ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 16 апреля 2024 г. N 127
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении государственного энергетического надзора.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2021 г. N 70 "Об утверждении Положения об Управлении государственного энергетического надзора";
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 марта 2021 г. N 114 "О внесении изменений в Положение об Управлении государственного энергетического надзора".
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 16 апреля 2024 г. N 127
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
I. Общие положения
1. У правление государственного энергетического надзора (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).
Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Управление подчиняется руководителю Службы (далее - руководитель).
Деятельность Управления непосредственно курирует заместитель руководителя Ростехнадзора в соответствии с распределением обязанностей.
2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, нормативными правовыми и правовыми актами Ростехнадзора, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность в пределах установленных полномочий непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, также с его территориальными органами, подведомственными Службе организациями.
4. Основными задачами Управления являются:
организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики;
организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения;
организация и осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
организация и осуществление федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
II. Функции
5. Управление осуществляет в установленном порядке следующие функции:
5.1. Проводит анализ практики применения законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, представляет предложения по совершенствованию указанных актов в установленной сфере деятельности.
5.2. Разрабатывает нормативные правовые акты, относящиеся к сфере деятельности Управления.
5.3. Участвует в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Службы.
5.4. Готовит предложения в части разработки и пересмотра нормативных правовых актов, рассматривает и согласовывает в части, относящейся к сфере деятельности Управления, проекты актов, разработанные другими структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, федеральными органами исполнительной власти.
5.5. Выполняет функции заказчика научно-исследовательских работ, проводимых с целью обоснования и формирования требований к обеспечению безопасности поднадзорных объектов.
5.6. Проводит анализ работы территориальных органов Ростехнадзора и подведомственных Ростехнадзору организаций в пределах компетенции Управления.
5.7. Осуществляет контроль и методическое руководство деятельностью территориальных органов Ростехнадзора и подведомственных Ростехнадзору организаций в пределах компетенции Управления.
5.8. Участвует в работе комиссий по проверке выполнения территориальными органами Ростехнадзора и подведомственными Ростехнадзору организациями возложенных на них функций.
5.9. Организует и проводит контрольные (надзорные) мероприятия за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
5.10. Осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, обязательных требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики, требований к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда, требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
за соблюдением субъектами электроэнергетики, осуществляющими эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения и правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также правил по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;
за соблюдением теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также правилами по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;
за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных статьями 36, 38 - 40 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в части зданий и сооружений гидротехнических сооружений;
за соблюдением саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных федеральными законами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
5.11. Осуществляет оказание государственных услуг: по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
по предоставлению сведений из Российского регистра гидротехнических сооружений;
по утверждению деклараций безопасности гидротехнических сооружений I и II класса, находящихся в эксплуатации;
по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
5.12. Осуществляет методическое сопровождение в рамках установленных полномочий при оказании территориальными органами Ростехнадзора государственных услуг, а также мониторинг их оказания, в том числе:
государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
государственной услуги по выдаче заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям;
государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) до 1 сентября 2024 г. в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 мая 2023 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
5.13. Осуществляет контроль и сопровождение осуществления территориальными органами Ростехнадзора следующих видов разрешительной деятельности:
по подтверждению готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики;
по подтверждению готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения;
по согласованию границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
5.14. Осуществляет рассмотрение жалоб, поступающих в подсистему "Досудебное обжалование" Государственной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", а также рассмотрение сообщений, направленных посредством Платформы обратной связи.
5.15. Участвует в составе Центральной аттестационной комиссии по рассмотрению апелляций на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий.
5.16. Формирует комиссию, назначаемую в соответствии с приказом Ростехнадзора от 11 мая 2023 г. N 176 "Об утверждении положения о комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по подтверждению знаний требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики и требований безопасности в сфере теплоснабжения" (далее - проверка знаний), и осуществляет проверку знаний работников центрального аппарата Ростехнадзора, председателей (заместителей председателей), работников, назначаемых в состав комиссии территориальных органов Ростехнадзора.
5.17. Согласовывает положения о комиссиях территориальных органов Ростехнадзора по подтверждению знаний требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопримающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики и требований безопасности в сфере теплоснабжения.
5.18. Участвует в обеспечении формирования и представления в Федеральное агентство водных ресурсов:
сведений о поднадзорных гидротехнических сооружениях, расположенных на водных объектах;
сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;
сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты;
сведений об иных сооружениях, расположенных на водных объектах.
5.19. Организует проведение государственной экспертизы деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.
5.20. Формирует и ведет базу данных деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений I и II класса, контролирует сроки представления деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений.
5.21. Определяет величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии на поднадзорных гидротехнических сооружениях I и II класса.
5.22. Осуществляет методическое сопровождение при участии территориальных органов Ростехнадзора в расследованиях несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с эксплуатацией поднадзорных объектов.
5.23. Осуществляет методическое сопровождение при расследовании территориальными органами Ростехнадзора причин аварий на объектах энергетики и гидротехнических сооружениях, при необходимости принимает участие в расследовании причин аварий на объектах энергетики и гидротехнических сооружениях.
5.24. Осуществляет контроль готовности муниципальных образований к отопительному периоду, а также совместно с другими органами исполнительной власти контроль за подготовкой энергоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и его прохождением, накоплением запасов топлива на энергоисточниках, обеспечивающих теплом и электроэнергией население и социально значимые объекты.
5.25. Участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве Ростехнадзора.
5.26. Организует, проводит и участвует в выставках, симпозиумах, семинарах и совещаниях в пределах компетенции Управления.
5.27. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
5.28. Обеспечивает выполнение пользователями Управления установленных правил работы и предусмотренных мер защиты информации в локальной вычислительной сети центрального аппарата Ростехнадзора.
5.29. В пределах компетенции Управления осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
5.30. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления.
5.31. Осуществляет внесение информации о проверках в Единый реестр проверок, а также о контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5.32. Направляет сведения для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.
5.33. В пределах своей компетенции участвует в работе по организации и обеспечению мобилизационной подготовки Управления.
5.34. В пределах своей компетенции участвует в работе по организации и ведению гражданской обороны в Управлении.
5.35. В пределах своей компетенции организует и проводит работу по технической защите информации ограниченного доступа в Управлении.
5.36. Участвует в рамках установленной компетенции в реализации полномочий Службы в области противодействия терроризму.
5.37. Осуществляет внесение информации об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, в федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований".
5.38. Использует информационные ресурсы Ростехнадзора, в том числе прикладные информационные системы, для исполнения возложенных функций и обязанностей, в пределах своей компетенции организует работу по внесению сведений в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
5.39. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
III. Полномочия
6. Управление в целях реализации полномочий имеет право:
6.1. Подготавливать и направлять заместителю руководителя Ростехнадзора, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления, проекты поручений территориальным органам и подведомственным Ростехнадзору организациям по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
6.2. Проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля.
6.3. Рассматривать обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления, и направлять ответы по результатам их рассмотрения.
6.4. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Управления, экспертов, научные и иные организации, ученых и специалистов.
6.5. Проводить проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
6.6. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
IV. Организация деятельности
7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем.
Начальник Управления несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Управление полномочий.
Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом руководителя по представлению начальника Управления.
8. Начальник Управления:
8.1. Руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления.
8.2. Вносит предложения руководителю о назначении начальников отделов и других работников Управления.
8.3. Вносит предложения руководителю о присвоении работникам Управления классных чинов гражданской службы, а также об установлении (изменении) работникам Управления надбавок к должностным окладам.
8.4. Представляет руководителю предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарного воздействия.
8.5. Дает поручения по Управлению по организационно-техническим вопросам.
8.6. Утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
8.7. Представляет Ростехнадзор во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
8.8. Участвует в установленном порядке в работе координационных, совещательных и экспертных органов Ростехнадзора.
8.9. Организует подготовку и представление в установленном порядке планов, информационных материалов, предложений, отчетов, предусмотренных правовыми актами Ростехнадзора, ведение делопроизводства в Управлении, соблюдение его работниками установленных правил работы с документами и требований по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, организует выполнение иных работ, возлагаемых правовыми актами Ростехнадзора на Управление.
8.10. В установленном порядке вносит предложения о повышении квалификации и переподготовке работников Управления, осуществляет предварительный отбор кандидатов в состав кадрового резерва и работу с указанным резервом.
8.11. Ведет прием представителей организаций и граждан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления.
8.12. Обеспечивает профессиональное развитие работников Управления.
9. Структура и штатное расписание Управления утверждаются руководителем в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Ростехнадзора.
10. Права и обязанности работников Управления определяются должностными регламентами.