VI. Моделирование аварийных последовательностей
46. Моделирование АП для групп ИС выполняется для определения:
множества путей протекания аварий с учетом возможных действий персонала;
конечных состояний АП;
критериев успеха функций систем с учетом действий персонала.
Результаты моделирования АП рекомендуется использовать при анализе надежности систем, анализе надежности персонала, разработке вероятностной модели блока АС и определении сценариев для выполнения необходимых детерминистических расчетов.
При разработке моделей АП рекомендуется использовать метод "деревьев событий".
47. Модели АП разрабатываются с учетом особенностей каждой группы ИС и каждой группы ЭС.
48. Рекомендуется определять и описывать в отчетных материалах по ВАБ уровня 1 для внутренних ИС виды конечных состояний АП. При разработке моделей АП рекомендуется использовать, по крайней мере, следующие виды конечных состояний АП:
конечное состояние АП с повреждением твэлов;
конечное состояние АП без повреждения твэлов.
При разработке моделей АП допускается обоснованное использование других видов конечных состояний АП. Результаты указанного обоснования рекомендуется представлять в составе отчетных материалов по ВАБ уровня 1 для внутренних ИС.
49. Интервал времени при моделировании АП рекомендуется обосновывать, но принимать равным не менее 24 ч с момента возникновения ИС. Результаты обоснования рекомендуется включать в состав отчетных материалов по ВАБ уровня 1 для внутренних ИС.
Интервал времени при моделировании АП рекомендуется расширять в случае, если за его пределами возможно достижение конечного состояния АП с повреждением твэлов по следующим причинам:
исчерпание запасов охлаждающей среды, топлива, масла, сжатых газов при невозможности возобновить эти запасы;
развитие физических процессов, приводящих к конечным состояниям АП с повреждением твэлов.
При обосновании выбранного периода времени моделирования АП рекомендуется исходить из того, что постепенное увеличение указанного периода не должно приводить к скачкообразному увеличению величины вероятности тяжелых аварий. При этом рекомендуется, чтобы интервал моделирования АП превышал время восстановления отказавшего оборудования систем (каналов систем) в условиях функционирования других систем (каналов систем), обеспечивающих безопасность блока АС, относительно рассматриваемой функции.
50. При разработке моделей АП рекомендуется руководствоваться следующим:
моделируемые функции по возможности располагаются начиная от ИС в порядке возникновения необходимости их выполнения с учетом причинно-следственных связей;
модели АП не упрощаются с целью сокращения их размеров, если при этом возможна потеря значимых АП. К значимым АП относятся АП, вклад от которых в вероятность тяжелых аварий для всех АП является большим, чем 0,01%;
суммарный вклад неучтенных (неразрабатываемых) АП в вероятность тяжелых аварий не превышает 1% и учтен при определении суммарной вероятности тяжелых аварий для внутренних ИС.
51. При разработке моделей АП рекомендуется учитывать влияние на работоспособность систем (элементов) условий их работы при развитии аварий: истекающих струй теплоносителя, биений трубопроводов, летящих предметов, ударных волн, вторичных пожаров, температурных деформаций конструкций и других факторов. При этом рекомендуется учитывать зависимость режима работы систем от особенностей анализируемого аварийного процесса, возможность работы одних систем при отказе других систем.
52. Характеристики, на основе которых строятся модели АП, включая физические параметры аварий, пути протекания аварий, достижение конечных состояний АП, критерии успеха функций систем и резервы времени для действий персонала, рекомендуется обосновывать детерминистическими расчетами.
53. Результаты детерминистических расчетов, используемых для обоснования моделей АП, рекомендуется представлять в отчетных материалах по ВАБ уровня 1 для внутренних ИС в объеме, указанном в пункте 42 настоящего Руководства по безопасности.