VIII. Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий

VIII. Рекомендации по организации проведения
учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий

51. В целях отработки действий, предусмотренных Планом мероприятий и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.

52. В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:

цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана мероприятий);

сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом мероприятий;

состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;

исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;

порядок проведения учебно-тренировочного занятия;

перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);

местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.

53. При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:

реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;

создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений) и максимально приближенной к реально возможной;

технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;

демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;

исключение при подготовке и проведении учебно-тренировочных занятий возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к инициированию инцидентов или реальных аварий, травмированию персонала, материальному ущербу, какому - либо изменению состояния безопасности объектов, нанесению ущерба окружающей среде и селитебным зонам.

54. Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом мероприятий, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

55. При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, в том числе:

порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;

порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом мероприятий;

действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);

вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);

вызов и прибытие руководителей и специалистов организаций;

время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;

соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану мероприятий;

в случае пожара - возможность организации подачи воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;

знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.

По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.

56. Для оценки готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии рекомендуется создавать комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации, формирование которой рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации.

57. Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии.

58. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:

подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом мероприятий задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;

наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;

наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом мероприятий, правильности их размещения и применения работниками организации;

состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;

наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;

состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом мероприятий, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).

59. По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану мероприятий рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.

В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.

60. Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.

61. При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.

62. Рекомендуемая периодичность проведения учебно-тренировочных занятий - не реже одного раз в год для каждого опасного производственного объекта (посезонно, в зимнее и летнее время), с фиксированием результатов проведения указанных занятий в журнале, рекомендуемый образец которого приведен в Приложении N 9 к настоящему Руководству.

63. Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".