Приложение 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИТЕРИЕВ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ САМООЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЯРБ ИЯУ

Приложение N 3
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Самооценка эксплуатирующей
организацией текущего состояния
ядерной и радиационной безопасности
исследовательской ядерной установки",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от "__" ________ 20__ г. N ___

ХАРАКТЕРИСТИКИ
КРИТЕРИЕВ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ САМООЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО
СОСТОЯНИЯ ЯРБ ИЯУ

Таблица N 1

Шкала оценки критериев безопасности

Индикатор
Характеристика
1. Наличие разрешений (лицензий)
и1
Необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности имеются. УДЛ соблюдены
и2
Необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности имеются. УДЛ соблюдены. По всем ранее выявленным нарушениям УДЛ приняты компенсирующие меры обеспечения безопасности, согласованные с Ростехнадзором
и3
Необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности имеются. Выявлены нарушения УДЛ. Разработаны компенсирующие меры обеспечения безопасности
и4
Необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности и (или) компенсирующие меры обеспечения безопасности по выявленным нарушениям УДЛ отсутствуют
2. Регулярность проведения технических совещаний
и1
Проведены все запланированные технические совещания
и3
Часть запланированных технических совещаний не проведена. Приняты компенсирующие меры
и4
Технические совещания не проводились
3. Надежность (герметичность) топливных элементов
и1
Надежность (герметичность) топливных элементов > 99%
и2
98% надежность (герметичность) топливных элементов < 99%
и3
95% надежность (герметичность) топливных элементов < 98%
и4
Надежность (герметичность) топливных элементов < 95%
4. Использование аттестованных и (или) верифицированных ПС и (или) методик
и1
Для расчетов нейтронно-физических, тепло-гидравлических и радиационных параметров используются только аттестованные ПС и (или) методики
и2
Для расчетов нейтронно-физических, тепло-гидравлических и радиационных параметров используются неаттестованные, но верифицированные ПС и (или) методики
и3
Расчеты нейтронно-физических, тепло-гидравлических и радиационных параметров проводятся с использованием неверифицированных ПС и (или) методик
и4
Расчеты нейтронно-физических, тепло-гидравлических или радиационных параметров не выполняются
5. Утечка рабочих сред
и1
Утечка РС не превышает значений, установленных в проектной, эксплуатационной или технической документации
и2
Утечка РС превышает значения, установленные в проектной, эксплуатационной или технической документации, но не превышает эксплуатационных пределов
и3
Утечка РС превышает эксплуатационные пределы, но не превышает пределов безопасной эксплуатации
и4
Утечка РС превышает пределы безопасной эксплуатации
6. Техническое состояния СВБ
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
7. Наличие нарушений в работе ИЯУ
и1
Нарушений в работе ИЯУ не зафиксировано. Остановов ИЯУ, вызванных нарушениями электроснабжения за пределами эксплуатационной ответственности, не происходило
и2
Нарушений в работе ИЯУ не зафиксировано. Происходили остановы ИЯУ, вызванные нарушениями электроснабжения за пределами эксплуатационной ответственности
и3
На ИЯУ зафиксировано нерадиационное происшествие, приведшее к останову ИЯУ. Мероприятия по устранению причин нарушения выполнены или реализуются
и4
Причины нарушения по учетным нерадиационным нарушениям не устранены и (или) зафиксировано радиационное происшествие, и (или) авария
8. Повторяющиеся нарушения в работе ИЯУ
и1
Повторяющиеся нарушения в работе ИЯУ отсутствуют
и2
Зафиксировано повторяющееся нарушение в работе ИЯУ. Реализуются мероприятия по устранению причин нарушения
и3
Зафиксированы многократные повторяющиеся нарушения в работе ИЯУ
и4
Мероприятия по устранению причин нарушения по учетным повторяющимся нарушениям отсутствуют и (или) зафиксированы радиационное происшествие и (или) авария, вызванные повторяющимся нарушением в работе ИЯУ
9. Нарушения в работе ИЯУ по вине персонала
и1
Нарушений в работе ИЯУ по вине персонала не было
и2
Зафиксировано одно нарушение в работе ИЯУ по вине персонала
и3
Зафиксировано более одного нарушения в работе ИЯУ по вине персонала. Реализуются мероприятия по устранению причин нарушения
и4
Зафиксированы радиационное происшествие и (или) авария на ИЯУ по вине персонала, компенсирующие меры не приняты
10. Срабатывание аварийной защиты
и1
Число имевших место срабатываний аварийной защиты ИЯУ без признаков нарушений, подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями НП-027-10, не превышает двух
и2
Число имевших место срабатываний аварийной защиты ИЯУ без признаков нарушений, подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями НП-027-10, равно трем
и3
Число имевших место срабатываний аварийной защиты ИЯУ без признаков нарушений, подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями НП-027-10, равно четырем
и4
Число имевших место срабатываний аварийной защиты ИЯУ без признаков нарушений, подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями НП-027-10, больше четырех
11. Аварийная готовность персонала
и1
Аварийная готовность персонала 95%
и2
70% аварийная готовность персонала < 95%
и3
50% аварийная готовность персонала < 70%
и4
Аварийная готовность персонала < 50%
12. Наличие и готовность к использованию технических средств
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
13. Количество и тематика проведенных противоаварийных учений и тренировок
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
14. Укомплектованность персоналом согласно организационной структуре эксплуатирующей организации
и1
Укомплектованность персоналом больше 95% от численности персонала согласно организационной структуре, регламентируемой пунктом 5.1.1 НП-033-11
и2
Укомплектованность персоналом находится в диапазоне от 75% до 95% (включительно) от численности персонала согласно организационной структуре, регламентируемой пунктом 5.1.1 НП-033-11. Мер по обеспечению выполнения службами возложенных на них задач достаточно
и3
Укомплектованность персоналом находится в диапазоне от 75% до 95% (включительно) от численности персонала согласно организационной структуре, регламентируемой пунктом 5.1.1 НП-033-11. Мер по обеспечению выполнения службами возложенных на них задач недостаточно. Приняты компенсирующие меры
и4
Укомплектованность персоналом меньше или равна 75% от численности персонала согласно организационной структуре и (или) организационная структура не соответствует требованиям пунктом 5.1.1 НП-033-11. Компенсирующие меры не приняты
15. Подготовка персонала
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
16. Нарушения в работе ИЯУ после технического обслуживания или ремонта оборудования
и1
Нарушений в работе ИЯУ после технического обслуживания или ремонта оборудования не было
и2
Зафиксировано одно нарушение в работе ИЯУ после технического обслуживания или ремонта оборудования. Реализуются мероприятия по устранению причин нарушения
и3
Зафиксировано более одного нарушения в работе ИЯУ после технического обслуживания или ремонта оборудования. Утвержден и реализуется план мероприятий по устранению причин нарушения
и4
Зафиксированы радиационное происшествие и (или) авария на ИЯУ, вызванные отказом оборудования, прошедшего техническое обслуживание или ремонт, мероприятия по устранению причин нарушения не реализованы
17. Нарушения трудовой дисциплины
и1
Нарушений трудовой дисциплины не было
и2
Зафиксирован однократный случай нарушения трудовой дисциплины со стороны персонала. Приняты компенсирующие меры
и3
Зафиксированы неоднократные случаи нарушения трудовой дисциплины со стороны персонала. Приняты компенсирующие меры
и4
Компенсирующие меры по нарушениям трудовой дисциплины отсутствуют и (или) нарушение трудовой дисциплины привело к нарушению в работе ИЯУ
18. Выполнение планов (мероприятий) по повышению безопасности
и1
Переноса сроков выполнения планов или отдельных мероприятий по повышению безопасности ИЯУ не было
и2
Зафиксированы случаи переноса сроков выполнения планов или отдельных мероприятий по повышению безопасности ИЯУ в пределах отчетного периода
и3
Зафиксированы случаи переноса сроков выполнения планов или отдельных мероприятий по повышению безопасности ИЯУ за пределы отчетного периода
и4
Зафиксированы случаи несоблюдения сроков выполнения планов или отдельных мероприятий по повышению безопасности ИЯУ, перенесенных с предыдущих отчетных периодов
19. Обращение со свежим ЯТ и ЯМ
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
20. Обращение с ОЯТ
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
21. Дозовые нагрузки на работников (персонал)
и1
Значения доз облучения персонала не превышают установленные контрольные уровни
и2
Значения доз облучения персонала группы Б не превышают установленные контрольные уровни. Значения доз облучения персонала группы А превышают установленные контрольные уровни без превышения основных пределов доз облучения персонала, установленные в нормах радиационной безопасности
и3
Значения доз облучения персонала групп А и Б превышают установленные контрольные уровни, но не превышают основные пределы дозы облучения персонала, установленные в нормах радиационной безопасности
и4
Компенсирующие меры по превышению значений контрольных уровней отсутствуют и (или) значения доз облучения персонала превышают основные пределы дозы облучения персонала, установленные в нормах радиационной безопасности
22. Радиоактивное загрязнение помещений и оборудования
и1
Значения среднегодовой объемной активности радионуклидов в воздухе и радиоактивного загрязнения поверхностей в помещениях пребывания ИЯУ не превысили установленных контрольных уровней
и2
Значения среднегодовой объемной активности радионуклидов в воздухе и радиоактивного загрязнения в помещениях постоянного пребывания персонала не превысили установленных контрольных уровней. Уровни радиоактивного загрязнения в помещениях периодического пребывания персонала превысили установленные контрольные уровни без превышения допустимых значений, установленных в нормах радиационной безопасности
и3
Значения среднегодовой объемной активности радионуклидов в воздухе и радиоактивного загрязнения поверхностей превысили установленные контрольные уровни, но не превысили допустимых значений, установленных в нормах радиационной безопасности
и4
Компенсирующие меры по превышению значениями среднегодовой объемной активности радионуклидов в воздухе и радиоактивного загрязнения поверхностей контрольных уровней отсутствуют и (или) значения среднегодовой объемной активности радионуклидов в воздухе и (или) радиоактивного загрязнения поверхностей помещений постоянного пребывания персонала превысили допустимые значения, установленные в нормах радиационной безопасности
23. Выбросы РВ в атмосферный воздух
и1
Величины фактических выбросов РВ в атмосферный воздух ниже установленных контрольных уровней
и3
Величины фактических выбросов РВ в атмосферный воздух ниже значений нормативов предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух. Превышены контрольные уровни выбросов РВ в атмосферный воздух за сутки и (или) за месяц
и4
Величины фактических выбросов РВ в атмосферный воздух превысили значения нормативов предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух
24. Сбросы РВ в водные объекты
и1
Величины фактических сбросов РВ в водные объекты ниже установленных контрольных уровней
и3
Величины фактических сбросов РВ в водные объекты ниже значений нормативов допустимых сбросов РВ в водные объекты. Превышены контрольные уровни сбросов РВ в водные объекты за сутки и (или) за месяц
и4
Величины фактических сбросов РВ в водные объекты превысили значения нормативов допустимых сбросов РВ в водные объекты
25. Радиационное воздействие на население
и1
Дозы облучения населения при эксплуатации ИЯУ не превышают установленную квоту дозы
и3
Дозы облучения населения превышают установленную квоту дозы, однако не превышают основные пределы доз облучения
и4
Дозы облучения населения превышают основные пределы доз облучения
26. Техническая безопасность
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
27. Хранилища (емкости) ТРО
и1
Объема имеющихся и вводимых в эксплуатацию по разработанным планам пунктов хранения ТРО достаточно для обеспечения безопасного хранения ТРО в течение установленного срока промежуточного хранения
и2
Объема имеющихся пунктов хранения ТРО недостаточно для обеспечения безопасного хранения ТРО в течение установленного срока промежуточного хранения. Разработаны планы по вводу в эксплуатацию недостающих пунктов хранения ТРО
и3
Объема имеющихся и вводимых в эксплуатацию по разработанным планам пунктов хранения ТРО недостаточно для обеспечения безопасного хранения ТРО в течение установленного срока промежуточного хранения. Приняты компенсирующие меры
и4
Компенсирующие меры отсутствуют и (или) объема имеющихся пунктов хранения для обеспечения безопасного хранения ТРО в течение отчетного периода недостаточно
28. Хранилища (емкости) ЖРО
и1
Объема имеющихся и вводимых в эксплуатацию по разработанным планам пунктов хранения ЖРО достаточно для обеспечения безопасного хранения ЖРО в течение установленного срока промежуточного хранения
и2
Объема имеющихся пунктов хранения ЖРО недостаточно для обеспечения безопасного хранения ЖРО в течение установленного срока промежуточного хранения. Разработаны планы по вводу в эксплуатацию недостающих пунктов хранения ЖРО
и3
Объема имеющихся и вводимых в эксплуатацию по разработанным планам пунктов хранения ЖРО недостаточно для обеспечения безопасного хранения ЖРО в течение установленного срока промежуточного хранения. Приняты компенсирующие меры
и4
Компенсирующие меры отсутствуют и (или) объема имеющихся пунктов хранения для обеспечения безопасного хранения ЖРО в течение отчетного периода недостаточно
29. Срок эксплуатации хранилищ (емкостей) ТРО
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
30. Срок эксплуатации хранилищ (емкостей) ЖРО
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
31. Учет и контроль ЯМ, РВ и РАО
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
32. Физическая защита ЯМ, РВ и РАО
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
33. Пожаробезопасность
и1
Пожаров и возгораний не зафиксировано
и2
Зафиксированы случаи пожаров и возгораний. Пострадавших нет. СВБ, не повреждены
и3
Зафиксированы случаи пожаров и возгораний. Пострадавших нет. Повреждены СВБ ИЯУ. Приняты компенсирующие меры
и4
Компенсирующие меры отсутствуют и (или) зафиксированы случаи пожаров и возгораний, при которых есть пострадавшие
34. Выполнение программ обеспечения качества
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
35. Порядок обращения с документацией
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
36. Выполнение ППР
Оценку безопасности по данному критерию безопасности рекомендуется проводить в соответствии с таблицей N 2 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности
37. Учет ошибок персонала
и1
При расследовании нарушений устанавливают непосредственные и коренные причины, связанные с человеческим фактором. В состав компенсирующих мероприятий включают деятельность, направленную на устранение коренных причин нарушений, связанных с человеческим фактором
и2
При расследовании нарушений устанавливают непосредственные причины нарушений, связанные с человеческим фактором. Соответствующие компенсирующие мероприятия содержат меры (процедуры) по усилению контроля за осуществлением работ, дополнительное обучение (переподготовку персонала). Предварительные оценки эффективности предложенных мер не соответствуют результатам их внедрения
и3
Ошибки персонала рассматриваются преимущественно как основание для взысканий, наказаний. При расследовании нарушений не устанавливаются обстоятельства организационного характера, связанные с человеческим фактором, создавшие условия для наличия или проявления непосредственной причины
и4
При оценке состояния культуры безопасности не учитываются ошибки персонала
38. Учет планирования и прогнозирования
и1
Осуществляется долгосрочное планирование деятельности с оценкой возможных последствий реализации планов. Тщательное прогнозирование и своевременная реализация мероприятий по обеспечению безопасности способствуют предотвращению возникновения проблемных вопросов
и2
Установлены меры поощрения за досрочное достижение производственных целей, одновременно не рассматриваются долгосрочные последствия интенсификации деятельности в части ее влияния на безопасность. Установлены численные показатели безопасности. Возможность возникновения проблемных вопросов рассматривается заранее с целью разработки мер (процедур), способствующих их решению (но не устранению возможности их появления)
и3
Распространено краткосрочное планирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности. Прогнозирование проблемных ситуаций и мер по их предотвращению не распространено. Проблемы решаются по мере их возникновения
и4
При оценке состояния культуры безопасности не учитывается планирование и прогнозирование
39. Учет роли руководства
и1
Руководство осуществляет наставничество в целях обучения персонала. Руководство поощряет сотрудничество и совместный поиск решений по различным вопросам. Персонал и руководство осуществляют взаимную поддержку и конструктивное взаимодействие
и2
Руководство разъясняет поставленные цели и задачи персоналу, а также осуществляет контроль за их реализацией
и3
Руководство устанавливает правила и применяет меры влияния на персонал с целью их соблюдения
и4
При оценке состояния культуры безопасности не учитывается роль руководства
40. Учет роли персонала
и1
Уважительное отношение к персоналу, подчеркивается ценность персонального вклада в обеспечение безопасности и достижение производственных целей. Уделяется внимание не только вопросам обеспечения технической компетентности персонала, но и мотивируется его активное участие в деятельности организации
и2
Могут иметь место взаимные претензии руководства и персонала, однако существуют возможности для их конструктивного обсуждения и разрешения. Рассматривается влияние человеческого фактора на технологические процессы, однако преимущественно с точки зрения повышения их эффективности. Учитывается, что производительность персонала определяется его отношением к работе
и3
Персонал воспринимается как элемент технологического процесса. Не распространено сотрудничество, обсуждение внутри подразделений проблемных вопросов и путей их решения
и4
При оценке состояния культуры безопасности не учитывается роль персонала
41. Учет методов разрешения проблем
и1
Между структурными подразделениями налажено эффективное функциональное взаимодействие. При решении производственных задач не возникают противоречия с целями безопасности
и2
Восприятие конфликтных ситуаций ограничивается возможностью их негативного влияния на эффективность взаимодействия внутри и между подразделениями. Руководство поощряет взаимодействие внутри структурных подразделений и между ними. Для решения отдельных задач создаются рабочие группы, временные структурные подразделения
и3
Обсуждение проблемных вопросов внутри организации вызывает у руководителей и персонала подразделений защитную реакцию вместо совместного конструктивного поиска путей их решения. Возможны продолжительные конфликты, обусловленные неэффективным взаимодействием структурных подразделений
и4
При оценке состояния культуры безопасности не учитываются методы разрешения проблем
42. Динамика итоговой оценки текущего состояния безопасности ИЯУ
и1
Положительная динамика итоговой оценки текущего состояния безопасности ИЯУ по сравнению с предыдущей самооценкой или итоговая оценка текущего состояния безопасности ИЯУ не изменилась при условии, что в рамках предыдущей самооценки итоговая оценка текущего состояния безопасности ИЯУ равнялась нулю
и2
Итоговая оценка текущего состояния безопасности ИЯУ не изменилась. В рамках предыдущей самооценки уровень текущего состояния ЯРБ ИЯУ признан приемлемым или достаточным
и3
Итоговая оценка текущего состояния безопасности ИЯУ не изменилась. В рамках предыдущей самооценки уровень текущего состояния ЯРБ ИЯУ признан низким. Приняты компенсирующие меры
и4
Компенсирующие меры отсутствуют, динамика итоговой оценки безопасности отрицательна и (или) в рамках предыдущей самооценки уровень текущего состояния ЯРБ ИЯУ признан неприемлемым

Таблица N 2

Типовая шкала оценки критерия безопасности

Индикатор
Характеристика
и1
Несоответствий проектной, конструкторской, эксплуатационной документации или требованиям ФНП не выявлено. По всем выявленным ранее несоответствиям проектной, конструкторской документации, требованиям ФНП приняты компенсирующие меры обеспечения безопасности (разработаны компенсирующие меры, принята программа устранения несоответствий)
и2
Выявлено одно несоответствие проектной, конструкторской, эксплуатационной документации или требованиям ФНП. Приняты компенсирующие меры. По всем выявленным ранее несоответствиям проектной, конструкторской документации или требованиям ФНП приняты компенсирующие меры обеспечения безопасности (разработаны компенсирующие меры, принята программа устранения несоответствий)
и3
Выявлено несколько несоответствий проектной, конструкторской, эксплуатационной документации или требованиям ФНП. Приняты компенсирующие меры. По всем выявленным ранее несоответствиям проектной, конструкторской документации или требованиям ФНП приняты компенсирующие меры обеспечения безопасности (разработаны компенсирующие меры, принята программа устранения несоответствий)
и4
Выявлены несоответствия проектной, конструкторской, эксплуатационной документации или требованиям ФНП. Компенсирующие меры по выявленным несоответствиям проектной, конструкторской документации, требованиям ФНП отсутствуют