯУ, а также других зданий и сооружений), акты проверки герметичности (замер разряженности) помещений 1 и 2 категорий радиационной опасности;
программу пуска ИЯУ;
документированное подтверждение проведения операционного производственного контроля (например, контрольные листы, отметки в картах контроля, записи в оперативных журналах, оформленные и закрытые наряды-допуски);
результаты выполнения испытаний давлением оборудования и трубопроводов в соответствии с пунктами 159, 160, 162 НП-089-15;
сведения о наличии лицензий на соответствующий вид деятельности у организаций, выполняющих работы на площадке ИЯУ, и выполнение условий их действия во время ППР;
уведомления соответствующих органов Ростехнадзора перед началом выполнения работ на объектах использования атомной энергии при наличии такого требования в УДЛ организаций;
разрешение эксплуатирующей организации на пуск ИЯУ.
50. При проведении мероприятий по контролю при подготовке к пуску ИЯУ после останова, связанного с нарушением в его работе (подпункт г) пункта 44 Методических рекомендаций), рассматривается комплект документов, подтверждающий возможность пуска ИЯУ, включающий в том числе:
сведения о выявленных причинах нарушения и проведенных мероприятиях по их устранению;
сведения о готовности ИЯУ к пуску;
решение эксплуатирующей организации о допуске в эксплуатацию оборудования и трубопроводов с дефектами (при их наличии) и заключение организации научно-технической поддержки на указанное решение в соответствии с пунктом 157 НП-084-15;
разрешение эксплуатирующей организации на пуск ИЯУ.
51. При проведении мероприятий по контролю отправки ОЯТ или приемке свежего ядерного топлива (подпункты "д", "е" пункта 44 Методических рекомендаций) проверяется:
наличие ОРД, в т.ч. наличие приказа руководства ЭО об организации отправки ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);
наличие согласованной номенклатуры ОТВС, подлежащих отправке;
наличие соответствующих лицензий у ИЯУ, организации перевозчика и организации получателя ОЯТ;
соответствие ХОЯТ, ХСТ, транспортных путей и документации требованиям НП-061-05, готовность специального транспорта, специальных мест для подготовки ТУК и вагонов-контейнеров к отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива) за территорию (на территорию) ИЯУ, наличие схем размещения и маневрирования на территории ИЯУ;
наличие и соблюдение эксплуатационно-технической документации по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), включая инструкцию по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), рабочую программу загрузки ОТВС в ТУК, рабочий график загрузки ОТВС в ТУК, инструкции по дезактивации поверхности помещений, транспорта и транспортно-технологического оборудования;
соблюдение установленных требований к состоянию оборудования, систем, документации перед началом работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), а также в ходе выполнения работ;
укомплектованность рабочих мест персонала, участвующего в работах по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива), документацией согласно соответствующим перечням, в том числе документами, устанавливающими порядок выполнения работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);
организация радиационного контроля, обеспечение радиационной безопасности при выполнении работ по отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);
наличие актов готовности, подтверждающих выполнение необходимых организационно-технических мероприятий и готовность ИЯУ к отправке ОЯТ (приемке свежего ядерного топлива);
проведение внеплановых инструктажей персонала, участвующего в работах с ОТВС (свежим ядерным топливом) и ТУК.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по осуществлению постоянного
государственного надзора на атомных
станциях, утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 11 февраля 2021 г. N 37
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АИС - автоматизированная информационная система;
АЦ - аварийный центр;
КЧСПБО - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ИЯУ;
ИЯУ - исследовательская ядерная установка;
МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии;
НС - начальник смены ИЯУ;
ОИАЭ - объект использования атомной энергии;
ООБ - отчет по обоснованию безопасности;
ОРД - организационно-распорядительный документ;
ОТВС - отработавшая тепловыделяющая сборка;
ОЯТ - отработавшее ядерное топливо;
ППР - планово-предупредительный ремонт;
РАО - радиоактивные отходы;
ТВС - тепловыделяющая сборка;
ТУК - транспортно-упаковочный комплект;
УДЛ - условия действия лицензий на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
УДР - условия действия разрешений работникам объектов использования атомной энергии на право ведения работ в области использования атомной энергии;
ХОЯТ - хранилище отработавшего ядерного топлива;
ХСТ - хранилище свежего топлива;
ЭО - эксплуатирующая организация;
ЯРБ - ядерная и радиационная безопасность.