ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 4 апреля 2018 г. N 155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении государственного энергетического надзора.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2014 г. N 626 "Об утверждении Положения об Управлении государственного энергетического надзора".
Руководитель
А.В.АЛЕШИН
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 апреля 2018 г. N 155
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
I. Общие положения
1. Управление государственного энергетического надзора (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Координацию деятельности Управления осуществляет заместитель руководителя Ростехнадзора в соответствии с распределением обязанностей.
2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, нормативными правовыми и правовыми актами Ростехнадзора, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность в пределах установленных полномочий непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, а также с его территориальными органами.
4. Основными задачами Управления являются:
организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики и теплоснабжения;
организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (объектов энергетики);
организация и осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
организация контроля и надзора за соблюдением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организация и осуществление контроля и надзора за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
II. Функции
5. Управление осуществляет в установленном порядке следующие функции:
5.1. Проводит анализ практики применения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и представляет предложения по совершенствованию указанных актов в установленной сфере деятельности.
5.2. Участвует в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Управления.
5.3. Готовит предложения в части разработки и пересмотра нормативных правовых актов, разрабатывает относящиеся к сфере деятельности Управления проекты нормативных правовых актов и иных правовых актов, рассматривает и согласовывает в части относящейся к сфере деятельности Управления проекты актов, разработанные другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора.
5.4. Организует подготовку предложений по формированию государственных научно-технических и целевых программ в части работ по обеспечению безопасности поднадзорных объектов.
5.5. Выполняет функции заказчика научно-исследовательских и аналитических работ, проводимых с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов.
5.6. Проводит анализ работы территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления.
5.7. Осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора в пределах компетенции Управления, участвует в работе комиссий по проверке выполнения этими органами возложенных на них функций.
5.8. Организует и проводит проверки за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
5.9. Осуществляет контроль и методическое сопровождение деятельности территориальных органов Ростехнадзора по подготовке в установленном порядке заключений о соответствии вновь построенных, реконструированных зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше.
5.10. Осуществляет контроль и надзор:
за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых установок и сетей субъектов энергетики;
в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше;
за выполнением обязательных требований при допуске в эксплуатацию вновь вводимых и реконструируемых энергоустановок;
за организацией оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
за установлением охранных зон объектов по производству электрической энергии;
за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства;
за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе эксплуатации (в том числе при капитальном ремонте, восстановлении, консервации, ликвидации) гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;
за обеспечением надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, систем управления, коммуникаций, обновлением основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;
за организацией своевременного проведения технического освидетельствования энергооборудования и продления срока его эксплуатации, комплексного обследования производственных зданий и сооружений энергообъектов;
за правильностью технического расследования причин аварий на поднадзорных объектах и гидротехнических сооружениях, достаточностью мер, принимаемых по результатам расследований;
за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;
за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;
за исполнением владельцами поднадзорных гидротехнических сооружений обязанности по обязательному страхованию поднадзорных гидротехнических сооружений;
за вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, выводом в ремонт, капитальным ремонтом объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций;
за организацией и осуществлением оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
за строительством, реконструкцией объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, не являющихся объектами капитального строительства;
за соблюдением субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии (кроме потребителей электрической энергии, связанных с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 кВт с номинальным напряжением до 1000 В и которые присоединены к одному источнику электроснабжения) обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения.
5.11. Участвует в аттестации и проверке знаний руководителей, специалистов и персонала, осуществляющих деятельность в области энергетики, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов аттестационных комиссий поднадзорных организаций.
5.12. Рассматривает и утверждает заключения о соответствии вновь построенных, реконструированных зданий и сооружений объектов энергетики, гидротехнических сооружений первого и второго классов, линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше.
5.13. Разрабатывает в сфере технического регулирования предложения по техническим регламентам в части энергосбережения, пользования топливом и энергией, устройства, эксплуатации и безопасности топливо- и энергопотребляющих установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, учета электрической, тепловой энергии и теплоносителя.
5.14. Участвует в выдаче разрешений:
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации);
на допуск к эксплуатации теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, устройств и сооружений объектов по производству и передаче тепловой энергии, теплоносителя (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
5.15. Участвует в обеспечении формирования и представления в Федеральное агентство водных ресурсов:
материалов по поднадзорным гидротехническим сооружениям для ведения соответствующих разделов Российского регистра гидротехнических сооружений;
сведений об аварийных ситуациях на поднадзорных гидротехнических сооружениях, негативно воздействующих на водные объекты;
сведений об авариях на поднадзорных гидротехнических сооружениях, негативно воздействующих на водные объекты;
сведений о поднадзорных гидротехнических сооружениях, расположенных на водных объектах, для внесения их в государственный водный реестр.
5.16. Организует проведение государственной экспертизы деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.
5.17. Рассматривает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, заключения экспертных комиссий на эти декларации безопасности и вносит проект решения заместителю руководителя Ростехнадзора об их утверждении или отказе в утверждении.
5.18. Определяет перечень объектов, имеющих поднадзорные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, и формирует график представления в Ростехнадзор деклараций безопасности этих гидротехнических сооружений по согласованию с МЧС России.
5.19. Формирует и ведет базу данных деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, контролирует сроки представления деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.
5.20. Определяет организации (экспертные центры), проводящие государственную экспертизу декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.
5.21. Определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии на поднадзорных гидротехнических сооружениях.
5.22. Выдает заключения о наличии (отсутствии) возможности технического присоединения сетевой организацией.
5.23. Участвует в расследованиях несчастных случаев, связанных с эксплуатацией энергоустановок и сетей.
5.24. Организует и участвует в расследованиях причин аварий на объектах энергетики и гидротехнических сооружениях.
5.25. Осуществляет контроль готовности муниципальных образований к отопительному периоду, а также совместно с другими органами исполнительной власти контроль за подготовкой энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и его прохождением, накоплением запасов топлива на энергоисточниках, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и социально значимые объекты.
5.26. Участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве Ростехнадзора.
5.27. Организует, проводит и участвует в выставках, симпозиумах, семинарах и совещаниях в пределах компетенции Управления.
5.28. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
5.29. Обеспечивает выполнение пользователями установленных правил работы и предусмотренных мер защиты информации в локальной вычислительной сети центрального аппарата Ростехнадзора.
5.30. В пределах компетенции Управления осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
5.31. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.
5.32. Осуществляет регистрацию и внесение информации о проведенных и проводимых проверках в Единый реестр проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5.33. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
III. Полномочия
6. Управление в целях реализации полномочий имеет право:
6.1. В пределах своей компетенции дает поручения подведомственным Ростехнадзору организациям, а также направляет предложения заместителю руководителя Ростехнадзора, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления, по подготовке поручений территориальным органам по вопросам, относящимся к деятельности Управления.
6.2. Проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля.
6.3. Осуществлять контроль (надзор) за своевременной проверкой знаний электротехнического, электротехнологического и теплотехнического персонала, обслуживающего электрические и теплоиспользующие установки, и лиц, осуществляющих контроль, надзор за энергетическими установками.
6.4. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления.
6.5. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Управления, экспертов, научные и иные организации, ученых и специалистов.
6.6. Проводить проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
6.7. Рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора.
6.8. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
6.9. Давать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора.
IV. Организация деятельности
7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем.
Начальник Управления несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Управление полномочий.
Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Руководителя по представлению начальника Управления.
8. Начальник Управления:
8.1. Руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления.
8.2. Вносит предложения Руководителю о назначении начальников отделов и других работников Управления.
8.3. Вносит предложения Руководителю о присвоении работникам Управления классных чинов гражданской службы, а также об установлении (изменении) работникам Управления надбавок к должностным окладам.
8.4. Представляет Руководителю предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия.
8.5. Дает поручения по Управлению по организационно-техническим вопросам.
8.6. Утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
8.7. Представляет Ростехнадзор во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
8.8. Участвует в установленном порядке в работе координационных совещательных и экспертных органов Ростехнадзора.
8.9. Организует подготовку и представление в установленном порядке планов, информационных материалов, предложений, отчетов, предусмотренных правовыми актами Ростехнадзора, ведение делопроизводства в Управлении, соблюдение его работниками установленных правил работы с документами и требований по обеспечению сохранения государственной тайны, организует выполнение иных работ, возлагаемых правовыми актами Ростехнадзора на Управление в установленном порядке.
8.10. В установленном порядке вносит предложения о повышении квалификации и переподготовке работников Управления, осуществляет предварительный отбор кандидатов в состав кадрового резерва и работу с указанным резервом.
8.11. Ведет прием представителей организаций и граждан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления.
8.12. Обеспечивает профессиональное развитие работников Управления.
9. Структура и штатное расписание Управления утверждаются Руководителем в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Ростехнадзора.
10. Права и обязанности работников Управления определяются должностными регламентами.