Приложение 5. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК" (НП-027-24)
Приложение 5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА О РАССЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЯ В РАБОТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ
Приложение N 5
к федеральным нормам и правилам
в области использования
атомной энергии "Положение
о порядке расследования нарушений
в работе исследовательских
ядерных установок", утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 ноября 2024 г. N 353 
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА О РАССЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЯ
В РАБОТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ 
1. В разделе 1 "Состав комиссии" необходимо привести сведения о создании и составе комиссии по расследованию нарушения в работе исследовательской ядерной установки (далее - ИЯУ) (полное наименование органа управления использования атомной энергии (при нарушениях категорий А01, А02) или эксплуатирующей организации, создавшей комиссию, дата и номер локального нормативного акта о создании комиссии, а также полные наименования органа управления использованием атомной энергии и федеральных органов исполнительной власти (при нарушениях категорий А01, А02) и организаций, от которых назначены председатель и члены комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ, должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии).
2. В разделе 2 "Описание нарушения" необходимо привести описание состояния ИЯУ до нарушения, последовательности событий, обусловивших нарушение.
3. Раздел 2 "Описание нарушения" должен иметь следующую структуру:
подраздел 2.1 "Состояние ИЯУ до нарушения";
подраздел 2.2 "Описание последовательности событий в процессе развития нарушения";
подраздел 2.3 "Действия, предпринятые для выяснения причин нарушения";
подраздел 2.4 "Предшествующие подобные нарушения с указанием даты нарушения";
подраздел 2.5 "Подразделение (служба) ИЯУ, на оборудовании которого произошли отказы или в котором выявлены ошибки персонала";
подраздел 2.6 "Меры, принятые по локализации нарушения".
4. В разделе 2 "Описание нарушения" обозначения параметров и размерность их значений должны соответствовать государственным стандартам.
5. В подразделе 2.1 раздела 2 "Описание нарушения" при описании состояния ИЯУ до нарушения должны быть приведены сведения о (об):
а) условиях проведения работ на ИЯУ;
б) состоянии (находится в эксплуатации, резерве, ремонте) и рабочих параметрах основных и вспомогательных систем (элементов) и оборудования, относящихся к отказавшему оборудованию (ошибке персонала);
в) текущем контроле, проводимых проверках и техническом обслуживании оборудования, проводимых испытаниях, ремонте;
г) имеющихся повреждениях или дефектах систем (элементов) и оборудования;
д) отклонениях от требований действующей эксплуатационной документации и обосновании таких отклонений.
6. В подразделе 2.2 раздела 2 "Описание нарушения" при описании последовательности событий в процессе развития нарушения должна быть приведена (в хронологической последовательности, с указанием времени) последовательность отказов систем (элементов), ошибок персонала, включая информацию о (об):
а) изменении параметров и режимов;
б) срабатывании блокировок и защит;
в) автоматическом или ручном срабатывании систем безопасности, о работе других систем (элементов), оборудования, важного для безопасности;
г) отказах систем (элементов), последствиях этих отказов;
д) действиях персонала, выполненных в ходе нарушения (как правильных, так и неправильных).
7. К описанию последовательности событий нарушения должны быть приложены графики и диаграммы, иллюстрирующие динамику изменения важных для анализа данного нарушения параметров. На них должны быть отмечены точки отсчета событий - моменты отказов систем (элементов), ошибок персонала, срабатывания (несрабатывания) защит и блокировок.
8. В подразделе 2.3 раздела 2 "Описание нарушения" при описании действий, предпринятых для выяснения причин отказов систем (элементов), ошибок персонала должны быть приведены результаты анализа работы систем, оборудования, а также действий персонала ИЯУ для выяснения причин отказов систем (элементов), ошибок персонала.
9. В подразделе 2.4 раздела 2 "Описание нарушения" при описании предшествующих подобных нарушений должны быть приведены:
а) сведения об имевших место на ИЯУ подобных нарушениях с указанием даты каждого нарушения (информация должна быть представлена на основе отчетов о расследовании нарушения в работе ИЯУ);
б) перечень принятых корректирующих мер и краткий анализ возможных причин повторяемости нарушений;
в) сведения о выполнении корректирующих мер по этим нарушениям (должен быть сделан вывод о том, почему ранее принятые меры не предотвратили повторение нарушения).
10. В подразделе 2.5 раздела 2 "Описание нарушения" должны быть указаны наименования подразделений (служб) ИЯУ, на оборудовании которых произошли отказы или в которых выявлены ошибки персонала.
11. В подразделе 2.6 раздела 2 "Описание нарушения" должны быть приведены меры, принятые по локализации нарушения.
12. В разделе 3 "Последствия нарушения" необходимо привести данные о последствиях нарушения для безопасности работ на ИЯУ, включая радиационные последствия (в случае, если таковые были), для персонала ИЯУ, населения и окружающей среды.
13. В разделе 3 "Последствия нарушения" необходимо представить информацию о следующих произошедших последствиях нарушения:
а) нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации;
б) выход радиоактивных веществ за установленные границы ИЯУ;
в) облучение лиц из числа персонала или населения;
г) погибшие и получившие травмы;
д) загрязнение радиоактивными веществами систем (элементов), оборудования, помещений и площадки размещения ИЯУ, территории за пределами площадки размещения ИЯУ;
е) повреждение оборудования;
ж) время простоя ИЯУ.
14. В случае если установлено нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, в разделе 3 "Последствия нарушения" необходимо привести описание нарушения с указанием ссылки на соответствующий пункт нормативного документа и (или) эксплуатационной документации ИЯУ.
15. В случае выявления выхода радиоактивных веществ за установленные границы ИЯУ в разделе 3 "Последствия нарушения" должны быть приведены данные о количестве и радионуклидном составе выброса (сброса).
16. В случае травмирования и (или) гибели лиц из числа персонала и (или) населения, в том числе в результате облучения, в разделе 3 "Последствия нарушения" необходимо представить следующую информацию:
а) при наличии облученных лиц - данные о величинах индивидуальных эффективных и эквивалентных доз, полученных персоналом и (или) населением (в мЗв);
б) для нарушений категорий А01, А02, П01 при наличии пострадавших от лучевого, химического или другого вредного фактора воздействия - данные о проведенных мероприятиях по оказанию первой доврачебной и врачебной помощи пострадавшим и планируемых профилактических мероприятиях по улучшению состояния здоровья.
17. Для нарушений с радиационными последствиями приводится информация о реализации плана мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии и плана мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии на радиационных объектах I - II категорий по потенциальной радиационной опасности.
18. В случае загрязнения радиоактивными веществами систем (элементов) оборудования, помещений и площадки размещения ИЯУ, а также территории за пределами площадки размещения ИЯУ в разделе 3 "Последствия нарушения" должны быть приведены данные о площади загрязнения и мощности дозы гамма-излучения от отдельных элементов.
19. При наличии поврежденного оборудования в разделе 3 "Последствия нарушения" необходимо привести перечень поврежденного оборудования с указанием наименования поврежденного оборудования и характера повреждения.
20. В разделе 3 "Последствия нарушения" должно быть приведено время простоя ИЯУ.
21. В разделе 4 "Причины нарушения" необходимо привести результаты анализа всех отказов систем (элементов), ошибок (неправильных действий) персонала, имевших место в процессе нарушения в работе ИЯУ, их непосредственные и коренные причины.
22. В разделе 4 "Причины нарушения" должна быть приведена таблица отказов систем (элементов), ошибок персонала (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к Положению), содержащая:
а) информацию о времени отказа системы (элемента), ошибке персонала;
б) описание отказа системы (элемента), ошибки персонала;
в) коды непосредственной и коренной причин отказов систем (элементов), ошибок персонала ИЯУ, указанные в соответствии с приложением N 7 к Положению.
23. Перечень отказов систем (элементов) должен быть приведен в таблице отказов систем (элементов), ошибок персонала в хронологической последовательности.
24. В случае если при анализе причин отказов систем (элементов), ошибок персонала вскрыты недостатки процедур, в ходе проведения которых не выявлен и (или) не устранен скрытый недостаток в работоспособности оборудования, применимости процедур, подготовленности персонала, то в перечне коренных причин отказов систем (элементов), ошибок персонала в разделе 4 "Причины нарушения" должны быть приведены коренные причины, связанные с недостатками этих процедур. В случае если отказ (ошибка) стали возможными из-за недостатков в работе персонала ИЯУ, то при описании коренной причины в разделе 4 "Причины нарушения" должна быть приведена категория этого персонала.
25. В разделе 5 "Оценка нарушения по влиянию на безопасность" необходимо привести анализ нарушения по возможным радиационным воздействиям на персонал, население и окружающую среду, а также оценку факторов, влияющих на безопасность ИЯУ.
26. В разделе 5 "Оценка нарушения по влиянию на безопасность" должны быть изложены последствия для безопасной эксплуатации ИЯУ, которые имели или могли иметь место в случае иного возможного процесса развития нарушения.
27. Из перечня всех отказов систем (элементов) и ошибок персонала, приведенного в таблице отказов систем (элементов), ошибок персонала, указанной в пункте 22 настоящего приложения к Положению, должны быть выбраны отказы систем (элементов) и ошибки персонала, характеризующие нарушение в работе ИЯУ. В разделе 5 "Оценка нарушения по влиянию на безопасность" должна быть дана оценка значимости для безопасности каждого выбранного отказа или ошибки персонала с целью установления, могли ли последствия отказа (ошибки) стать более неблагоприятными в реальных и других возможных условиях.
28. В разделе 5 "Оценка нарушения по влиянию на безопасность" должно быть приведено обоснование уровня нарушения по международной шкале ядерных событий INES.
29. В разделе 6 "Недостатки, выявленные при расследовании нарушения" необходимо привести сведения о недостатках, выявленных в процессе расследования нарушения.
30. К недостаткам, выявленным в процессе расследования нарушения, относятся установленные в ходе работы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ явления, процессы или состояния, которые не оказали влияния на расследуемое нарушение, но потенциально способны привести к нарушению нормального протекания технологических процессов.
31. В разделе 6 "Недостатки, выявленные при расследовании нарушения" необходимо представить информацию о следующих выявленных при расследовании нарушения недостатках в части:
а) действий персонала ИЯУ;
б) работы систем (элементов) нормальной эксплуатации;
в) работы систем (элементов), важных для безопасности;
г) технического обслуживания и ремонта;
д) документации;
е) организации проведения работ на ИЯУ;
ж) работы экспериментальных устройств и радиационных источников.
32. В разделе 7 "Корректирующие меры" необходимо привести сведения о корректирующих мероприятиях, определяемых комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ для предотвращения в дальнейшем подобных нарушений.
33. Корректирующие меры по устранению нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и предотвращению повторения нарушений должны определяться по каждой непосредственной и коренной причине отказа (ошибке) персонала, а также по каждому недостатку, выявленному в процессе расследования.
34. Корректирующие меры должны формулироваться таким образом, чтобы были ясны конечные цели, исполнители и сроки проведения мероприятий. Корректирующие меры подразделяются на подлежащие выполнению и рекомендуемые к выполнению.
35. К корректирующим мерам, подлежащим выполнению, относятся мероприятия по возобновлению работ на ИЯУ, предотвращению возникновения аналогичных нарушений, а также мероприятия по устранению нарушений требований нормативных документов.
36. К корректирующим мерам, рекомендуемым к выполнению, относятся мероприятия, которые могут быть проведены организациями, занимающимися конструированием, проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом систем (элементов), разработкой документации, или согласованные с этими организациями, а также мероприятия, требующие проведения дополнительных исследований.
37. Корректирующие меры, подлежащие выполнению и рекомендуемые к выполнению, разрабатываются в части:
а) ремонта систем (элементов);
б) замены систем (элементов);
в) эксплуатации систем (элементов);
г) конструирования систем (элементов);
д) проектирования систем (элементов);
е) изготовления систем (элементов);
ж) сооружения систем (элементов);
з) монтажа систем (элементов);
и) наладки систем (элементов);
к) документации;
л) персонала;
м) процедуры выявления и устранения дефектов и повреждений систем (элементов);
н) экспериментальных устройств и радиационных источников;
о) процедуры устранения выявленных недостатков в подготовке персонала.
38. В разделе 7 "Корректирующие меры" по каждому мероприятию должны быть указаны исполнитель и срок его проведения.
39. В разделе 8 "Перечень документов, которыми руководствовалась комиссия" необходимо привести перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, норм и правил, документов по обеспечению безопасности ИЯУ, которыми руководствовалась комиссия по расследованию нарушения в работе ИЯУ при расследовании нарушения в работе ИЯУ.
40. В разделе 9 "Приложения" необходимо привести определенный комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ перечень приложений к отчету о расследовании нарушения.
41. Представленный к отчету перечень приложений должен содержать исчерпывающее обоснование принятых комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ решений и выводов.
42. В зависимости от обстоятельств, причин и недостатков, выявленных комиссией по расследованию нарушения в работе ИЯУ, к отчету о расследовании нарушения в работе ИЯУ должны быть приложены следующие материалы:
а) объяснительные записки сменного персонала, а также персонала, участвовавшего в ликвидации нарушения, его очевидцев (при наличии), администрации ИЯУ;
б) диаграммы изменения основных параметров ИЯУ;
в) картограмма загрузки активной зоны ИЯУ при нарушениях пределов и (или) условий безопасной эксплуатации;
г) диаграммы изменения основных параметров систем (элементов) ИЯУ, распечатки результатов регистрации изменения состояния основных систем (элементов) в процессе развития нарушения;
д) данные обследования радиационной обстановки;
е) данные об облучении персонала;
ж) медицинское заключение о состоянии здоровья пострадавших в результате нарушения с радиационными последствиями;
з) технологические и электрические схемы (или их фрагменты), чертежи, эскизы, фотографии поврежденных элементов, мест повреждения;
и) протоколы и акты послеаварийных проверок, результаты металлографических и других исследований, акты вскрытия (разборки) поврежденных элементов;
к) справки метеостанции и выписки из проекта или расчета (при нарушениях по причине внешних воздействий);
л) материалы, подтверждающие выводы комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ о причинах нарушения;
м) заключения экспертов, привлекавшихся к расследованию нарушения;
н) данные об отказавшем, поврежденном или дефектном элементе (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к Положению);
о) сведения о персонале ИЯУ, допустившем неправильные действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к Положению);
п) сообщения о нарушении, подготовленные и переданные эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями главы III Положения;
р) решение о создании комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ, подготовленное в соответствии с требованиями пунктов 19 и 21 Положения;
с) решение о продлении срока расследования нарушения, принятое в соответствии с требованиями пункта 25 Положения;
т) план по достижению результатов расследования, разработанный в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 26 и абзаца второго пункта 27 Положения;
у) данные об обстановке места нарушения, зафиксированной на момент его выявления в соответствии с требованиями пункта 29 Положения;
ф) решения об отнесении нарушения к иной категории, продолжении или прекращении работы, или создании новой комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ, подготовленные в соответствии с требованиями пункта 34 Положения;
х) решение о возобновлении работ на ИЯУ, подготовленное в соответствии с требованиями пункта 35 Положения (при наличии);
ц) особые мнения членов комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ, подготовленные в соответствии с требованиями абзаца третьего пункта 38 Положения (при наличии).